Возникновение на рубеже XIX- ХХ вв. социал-демократических и неонароднических партий и групп

В России политические партии стали возникать примерно на рубеже 80 - 90-х годов XIX в - на полвека позже, чем в странах Западной Европы и в США. При этом в России сначала оформлялись "левые" партии социалистической ориентации, затем либеральной и наконец - правоконсервативной, в то время как на Западе этот процесс происходил в обратном направлении.

В 80 - 90-х годах XIX в. в России возникает ряд марксистских групп и объединений, на основе которых стали складываться социал-демократические партии.

Первые кружки по изучению и распространению произведений К. Маркса и Ф. Энгельса появляются в начале 80-х годов. 25 сентября 1883 г. Г.В. Плеханов и бывшие члены "Черного передела" П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и В.Н. Игнатов опубликовали объявление о предпринятом ими издании "Библиотеки современного социализма". Так было положено начало руководимой Плехановым первой русской марксистской группы "Освобождение труда". Группа занималась переводом, изданием и распространением в России работ Маркса и Энгельса. Она издавала также специально для рабочих "Рабочую библиотеку" - серию популярных брошюр по насущным социальным вопросам, знакомила их с рабочим движением на Западе.

За 20-летие существования группы ею было опубликовано до 250 переводов этих работ, а также оригинальных марксистских произведений самого Плеханова. Наиболее широкую известность в России получили его работы "Социализм и политическая борьба" (1883) и "Наши разногласия" (1885), в которых пропагандировались идеи марксизма с развернутой критикой народнических воззрений. Критикуя народников, Плеханов доказывал неспособность крестьян к революции и противопоставлял крестьянина пролетарию. "Историческая роль пролетариата, писал он, - настолько же революционна, насколько консервативна роль мужика... На мужичке целые тысячелетия держались восточные деспотии". На работах Плеханова учились марксизму многие русские социал-демократы. Иначе воспринимали их народники, которые даже устраивали "торжественные сожжения" плехановских книг.

В октябре 1883 г. в Петербурге возникла марксистская группа болгарского революционера Димитра Благоева (впоследствии основателя Болгарской коммунистической партии). Она называлась "Петербургской группой партии русских социал-демократов", в которой насчитывалось до 30 человек. Многие из них ранее примыкали к "Черному переделу". Группа установила связь с Плехановым. В Петербурге она создала до 15 рабочих кружков, в которых насчитывалось до 150 рабочих, кассы взаимопомощи, библиотеки, кружки самообразования, распространяла издания марксистских работ группы "Освобождение труда", а также отпечатанные в своей подпольной типографии прокламации, выпустила два номера нелегальной социал-демократической газеты "Рабочий". После высылки в 1885 г. на родину властями Благоева и последовавших в 1887 г. арестов остальных участников группы она прекратила свое существование.

В 1885 г. в Петербурге возник кружок П.В. Точисского "Товарищество петербургских мастеровых". Он занимался пропагандой марксизма среди петербургских рабочих, создал кассу для оказания материальной помощи забастовщикам и ссыльным. В 1888 г. группа была раскрыта, однако удалось сохранить основное ее ядро, и в 1889 г. воссоздать новую организацию - "Социал-демократическое общество", возглавил которое студент петербургского Технологического института М.И. Бруснев. Весной 1891 г. под руководством этого общества состоялась первая в России маевка. Через год организация была раскрыта жандармами и прекратила свое существование. В конце 80-х- начале 90-х годов в промышленных центрах России возникали и другие марксистские группы, которые вели пропаганду марксизма среди рабочих, но их деятельность быстро пресекалась полицией.

Первые марксистские кружки в России подготовили почву для возникновения более широких социал-демократических объединений. Наиболее значительным из них был образованный в 1895 г. в Петербурге В.И. Лениным при содействии Л. Мартова (Ю.О. Цедербаум) "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Он объединил 20 марксистских кружков и установил связь с рабочими петербургских предприятий. Было решено выпускать газету "Рабочее дело". 9 декабря 1896 г. руководители "Союза" Ленин, Мартов, Г.М. Кржижановский, В.В. Старков и А.А. Ванеев были арестованы и после суда отправлены в ссылку в разные места Сибири. Однако рядовые члены организации остались на свободе и продолжали свою деятельность.

В конце 90-х годов по типу петербургского "Союза борьбы" в ряде промышленных центров России были образованы и другие социал-демократические "Союзы": "Северный союз русских рабочих" в Иваново-Вознесенске, "Южнорусский рабочий союз" в Одессе, "Союз николаевских рабочих" и др.

На рубеже XIX - XX вв. в России происходит формирование социал-демократических партий. Раньше всего, еще в 80-х годах, они возни кают в национальных окраинах России - в Финляндии, Польше, Армении: Финская партия (конец 80-х годов), Армянский революционный союз (Дашнакцутюн, 1890), Армянская социал-демократическая партия "Гнчак" ("Колокол", 1887), Польская социалистическая партия (1892), Литовская социал-демократическая партия (1896), "Всеобщий еврейский рабочий союз Литвы, Польши и России" (Бунд, 1897).

Попытка создать Российскую социал-демократическую партию (РСДРП) была предпринята в начале 1898 г. по инициативе остававшихся на свободе членов Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". В марте 1898 г. в Минске собрался I съезд РСДРП. П.Б. Струве подготовил Манифест съезда. На него прибыли 9 делегатов от разных социал-демократических организаций, однако партии как таковой не было создано: съезд не принял ни ее программы, ни устава, а по завершении его восемь из девяти делегатов были арестованы.

Оформление РСДРП как партии произошло на ее II съезде, состоявшемся в июне-июле 1903 г. Съезд собрался сначала в Брюсселе, затем по требованию бельгийской полиции был вынужден перенести свои заседания в Лондон. На этом съезде были приняты программа и устав партии, но выявились острые разногласия по организационным вопросам - о принципах построения партии. В.И. Ленин выступал за строго централизованную, спаянную железной дисциплиной партию. Против методов подавления личности, за индивидуальную свободу членов партии выступили Мартов, Плеханов и их сторонники. При голосовании по 1-му пункту Устава о принципах членства в партии прошла точка зрения Мартова, однако при выборах в центральный орган партии большинство получили сторонники Ленина. Они получили наименование "твердых" марксистов-большевиков. Сторонников Мартова именовали "мягкими" марксистами-меньшевиками. Так определились два течения в РСДРП - большевистское и меньшевистское. Впрочем, рядовые члены партии не видели принципиального различия между теми и другими.

80 - 90-е годы XIX в. были временем увлечения марксизмом в России. Марксистами были не обязательно революционеры, но и лица, не разделявшие крайних выводов Маркса - ликвидации эксплуататорского строя революционным путем. Это так называемые "легальные марксисты". К ним принадлежали видные философы П.Б. Струве, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, которые впоследствии отошли от марксизма (в 1909 г. они выступили как авторы знаменитого сборника "Вехи"), экономисты Н.А. Даниельсон и М.Т. Туган-Барановский. Они подчеркивали прогрессивность капитализма и необходимость постепенного мирного развития страны по пути ее демократизации.

Однако не сдавало своих позиций и народничество, несмотря на понесенные в результате репрессий потери. 90-е годы - время возрождения различных неонароднических объединений и групп. В 1902 г. в процессе объединения различных неонароднических кружков левого направления складывается революционно-демократическая партия "социалистов-революционеров" (эсеров). Главным идеологом и лидером партии стал В.М. Чернов. Вместе с А.Р. Гоцем он создал в 1901 г. заграничную группу социалистов-революционеров, которая явилась ядром складывавшейся партии эсеров. Видными деятелями партии эсеров были Н.Д. Авксентьев и Г.А. Гершуни. Эсеры ориентировались на социалистическую революцию, главной движущей силой которой считали крестьянство. Характерно, что в составе этой партии 70% принадлежали к интеллигенции, 26% - к рабочим и лишь 1,5% - к крестьянам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: