Введение в курс «Ценообразование»

1.Цель данной дисциплины в учебном процессе.

2. Понятие и сущность цены в рыночной экономике.

3. Место цены в системе стоимостных экономических категорий.

4. Цены как активный инструмент формирования структуры производства.

5. Связь данного курса с другими дисциплинами.

1.Цель данной дисциплины в учебном процессе.

Целью дисциплины является приобретение необходимых знаний в области ценообразования для выбора правильного подхода в установлении цен. Предметом науки "Ценообразование" является исследование колебаний цен под влиянием рыночной конъюнктуры, а объектом выступает процесс ценообразования.

2. Понятие и сущность цены в рыночной экономике.

Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует по настоящее время.

Цена - форма выражения полезности блага, проявляющаяся в процессе обмена.

В отечественной экономической литературе долгое время использовалось такое определение: Цена - денежное выражение стоимости товара, которая определяется общественно необходимыми затратами труда (т.е. тем рабочим временем, которое требуется для производства данного товара при сложившихся общественно нормальных производственных условиях и среднем в данном обществе уровне сложности и интенсивности труда). Указанное определение отражает "затратный подход" К.Маркса и не может адекватно использоваться в современных условиях.

Филипп Котлер дает следующее определение "Цена - денежная сумма, взимаемая за конкретный товар".

Именно так считает Е.И. Пунин, который в одном из своих исследований написал: " Цена товара - денежное выражение системы ценообразующих факторов, действующих в данное время".

Группа исследователей российской экономической академии им Г.В.Плеханова считает, что цена - количество денег (или других товаров и услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. Цена, как правило, в денежной форме, выражает стоимость единицы товара или услуги.

3. Место цены в системе стоимостных экономических категорий.

Все стоимостные категории теснейшим образом взаимосвязаны. Каждая из них занимает собственное место, определяемое тем аспектом экономических отношений, которые она выражает.

Финансы – экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств и их движением.

Кредит – экономические отношения, связанные с формированием и использованием временно свободных денежных средств.

Заработная плата – экономические отношения по поводу присвоения части стоимости общественного продукта непосредственными участниками воспроизводства.

Прибыль – экономические отношения, связанные с формированием средств, направляемых на расширенное воспроизводство.

Себестоимость – экономические отношения по поводу формирования средств, используемых на простое воспроизводство.

В системе стоимостных категорий цена занимает центральное место. Представляя денежное выражение стоимости, она отражает всю совокупность экономических отношений.

4. Цены как активный инструмент формирования структуры производства.

Цены являются активным инструментом формирования структуры производства, оказывают решающее воздействие на движение общественного продукта в материально-вещественной форме, способствуют повышению эффективности производства, влияют на распределение и использование рабочей силы, предопределяют уровень жизни населения.

Рыночная экономика основывается на самостоятельных экономически обоснованных ценах - решающий фактор результатов производственной и финансовой деятельности.

5. Связь данного курса с другими дисциплинами.

Курс «Ценообразования» неразрывно связан с другими курсами такими как «Финансы», «Денежное обращение и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Менеджмент», «Маркетинг», а также со специальными дисциплинами: «Налогообложение», «Ценные бумаги» и т.п. Поэтому наряду с общетеоретическими, методологическими вопросами практики ценообразования, в этот курс включены специфические проблемы ценообразования как страхование, налогообложение.

Знания, умения и навыки, полученные при изучении курса "Ценообразование" могут использоваться в планировании и прогнозировании, экономике и социологии труда, мировой экономике и других экономических дисциплинах. Такое тесное взаимодействие изучаемых наук позволит будущим специалистам лучше выявлять закономерности и факторы экономического развития, устанавливать причинно-следственные связи в сложных социально-экономических явлениях, что обеспечит высокую объективность выводов и прогнозов



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: