double arrow

Тема 12. Ценообразование и система налогообложения

1.Влияние системы налогообложения на ценообразование.

2.Принципы определения цены для целей налогообложения.

3.Налог на прибыль, его влияние на цены.

4.Налог на добавленную стоимость, его экономическая сущность и его плательщики. Взаимосвязь с ценой.

5.Акцизы, их воздействие на уровень цен, их плательщики.

6.Налог с продаж, его воздействие на уровень цен, его плательщики.

1.Влияние системы налогообложения на ценообразование.

Налоги, сборы, пошлины и платежи, определяющие финансовые взаимоотношения предприятий с государством и его организациями, отражаются в составе цены неадекватно:

-одни из них входят в состав затрат предприятий (себестоимость продукции);

-другие ограничивают прибыль, остающуюся у предприятий (налог на прибыль);

-третьи представляют собой прямую надбавку к цене (налог на добавленную стоимость, акцизы). Эти налоги принято считать косвенными.

Перечисленные налоги имеют двоякую связь с ценами. С одной стороны, они входят в состав цены продукта (товара), с другой — выступают в роли цен соответствующих видов ресурсов.

Система налогообложения и связанный с ней рост цен определяют серьезные затруднения в экономической деятельности предприятий и обусловливают их задолженность по налогам и сборам в федеральный бюджет.

Поскольку налоговая система определяет налогообложение на каждый товар, то не сложно понять, что на рынке данного товара, безусловно, имеет место смещение равновесной цены, так как в расчете цен принимают участие оба показателя: издержки и прибыль. Это смещение усугубляется еще и другим обстоятельством. На рынке отдельного товара выступает его цена, а она формируется на предприятиях различных регионов страны, где налоговые ставки отличаются.

Таким образом, налоговые платежи и другие сборы непосредственно увеличивают цены товаров, воздействуя как на уменьшение предложения, так и на сокращение спроса.

2.Принципы определения цены для целей налогообложения.

Рыночные ценой товара, услуги признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (или однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

При определении рыночных цен товара учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара сделках с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях.

При отсутствии на соответствующем рынке товаров сделок по идентичным (однородным) товарам или недоступности информационных источников для определения рыночной цены могут использоваться следующие методы:

-метод цены последующей реализации, при которой рыночная цена определяется как разность цены, по которой такие товары реализованы покупателем при последующей реализации, и разумных затрат;

-затратный метод, при котором рыночная цена товара определяется как сумма произведенных затрат и наценки.

3.Налог на прибыль, его влияние на цены.

Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций - это форма платежа, взимаемая с доходов или имущества юридических лиц, характеризующаяся обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения.

Предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являются плательщиками налога на прибыль, получаемую в результате осуществления своей финансово-хозяйственной деятельности.

Общая ставка налога на прибыль - 24%

Налоговые льготы. Существенным моментом в действующем налоговом законодательстве, регулирующем порядок налогообложения налогом на прибыль, является отсутствие налоговых льгот.

Прибыль представляет собой ту часть произведенного национального дохода, которая тесно связана с уровнем цен и затрат. Предприятия стремятся к максимизации прибыли, что достигается увеличением объема продаж, минимизацией затрат и ростом цен в меру повышения качества продукции. Но повышение цен за счет улучшения качества продукции — явление объективное, оно обеспечивается наличием конкурентной среды.

4.Налог на добавленную стоимость, его экономическая сущность и его плательщики. Взаимосвязь с ценой.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ.

Плательщики налога. Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Налоговые ставки. По НДС в настоящее время действуют три ставки 10%, 20% и 0 %.

Кроме указанных налоговых ставок существуют расчетные ставки 9,09% и 16,67% (исходя из ставок 10% и 20%, соответственно).

Налог на добавленную стоимость оказывает сильное воздействие на уровень цен. Достаточно сказать, что в результате введения НДС все цены были увеличены на треть.

5.Акцизы, их воздействие на уровень цен, их плательщики.

Акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем.

Плательщиками акцизов признаются предприятия и индивидуальные предприниматели при совершении операций с подакцизными товарами.

Подакцизными товарами являются: спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция с общей долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, автомобили, мотоциклы, минеральное сырье (нефть, газовый конденсат, природный газ).

Налоговые ставки. На всей территории России установлены две ставки:

· адвалорные - в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акциза.

· специфические - в рублях и копейках за единицу измерения товара.

6.Налог с продаж, его воздействие на уровень цен, его плательщики.

Налог с продаж является региональным налогом и поступает в бюджет субъекта РФ, который его ввел.

Налогоплательщиками налога с продаж признаются: организации, индивидуальные предприниматели.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт на территории субъекта Российской Федерации.

Налоговая ставка. Максимальная ставка налога с продаж утверждена Налоговым кодексом РФ в размере 5%. Конкретную ставку в пределах этой величины устанавливает субъект Российской Федерации.

При определении налогооблагаемой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает в себя НДС, а для подакцизных товаров - и акцизы.

Распределение косвенных налогов (НДС, акцизов или налога с продаж) между продавцом и покупателем товаров в основном зависит от эластичности спроса и предложения товаров по цене. Если спрос на товар высоко эластичен по цене, всю тяжесть налогов несет производитель; если спрос на товар неэластичен по цене, то большую часть налогов фактически платят покупатели.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: