Взаимосвязь ценообразования с другими экономическими дисциплинами

Теоретические основы цен и ценообразования преподаются в политической экономии. Ни одна экономическая школа не обходится без концепции цены и стоимости. Фундаментальных теорий существует две: теория трудовой стоимости и субъективной стоимости. Идеологизированные учебные курсы излагают либо ту, либо другую теорию. В период начала и проведения рыночных реформ в России произошел явный крен в сторону теории рыночного равновесия, основанной на субъективном понимании цены и стоимости вместе с революционными выводами Карла Маркса из теории антагонистических противоречий между трудом и капиталом была отброшена и трудовая теория стоимости, исходя из приоритета общественно необходимых затрат живого и овеществленного труда при формировании меновой стоимости товара и цены как денежного выражения стоимости. Наибольшую познавательную ценность имеют те курсы политической экономии, которые излагают диаметрально противоположные концепции цены и стоимости, оставляя выбор между ними учащимся.

Вместе с отрицанием планового централизованного ценообразования в последнее десятилетие наблюдался отказ от исследования роли государства в управлении рыночной экономикой вообще. В настоящее время намечается возврат к вопросам соотношения государственного управления и саморегулирования, тем более, что столпы рыночной экономики уподобляют попытку обойтись либо одним государством без рыночного саморегулирования, либо одним саморегулированием без управления со стороны государства — «попытке аплодировать одной рукой» (П. Самуэльсон).

Теоретические положения политической экономии относительно цены и стоимости используются в курсе ценообразования, но уже на более конкретном уровне познания экономики.

Недостатком изучения ценообразования в период централизованной, плановой системы управления был механический перенос категорий политэкономии с их высокой степенью абстракции в теорию и практику ценообразования. Карл Маркс, например, абстрагировался в вопросах производства от непроизводственной сферы услуг. Марксисты так и не решились ввести ее в систему экономических связей.

В исследовании категории «товар» Карл Маркс абстрагировался от анализа действий субъектов сделки купли-продажи. Товары у Маркса сами «бросают друг на друга влюбленные взгляды». А что при этом обдумывает продавец и что решает покупатель, осталось «за кадром». Это и понятно: политэкономия должна истолковать сущность стоимостных экономических категорий: и капитала, и процента, и ренты, и прибыли. Поэтому анализ в «Капитале» ведется на абстрактном уровне.

Коммерческое ценообразование сегодняшнего дня изучает вопросы формирования цены на уровне человеческого поведения сторон, преследующих свои коммерческие интересы, мотивации действий продавца и покупателя.

Дисциплины «Макроэкономика» и «Микроэкономика» исследуют явления на том же уровне, что и ценообразование. Можно считать, что ценообразование является их частью.

Но только нельзя согласиться, что ценообразование относится исключительно к микроэкономике. Точно так же как нельзя согласиться с анализом экономической деятельности предприятия без единого упоминания о ценовой политике предприятия. В ценообразовании присутствуют и исследуются макроэкономические и микроэкономические проблемы.

Например, сдерживание инфляции — проблема макроэкономическая. А исследование взаимосвязи рентабельности, объема реализации и уровня цены реализации — микроэкономическая.

Ценообразование широко использует общие методы экономической статистики и методы, применяемые в статистике цен. Статистическое наблюдение рыночных цен основано на теории выборочного метода, а именно на отборе базовых предприятий и товаров-представителей, репрезентативно представляющих все товары генеральной совокупности по отрасли, региону, стране, а также на выборке из последовательностей. Динамика цен и инфляция изучаются при помощи системы индексов цен. Дефлятор ВВП позволяет оценить степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг, поставляемых на внутренний рынок.

Теория экономического анализа вооружает ценообразование системным подходом к изучаемым явлениям, балансовым методом и методом факторного анализа изменения уровня цен, что позволяет оценить действие факторов по уровням, выявить и элиминировать структурный фактор.

Благодаря методам экономического анализа цены изучаются, во-первых, как система цен, и, во-вторых, во взаимосвязи с другими экономическими явлениями.

На основе глубокого экономического анализа цен определяется стратегия государства в области ценообразования, которая ориентирует развитие всех отраслей рыночной экономики.

Финансы, денежное обращение, банковское дело и кредит связаны с Ценообразованием прямой и обратной связью: источники финансовых и кредитных ресурсов зависят от уровня цен, но активность финансового и денежно-кредитного регулирования определяет интенсивность или затухание инфляционных процессов, что, в свою очередь, влияет на темпы развития экономики и уровень благосостояния граждан.

Пространством, в котором осуществляется ценообразование, является торговая деятельность хозяйствующих субъектов, каждый из которых «сам себе» — комитет цен. Изучение торгового дела необходимо для понимания механизма ценообразования, формирования структуры цены. Рыночная цена реализации обеспечивает возмещение всех издержек производства и обращения не непосредственно, а через возмещение покупной цены и торговой наценки.

В ценообразовании следует различать торговую деятельность предприятий-производителей и торговлю-перепродажу предприятиями оптовой, розничной и внешней торговли, для чего требуется ознакомление с особенностями экономики, организации, бухгалтерского учета в разных отраслях.

Активное коммерческое ценообразование предполагает использование маркетинга, т. е. ориентацию на потребителя, изучение его спроса, формирование ассортимента товаров и услуг, исходя из нужд потребителей. Маркетинг означает проведение гибкой политики ценообразования, предусматривающей стимулирование всех участников товародвижения, премирование покупателя за его выбор продукции данной фирмы, в разных отраслях не в ущерб увеличению прибыли товаропроизводителя или торговой фирмы.

Экономико-математическое моделирование — необходимый инструмент исследования и прогнозирования цен, так как цены формируются на основе больших массивов информации, испытывают влияние многих факторов и оказывают воздействие на существенные экономические связи. Наблюдение непрерывных потоков покупателей, из которых одни прицениваются, другие выбирают, а третьи совершают покупки, необходимость непрерывного возобновления запасов в условиях нестабильного спроса и т. п. — все это вызывает необходимость использования в коммерческом анализе торговой деятельности и ценообразования теории вероятности и методов математической статистики, обеспечивающих получение результатов выборочных исследований с высокой степенью вероятности их точности, устанавливающих и измеряющих тесноту связи между факторными и результативными признаками случайных величин.

Издержки производства и обращения составляют органическую часть курса ценообразования, но могут быть выделены и в самостоятельную дисциплину. Изучение издержек является фундаментом ценообразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: