double arrow

Учебное пособие по курсу

ЦЕнообразование

Кафедра экономики и менеджмента

для студентов дневной и заочной форм обучения

специальности 1-26 02 02 «Менеджмент»

Витебск, 2009

Печатается по решению научно-методического совета Витебского филиала Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»

ББК

Автор: Иванов В.И., кандидат экономических наук, доцент

Рецензенты: Бекиш Е.И., кандидат экономических наук, доцент

Солодкий Д.Т., кандидат экономических наук, доцент

Ценообразование. Учебное пособие для студентов дневной и заочной форм обучения специальности 1-26 02 02 «Менеджмент». – Витебск: ВФ УО ФПБ «МИТСО», 2009. – с.116

Учебное пособие составлено с учетом требований учебной программы по курсу «Ценообразование», разработанной в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент»

© Витебский филиал Учреждения образования Федерации профсоюзов

Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 4

Тема 1: ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.. 5

Тема 2: ЦЕНЫ В МЕХАНИЗМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 13

Тема 3: ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.. 20

Тема 4: МЕТОДЫ И СТРАТЕГИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.. 38

Тема 5: ЦЕНЫ В ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 48

Тема 6: ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В МАРКЕТИНГЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 65

Тема 7: ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ОТДЕЛЬНЫХ РЫНКАХ ТОВАРОВ И УСЛУГ.. 74

Тема 8: ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ 88

Тема 9: ЦЕНА ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 96

СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ.. 102


ВВЕДЕНИЕ

Цены играют основополагающую роль в экономике любой страны. Именно они определяют структуру общественного производства, оказывают решающее воздействие на движение товарных и денежных потоков внутри страны, распределение национального дохода, уровень благосостояния населения. Для всех производителей, вне зависимости от форм собственности, вопрос о цене является главным, так как именно ее уровень определяет объем прибыли, получаемый предприятием, возможности приобретения и внедрения новых технологий, разработок новых видов продукции, совершенствование уже существующих и так далее в зависимости от целей и приоритетов. Правильная методика расчета и установления цены, разумная ценовая тактика на рынке, последовательная реализация обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любой фирмы в условиях рыночных отношений.

Важность перечисленных факторов возрастает при выходе на внешние рынки, когда необходим учет опыта и практики конкурентов и контрагентов, присутствующих на рынке и обладающих эффективным управленческим аппаратом, использующих развитую рекламную сеть и отлаженную систему отбора и анализа коммерческой информации.

Ценообразование является наиболее сложным и важным элементом законодательной и исполнительной деятельности государства, функционирования производителей товаров и услуг. В ценах концентрируются все основные политические, экономические и социальные проблемы развития общества. Таким образом, развитие «ценовой грамотности» является одной из основных задач высшей школы. Данное пособие разработано на базе типовой учебной программы для высших учебных заведений «Ценообразование».

Курс «Ценообразование» непрерывно связан с другими курсами, преподаваемыми будущим экономистам. В частности, это относится к дисциплинам «Финансы», «Денежное обращение и кредит», «Бухгалтерский учет и аудит», «Менеджмент», «Маркетинг». «Экономика предприятия» и других.

Предметом учебной дисциплины «Ценообразование» является изучение теории и практики ценообразования. В процессе обучения студенты должны усвоить роль и значение цен в условиях рыночной экономики, методологию установления, анализа уровня, структуры и динамики цен в различных отраслях хозяйства.

Основная задача курса – ознакомить студентов с вопросами теории и практики рыночного ценообразования, показать целесообразность и границы государственного регулирования цен, основные методы установления цен, особенности их определения на продукцию, услуги, работы предприятий различных отраслей народного хозяйства, а также в торговле на внешнем рынке.

В процессе освоения курса будут рассмотрены основы теории ценообразования, методы и стратегии ценообразования, ценовая политика в маркетинге предприятия, особенности ценообразования на отдельных рынках, во внешнеторговой деятельности.

Тема 1: ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1. Теории ценообразования.

2. Проблемы устойчивости рыночного равновесия.

3. Эластичность спроса и предложения и их определение.

4. Особенности ценообразования на различных типах рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: