Взаимодействие цен и налогов

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, вноси­мых в доходы соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, образует систему налогов. Налоги, сборы, пошлины и платежи, об­разующие систему финансовых взаимоотношений предприятий и ор­ганизаций с государством и его организациями, по-разному отража­ются в составе цены. Одни из них входят в состав затрат, другие уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, третьи же являются прямой надбавкой к цене, формирующей его до­ходы.

Основными налоговыми платежами, оказывающими наибольшее влияние на уровень и структуру цен, являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.

Прибыль составляет ту часть произведенного национального дохо­да, которая подвержена наибольшему перераспределению. Она тесно связана с уровнем цен и затрат. Предприятия, функционирующие в нормальной рыночной экономике, стремятся к ее максимизации. В конкурентной среде это достигается увеличением объемов продаж, минимизацией затрат и ростом цен в меру повышения качества продукции. В сильно монополизированной отечественной экономике в условиях инфляции и снижения объемов производства в большин­стве отраслей конкурентная среда существенно ослаблена. В резуль­тате предприятия добиваются максимизации прибыли преимущест­венно за счет повышения цен.

Влияние налога на прибыль на уровень цен значительно меньше, чем влияние налога на добавленную стоимость и акцизов (по подак­цизным товарам), НДС и акцизы являются формой изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости. Предшественником налога на добавленную стоимость и акцизов в экономике Украины был налог с оборота, который теоретически рассматривался как одна из форм чистого дохода. Трудность экономического анализа налога с оборота состояла в том, что в разные периоды его содержание существенно менялось. Однако фискальный характер этого налога никогда не вызывал сом­нения.

В большинстве стран с рыночной экономикой косвенные налоги отделены от пря­мых. Такое разделение позволяет закрепить за каждым из них ре­шение приоритетных задач. Так, НДС и акцизы, регулирующие производство, реализацию и потребление отдельных видов продук­ции и услуг, все же главным образом предназначены для формиро­вания доходной части бюджета. Высокая ставка НДС обеспе­чивала поступление основной массы средств в доход бюджета, что позволило в условиях финансового кризиса иметь относительно низ­кую ставку налога на прибыль.

Добавленная стоимость в денежном выражении составляет при­быль, заработную плату и отчисления на социальные нужды. Для упрощения расчетов налоговых платежей размер налога исчисляется исходя из установленной ставки и стоимости оборота (реализованной продукции, работ и услуг, выраженной в ценах) за вычетом упла­ченного НДС (по аналогичной ставке) по использованным в произ­водстве материальным затратам, услугам и работам со стороны.

Разновидностью налоговых платежей, тесно связанной с ценами внутреннего и мирового рынков, являются таможенные пошлины, выражающиеся в подтоварном налогообложении импорта и экспорта. В мировой практике принят порядок таможенного налогообложения импортируемой -продукции для недопущения на национальный ры­нок иностранных товаров по ценам ниже цен продукции отечествен­ных производителей. Экспортируемые же товары не облагаются на­логом. Во многих случаях по такой продукции (как правило, это продукция перерабатывающих отраслей) предоставляются государст­венные субсидии, понижающие цены для продвижения изделий на­ционального производства на мировые рынки.

На импортные товары устанавливают свободные отпускные цены внутреннего рынка. Приих формировании учитываются расчетные цены, проценты за банковские кредиты, ко­миссионное вознаграждение, выплачиваемое потребителями гене­ральному заказчику, а также различия в качестве товаров, конъюнктура рынка, уровень цен на аналогичные отечественные товары.

Налоги и цены тесно взаимоувязаны не только через затратную составляющую цены, но и посредством платежеспособного спроса. Ведь налоги формируют доходную часть бюджетов и внебюджетных фондов, которая балансируется с расходной частью. Последняя, в свою очередь, создает денежный спрос организаций, которые обслу­живает бюджет или внебюджетный фонд. Инфляционный рост цен вызывает рост расходной части бюджетов и внебюджетных фондов, что усиливает потребность в повышении доходной части. Часть на­логовых поступлений возрастает автоматически с ростом цен, по­скольку большинство из них, как указывалось, по форме исчисления связаны либо в целом с ценой, либо с ее составляющими. В тех слу­чаях, когда этого недостаточно, ставки налогов повышаются или вводятся новые налоговые платежи.

В последнее время предпринимаются попытки с помощью налогов бороться с ростом цен. Так, установлены отчисления в бюджет всей прибыли предприятий-монополистов, полученной сверх установлен­ных предельных нормативов рентабельности. Подобные отчисления являются изъятием монопольной сверхприбыли предприятий-моно­полистов. Задача указанного налога — сдерживание инфляционного роста цен и ограничение возможностей предприятий монополистов в получении экономически не обоснованной прибыли.

Налоговые платежи подчас образуют суммы, превышающие 60% выручки предприятия, а следовательно, цены реализации. Подобный налоговый пресс является неоправданным, существенно сдерживает развитие производства.

Таким образом, взаимосвязь цен и налогов осуществляется по не­скольким направлениям. Во-первых, налоги имеют методологичес­кую связь с ценами. Они нередко решают близкие или однородные задачи. Во-вторых, уровень цен предопределяет потребность в бюд­жетных средствах, а следовательно, прямо влияет на количество и размеры вводимых налогов. Подавляющее большинство налогов установлено в долях от цены или ее частей. В-третьих, налоговая составляющая в ценах определяет в значительной мере их уровень и характеризует степень реализации ими Функции перераспрделения.

7.3. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЦЕН И ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

В условиях рыночного хозяйства цена связана с денежным обращением не менее тесно, чем с налогами. Под денежным обращением понимается движение денег в процессе выполнения ими функций средства обращения, платежа, образования денежных резервов и сбережений. Сумма единиц, обозначенных на денежных знаках, которые находятся в обращении, называется денежной массой, или количеством денег в обращении. Денежная масса состоит из трех основных элементов: наличных денег в обращении, депозитов до востребования, средств в расчетах.

Зависимость ценообразования от изменения количества денег в обращении проявляется через действие законов стоимости и денежного обращения: цены на товары должны устанавливаться на основе стоимости, а количество денег в обращении должно соответствовать объему производимых товаров и услуг, исходя из действующей системы цен. Однако в условиях рыночного хозяйства действие этих законов проявляется как тенденция. Поэтому фактически цены на товары под воздействием множества рыночных факторов отклоняются от стоимости, а количество денег в обращении регулируется степенью насыщения платежеспособного спроса, который, как правило, связан с инфляционными процессами.

Любое несоответствие в соотношении спроса и предложения товаров на рынке отражается на движении цен. Избыточное предложение способствует относительному их снижению, в то время как недостаток пользующихся спросом товаров и услуг повышает цены и тем самым усиливает денежную несбалансированность.

В результате цена товара (Р) в определенный период обусловливается двумя основными показателями: массой денежных средств, выделенных потребителями для удовлетворения их потребностей в товаре М, и количеством товара, предложенного для реализации на данном рынке Q:

Умножив обе части уравнения на знаменатель SQ, получим

уравнение, отражающее состояние равновесия спроса и предложения, которому соответствует оптимальная цена: S РQ= SМ.

Если затем обе части уравнения разделить на SРQ, получим SМ:SРQ = 1. При соблюдении этого условия цены могут оставаться стабильными, и инфляционные процессы на отраслевом уровне пре­кращаются.

 
 

Однако на практике происходит межотраслевой перелив капита­лов и устойчивого равновесия быть не может. Вместе с тем относи­тельная сбалансированность отдельных отраслей экономики должна постоянно поддерживаться. При этом соотношение спроса и предло­жения должно стремиться к единице. Чем ближе соотношение спроса и предложения к единице, тем меньше масштаб перераспределительных процессов на отраслевом уровне и тем стабильнее цена. Если соотношение меньше единицы, часть стоимости, созданной в отрасли или на производстве, производящих данный товар, переда­ется через цены другим отраслям, производящим более дефицитные товары. Если соотношение больше единицы, то цена товара повыша­ется и происходит перераспределение части национального дохода, созданного в других отраслях, в пользу отрасли или производства, выпускающих новый товар.

Колебания ценообразующих факторов зависят от того, насколько структура производства и распределения соответствует формирую­щимся потребностям. Причиной, обусловившей изменение структуры производства, может быть, в частности, влияние научно-технического прогресса на воспроизводственные процессы (создание принципиально новых видов продукции, в корне изменяющих структуру потребностей). Стабильность спроса на продукцию высо­котехнологичных производств и услуги информационного характера позволяет поддерживать в этих отраслях более высокие нормы прибыли, чем в традиционных базовых отраслях. Оптимизация размеров предприятий, совершенствование организации управления, реализация достижений научно-технического прогресса способствуют снижению трудоемкости производства и накладных расходов, что оказывает стабилизирующее воздействие на цены.

Иным образом достигается сбалансированность денежного сектора. Здесь участвуют два рыночных элемента: спрос на деньги со стороны производства и предложение денег со стороны центрального банка, осуществляющего их эмиссию. Уровень потребностей в деньгах опре­деляется как произведение физического объема реализованных това­ров на их цены, а уровень фактического поступления денег в обра­щение — как произведение массы платежных средств на скоростьих обращения.

Тогда уравнение равновесия примет следующий вид:

Д х С = Ц х О,

где Д — масса денег в обращении в определенный период времени;

С — скорость обращения денег;

C — скорость обращения денег;

Ц — цена товара данного вида;

О — количество товара на рынке.

Левая часть уравнения отражает уровень предложения денег, пра­вая часть — величину спроса на деньги. Следовательно, любое уве­личение физического объема товара на рынке или рост его цены тре­буют расширения объема денежной массы или возрастания скорости обращения денег. Прирост денежной массы или ускорение ее обора­чиваемости при неизменных ценах также должны соотноситься с со­ответствующим увеличением предложения товаров или услуг.

На практике темпы прироста денежной массы нередко опережают рост предложения товаров и услуг. Несоответствие между объемами денежной и товарной массы балансируется через систему цен, что приводит к их инфляционному росту. В результате инфляции проис­ходит постепенный переход к новому масштабу цен.

Формула равновесия экономических систем была впервые предло­жена американским экономистом И.Фишером. Она реальна, хотя и недостаточно гибко отражает зависимость между ценами и денеж­ной массой на макроуровне. Позднее И.Фишер усложнил эту форму­лу, включив в нее кредитные деньги в форме банковских платежных средств. В результате масса денег в обращении определялась как сумма денежной наличности и банковских текущих счетов, умно­женных на скорость их оборота:

ДС + Д'С' = S ЦО,

где Д' сумма денег на текущих банковских счетах;

С' — скорость их обращения.

На примере двух экономических ситуаций рассмотрим зависимость уровня спроса и предложения на деньги от уровня цен. Первая экономическая ситуация состоит в следующем: если предложение денег остается на стабильном уровне, то увеличение спроса на деньги неизбежно будет оказывать возрастающее давление на цены. В результате углубления инфляционных процессов цены повысятся. Подобный путь балансирования экономических систем предлагается представителями монетаристской школы. Вторая экономическая си­туация рассматривается сторонниками неоклассической школы. Сог­ласно этим представлениям в случае повышения совокупного спроса следует сократить уровень предложения денег. Уровень цен при по­добном подходе стабилизируется.

Централизованное регулирование предложения денежной массы, которое, казалось бы, позволяет оградить экономическую систему от резких скачков цен и таким образом достигнуть высокой стабильнос­ти экономического роста, на практике дает сбои. При определении денежной эмиссии обычно учитываются прогнозы спроса на денежную массу. Однако, как и любой прогноз, такие данные носят веро­ятностный характер. Поэтому крупномасштабные изменения сово­купного спроса балансируются со значительным временным проме­жутком

Национальный банк, занимающийся выпуском денег в обращение, прогнозирует динамику косвенных показателей — темпов роста производства, товарооборота, цен и т.д. Например, если ожидается повышение цен, то уже в текущем периоде принимаются меры для ограничения предложения денежной массы в обращении. В результате в последующем периоде центральный банк снижает эмис­сию денег, что оказывает определенное воздействие на инфляцию. Однако в условиях гиперинфляции подобных мер недостаточно. По­этому если в первом периоде инфляционные процессы усиливаются, то сбалансировать их не представляется возможным. Лишь к концу второго периода проявляется централизованное регулирующее воз­действие и цены могут снизиться. В реальной экономике количество денежной массы в обращении изменяется постоянно. Значит, в то время, когда национальный банк пытается сбалансировать сдвиги прошлого периода, происходят новые изменения уровня спроса, ко­торые на первом этапе трудно учесть при осуществлении эмиссион­ной политики.

К тому же периодические ограничения объема предложения денежной массы в обращении вызывают резкие разнонаправленные скачки цен и тем самым заметно усложняют условия воспроизводст­ва. Некоторое снижение уровня цен уменьшает стимулы к расшире­нию производства, способствует накоплению застойных тенденций, ведет к экономической депрессии.

Следовательно, оба рассмотренных варианта макроэкономического регулирования денежной массы в обращении не лишены недостатков. Монетаристский подход, ориентирующий на постоянное увеличение предложения денег, возводит инфляцию (пусть даже умеренную) в ранг экономической закономерности. Неоклассический (кейнсианский) подход несет в себе экономическую нестабильность, разбалансированность. Тем самым указанные методы экономическо­го регулирования денежной массы в обращении не позволяют пред­видеть ее возможные изменения с достаточной степенью надежности.

На формирование величины наличных денег в обращении решаю­щее влияние оказывают объем товарооборота и объем платных ус­луг. Основой для количественного измерения денежной массы слу­жит сумма цен реализуемых товаров,

Увеличению денежной массы в обращении также спо­собствуют:

1) диспропорция между денежными доходами и расходами населе­ния вследствие уменьшения выпуска товаров народного потребления и объема платных услуг;

2) сокращение выпуска сельскохозяйственной продукции вследст­вие упадка сельскохозяйственного производства;

3) выплата незаработанных денег предприятиями и организаци­ями;

4) отсутствие механизма инкассации наличных денег;

5) недостатки развития системы безналичных расчетов. Резкий спад производства обостряет кризис потребительского рынка. Положение может усугубляться ажиотажным спросом из-за того, что в условиях возможного роста цен население стремится избавиться от денег и скупает в запас продукты питания, выдерживающие длительное хранение (консервы, сахар, муку и т.д.), и непродовольственные товары повседневного спроса.

Количество денег в обращении может быть увеличено в результа­те изменения соотношения между денежными доходами и расходами населения. Если сумма денежных доходов населения возрастет, а расходы будут производиться в прежнем размере, то произойдет уве­личение количества денег в обращении.

Особую опасность для денежного обращения представляет масса так называемых горячих денег, т.е. избыток денежных средств, которые вместо расходов на повседневные нужды направляются в накопление. Поскольку эти средства не возвращаются через оплату товаров и услуг в банк и, следовательно, не используются для последующих выплат заработной платы, пенсий, пособий, то на величину их прироста государство должно осуществлять дополнительную эмиссию.

'Рост цен стимулирует избыточность денежной массы в обращений, а отсутствие связывания "горячих денег" увели­чением производства продукции и оказанием услуг вызывает инфляцию.

Рост цен и тарифов на услуги приводит к тому, что предприятия вынуждены платить своим работникам заработную плату в больших размерах, чем заработано. Такая ситуация характерна для государ­ственных предприятий, выпускающих убыточную продукцию. Выпуск продукции, не пользующейся спросом у населения, и поддер­жание убыточных производств увеличивают и товарный дефицит, и количество денег в обращении.

К факторам, способствующим уменьшению количества денег в об­ращении, можно отнести их изъятие за счет превращения наличных денег в сбережения, депозиты в коммерческих банках, купли-прода­жи ценных бумаг, приобретения недвижимости и др. Однако дейст­вие этих факторов в существующих условиях незначительно, и они не оказывают сколько-нибудь серьезного влияния на состояние де­нежного обращения.

Предприятия в связи с инфляцией вынуждены приобретать сред­ства производства по более высоким ценам, используя свои резервы. Однако остатки средств на счетах предприятий уменьшились на­столько, что их недостаточно для приобретения дорожающей техни­ки, сырья и других видов товарно-материальных ценностей, выполнения договорных обязательств перед поставщиками, а также взаиморасчетов между смежниками. В итоге большинство предприя­тий оказалось неплатежеспособными. Это вынуждает многие из них подолгу не выплачивать заработную плату своим работникам или осуществлять необходимые расходы из выручки от реализации про­дукции. Все это усиливает денежную разбалансированность, приво­дит к негативным последствиям в денежном обращении в целом.

Таким образом, объективная взаимозависимость цен и денежного обращения имеет большое значение для анализа развития общест­венного воспроизводства, дает возможность оценить реальные пред­посылки достижения экономической сбалансированности.

7.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕН И КРЕДИТА

Ценообразование в рыночной экономике обусловлено тесной зависимостью с кредитно-денежной системой. Кредит, хотя и выдается большей частью в денежной форме, однако не исключает и других форм: может предоставляться в товарной (натуральной) форме. Поскольку цена не только выражает стоимость, но и связана с движением товара, его куплей-продажей и регулируется законом спроса и предложения, такое движение носит двусторонний характер. Этим цена отличается от кредита, при котором движение форм стоимости нередко исключает ее встречное движение.

Объективная необходимость происходящих через движение цен перераспределительных процессов обусловливается дисбалансом отдельных видов продукции добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности, сферы услуг. Нехваткаих может быть восполнена при более высокой норме прибыли в отраслях, производящих дефицитную продукцию. В результате цены на продукцию с недостаточным уровнем предложения в период, требующийся для межотраслевого перелива капитала, имеют устойчивую тенденцию к повышению. Однако рост цен может привести к тому, что вместо увеличения накоплений, а значит, и возможностей для инвестиций, произойдет снижение и того, и другого.

Недостаток средств восполняется с помощью кредитной и денежной эмиссии. В этом случае государство авансирует в экономику значительную массу денежных ресурсов для поддержания жизненно важных отраслей, производящих продукцию для населения, таких, как сельское хозяйство, легкая и пищевая про­мышленность, а кроме того, осуществляет крупные вложения в топливно-энергетические отрасли, транспорт. Бюджетное финансирова­ние этих отраслей имеет инфляционные последствия, поскольку вложенные средства, как правило, не возвращаются. Поэтому фи­нансирование осуществляется через коммерческие банки путем кре­дитования хозяйств. Коммерческие банки, давая деньги в долг, выбирают таких клиентов, которые не только возвратят ссуду в ус­тановленный срок, но и обеспечат ему прибыль. Если кредитные вложения банка не будут вовремя возвращены, то выдача ссуд будет прекращена.

Рост цен косвенно способствует развитию кредита. Повышение цен на основные виды продукции производственно-технического назначения, закупочных цен в сельском хозяйстве, цен на реализуемые через торговлю потребительские товары и основные виды услуг вызывает резкое увеличение издержек производства и обращения. В результате предприятия оказываются не в состоянии оплачивать за счет собственных средств приобретаемое сырье, материалы, оборудование и вынуждены обращаться в коммерческие банки для получения ссуд.

Ограниченность свободных денежных ресурсов для кредитования, с одной стороны, обусловливает развитие кредитных операций, а с другой — способствует увеличению цены на него. Процентные став­ки за пользование кредитом возрастают и одновременно суживается круг объектов кредитования. Повышению цены за кредит способст­вуют также рост числа невозвращенных и не погашенных в срок ссуд, высокий удельный вес краткосрочных кредитов и другие фак­торы.

Используемые в хозяйстве оборотные средства, приобретаемые за счет подорожавшего кредита, увеличивают себестоимость изготовля­емой продукции. Цена на выпускаемые изделия постоянно повыша­ется, усиливая инфляцию. При этом сами предприятия стремятся предусмотреть в ценах опережающий рост затрат, чтобы компенси­ровать возможные инфляционные издержки. Таким образом, высо­кие темпы роста цен способствуют поддержанию постоянного спроса на кредитные ресурсы, а следовательно, и высокой цены на кредит.

Цена имеет существенное значение для определения объема пре­доставляемого кредита. Ссуда выдается на приобретение конкретных товарно-материальных ценностей и осуществление затрат, имеющих вполне определенную цену. Поэтому чем выше цена кредитуемых товарно-материальных ценностей и чем больше затраты, тем больше при прочих равных условиях объем ссуд, предоставляемых хозяйст­вам или отдельным лицам.

Обычно товарно-материальные ценности кредитуются по цене их приобретения с учетом транспортных расходов (расходов по доставке), производимых заемщиком. Оценка кредитуемых товарно-материальных ценностей неодинакова: она может зависеть от стадии их движения. Например, если речь идет о покупных производствен­ных материалах (сырье, основных и вспомогательных материалах, топливе, таре и пр.), кредитование может производиться по цене приобретения с добавлением фактических накладных расходов. То­варно-материальные ценности, находящиеся в пути или еще не вы­везенные со складов поставщиков, обычно оцениваются по более высокой цене, поскольку заемщик не произвел дополнительных рас­ходов.

Цена, которая применяется при оценке кредитуемых товарно-материальных ценностей и затрат, как правило, возмещает затраты заемщика и создает условия для обеспечения кругооборота его оборотных средств. В свою очередь, объем предоставленных кредитов косвенно оказывает воздействие на общую цену кредитуемых товарно-материальных ценностей и затрат. Чаще всего ссудный процент является частью прибыли или включается в издержки обращения, которые входят в состав цены приобретаемых товарно-материальных ценностей.

В настоящее время динамика цены кредита в большей степени определяется долгосрочными факторами структурного характера. Но тенденции изменения процентных ставок определяются не только изменяющимися потребностями производства. Рынок ссудного капитала опосредует также перераспределение финансовых ресурсов между ведущими отраслями и секторами экономики. Постоянное движение процентных ставок существенно ограничивает возможнос­ти государственного регулирования денежного обращения. Цена кре­дита складывается исходя из спроса и предложения на него. Инфляция обесценивает предоставляемый в ссуду капитал и доход, получаемый на капитал. Инфляционные ожидания стимулируют по­вышение процентных ставок в соответствии с предполагаемым сни­жением покупательной способности денег.

Между уровнем ссудного процента и достигнутым уровнем производства существует определенная взаимосвязь. Чем ниже уровень ссудного процента, тем выше должен быть уровень инвестиций, а следовательно, и уровень сбережений для поддержа­ния равновесия на товарном рынке. Для обеспечения более высокого уровня сбережений необходимы более значительные доходы. Таким образом, снижение ссудного процента требует роста уровня доходов. Увеличение государственных расходов способствует повышению нор­мы процента, рост уровня налогообложения — ее снижению.

Повышение ссудного процента стимулирует экономию денежных депозитов. Единственный путь поддержания денежного равновесия при повышении процентных ставок — это рост уровня реальных доходов, стимулирование увеличения спроса на деньги, уравновеши­вающего экономию денежных депозитов.

Рыночная цена кредита отличается от реального уровня ссудного процента из-за неустойчивости инфляционных тенденций. Разница между номинальным и реальным процентом определяется ожидае­мым, а не реальным уровнем инфляции. Это связано с природой фи­нансовых рынков, которые определяют уровень процента.

Финансовые ресурсы, полученные в результате займа, используются в течение длительного времени. При этом реальный процент, кото­рый будет получен в конце заемного периода, равен рыночной цене за вычетом инфляционного обесценения, возникающего за время кредитования. Кредиторы заинтересованы в получении премии на процент, который компенсировал бы ожидаемое обесценение денег, а заемщики, в свою очередь, согласны компенсировать им это обесце­нение, исходя из собственных инфляционных ожиданий. Таким образом, рыночная цена кредита будет соответствовать уровню ссуд­ного процента, который изменяется в зависимости от динамики инвестиций, сбережений и других факторов, а также уровня инфля­ционных ожиданий.

Прогнозируемый уровень инфляции будет зависеть от предполагаемых темпов роста производства и предложения денежной массы. Поскольку действительные темпы предложения денег будут изменяться быстрее, чем ожидаемые темпы роста, колебания цен будут иметь большую амплитуду, чем колебания процентных ставок.

Какие же факторы наряду с рассмотренными выше влияют на развитие товарных рынков и рынка ссудных капиталов? Они определяются степенью развития производства: с его ростом увеличиваются объемы товарной массы, возрастают источники формирования ссудного фонда и потребности в кредите. Тем самым рост товарной массы, как и расширение ссудного фонда, определяет­ся темпами развития производства.

Однако в условиях кризиса объем кредита увеличивается и при спаде производства. В результате объему высвободившегося денежного фонда оборотных средств у предприятий-покупателей не соответствует часть готовой продукции, подлежащая реализации у предприятий-поставщиков. В этих условиях нарушается естествен­ный и устойчивый ресурс для кредитования части неснижаемых запасов товаров, подлежащих реализации, и не удовлетворяется сис­тематическая потребность предприятий в ссудах под товары, отгру­женные покупателям. В итоге цены растут безотносительно к росту производства готовой продукции, а недостаток ресурсов для кредито­вания восполняется за счет кредитной эмиссии.

Постоянное повышение цен на продукцию отраслей производства придает наиболее рисковый характер кредиту, а следовательно, обусловливает и высокие процентные ставки по нему.

Банки непрерывно выдают наличные деньги для выплаты заработной платы и других платежей. Это зависит от притока денег в кассы банков на счета торговых, зрелищных предприятий и организаций. В нормальных экономических условиях части денежных резервов населения должны соответствовать товарные резервы в сфере торговли, кредитуемые банками. Отсюда очевидна неразрывная связь величины части денег в обращении, товарной массы и банковского кредита на ее образование. С увеличением сум­мы денег, предназначенных для покупки товаров в торговле, должны возрастать масса товаров и объем банковских кредитов под эти това­ры. Реализация товарных запасов, их снижение сопровождаются изъятием части денег из обращения и сокращением кредитов тор­говле.

Соответствие ресурсов кредитования и кредитов неразрывно связано с согласованием роста товарной и денежной масс. При отсутствии такого согласования денежные средства могут выделяться в избытке, не находя соответствующей товарной массы, или, наоборот, запасы готовой продукции, нужной народному хозяйству, не могут быть реализованы своевременно и без задержек. Рост краткосрочного кредита требует балансирования текущих денежных доходов и расходов предприятий, организаций и населения.

Непременное условие стабилизации цен — уменьшение бюджетного дефицита. В кризисной экономике чем больше расходы бюджета, тем больше средств необходимо привлекать для удовлетворения потребностей в них, "Погоня" за доходами бюджета неизбежно приводит к росту цен, причем в условиях кризиса повышение цен на потребительские товары и услуги всегда опережает процесс формирования бюджетного дохода, подстраиваясь под первичное распределение в хозяйстве, а не под последующее перераспределение стоимости,

При повышении заработной платы в сфере производства новый всплеск цен неизбежен, независимо от того, будет ли повышена оплата труда в бюджетных организациях. Однако рост цен заставляет увеличивать расходы и в непроизводственной сфере.

Для снижения цен государство может проводить политику кредитной рестрикции. Она включает систему мер, направленных на предотвращение чрезмерного роста цен путем уменьшения банковских кредитов и ограничения кредитной эмиссии. Это приводит к общему сокращению кредитов промышленным и торговым предприятиям, к снижению объемов производства и темпов его роста.

Основным элементов политики кредитной рестрикции является высокая цена кредита. Дорогой кредит способствует целевому использованию средств, повышает ответственность заемщиков за своевременный возврат ссуд, позволяет отсеивать "рисковых" потребителей. В этих условиях производители товаров вынуждены искать способы вовлечения в оборот собственных ресурсов, не прибегая к банковскому кредиту. Тем самым поддерживается относительная стабильная себестоимость выпускаемой продукции, а значит — и цена на нее.

Однако кредитная рестрикция, ведет к спаду производства, поскольку отсутствуют возможности мобилизации временно свободных денежных средств и использования их для кредитования. Поэтому хотя и создаются условия для сдерживания роста цен, одновременно ухудшаются возможности дальнейшего развития производства.

Лекция №8 ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ИНФЛЯЦИЯ

Вопрос о причинах и природе инфляции в переходный период находится центре экономической политики государства. Для пра­вильного понимания особенностей ценообразования в данных ус­ловиях необходим глубокий и всесторонний анализ инфляционных процессов, развивающихся после либерализации цен. Следует иметь в виду, что на этом фоне осуществляются становление и развитие ценовой политики любой фирмы и предприятия.

В течение многих лет инфляция в экономике нашей страны офи­циально не признавалась, а поэтому не могла быть объектом серь­езных научных исследований

Для выяснения роли инфляции в ценообразовании необходимо прежде всего дать ей определение, рассмотреть сущность и причины, формы и масштабы проявления.

Довольно широко распространено следующее определение. Инфляция - это переполнение каналов денежного обращения бу­мажными деньгами сверх реальных потребностей хозяйства, вы­зывающее снижение их покупательной способности и рост цен. Однако такое определение не столько проясняет, сколько скры­вает понимание сущности инфляции. Дело в том, что "каналы денежного обращения" невозможно переполнить, как нельзя переполнить, скажем, водопроводные трубы. Объем перекачи­ваемой воды можно только регулировать, увеличивая или умень­шая давление или диаметр труб, открывая или закрывая часть кранов. Точно так же и с количеством обращающихся денег. Объем денежного обращения тем больше, чем больше предло­жение товаров, выше цены и спрос. Поэтому можно говорить лишь об избытке денег, которые владельцы желали бы обменять на какие-либо товары.

Это опять можно пояснить примером с водой. Проблемы с во­дой возникают в случаях, когда: приток воды в бассейн, из кото­рого она закачивается в трубы, больше се расхода (может насту­пить момент переполнения бассейна, тогда вода зальет окружаю­щую местность, мешая движению, разрушая коммуникации); пе­рекачивается больше воды, чем обычно, давление постоянно по­вышается. Но прочность труб не бесконечна, они в какой-то момент начинают лопаться, вода заливает подвалы, подъезды. Воды расходуется много, но она не доходит до потребителей.

Все сказанное, но применительно к деньгам, происходит и при инфляции. Избыточные деньги переполняют не "каналы обращения", а превышают нормальные объемы денежных накоплений и "зали­вают" экономику, мешая ее функционированию.

Следовательно, правильнее дать иное определение инфляции: это состояние экономики, когда деньги перестают в полной мере выпол­нять свои функции.

Известно, что первая функция денег состоит в том, что они явля­ются мерой стоимости. При нормальном развитии экономики цены снижаются, если снижается стоимость товаров, т. е. растет произво­дительность труда. Однако при инфляции происходит прямо проти­воположное: цены растут, хотя стоимость товаров может падать. Инфляция создает видимость общего вздорожания из-за увеличения затрат на производство товаров. Это обстоятельство было исполь­зовано при объяснении причин повышения цен в 1991 г., когда дока­зывалась необходимость роста цен с целью приближения их к яко­бы возросшим общественно необходимым затратам труда. Между тем в действительности затраты труда порой снижаются, а растет только их денежное выражение. Повышение цен в данной ситуации становится дополнительным толчком к развитию инфляционных процессов.

Инфляцию часто отождествляют с ростом цен. Действительно, в условиях рыночного ценообразования она проявляется в первую очередь в росте цен и издержек. Отсюда понятие — инфляционный рост цен, т. е. повышение цен, связанное с денежным фактором, в отличие от роста цен, вызванного повышением качества товаров. Имеется в виду рост цен на потребительские товары, рост заработ­ной платы, цены на землю и т. д.

Однако инфляция - процесс более сложный, не ограничивающий­ся только ростом цен. Она имеет и другие формы проявления. Из­вестны факты, когда удавалось различными мерами затормозить рост цен, а инфляция тем не менее продолжалась. У покупателей скапли­вались излишние, или так называемые горячие, деньги. В этих усло­виях деньги перестают выполнять в полном объеме вторую основ­ную функцию - быть средством обращения, т. е. осуществлять роль посредника в обращении товаров. Отсутствие возможности реали­зовать деньги, превратить их в товары создает благодатную почву для всякого рода спекулятивных махинаций, появления торговой мафии. Это еще одно отечественное последствие инфляции.

При инфляции деньги по сути перестают выполнять и третью ос­новную функцию - средства накопления. Совершенно очевидно, что если деньги обесцениваются, то и реальное содержание денежных накоплений тает. Тот, кто имеет деньги, старается как можно быстрее превратить их в товары или обратить в ценнос­ти. "Бегство" от денег опять-таки подталкивает инфляцию и рождает ажиотажный спрос. Инфляция, как правило, поражает ослабленную экономику, когда в стране наблюдается социальная нестабильность, снижается производительность труда, уменьшается выпуск товаров массового спроса. При этом государство, не имея возможности пок­рывать возросшие расходы средствами от продажи товаров (их мало), а также за счет новых дополнительных налогов и займов, начинает усиленно выпускать бумажные деньги и раздаватьих работникам в виде не заработанной заработной платы и премий. Все важнейшие инструменты экономики - деньги, цены, кредит, финансы - приходят в расстройство и дают искаженное представление о действительнос­ти. Чем выше темпы инфляции, тем тяжелее болезнь экономики.

Усиление инфляционных процессов, особенно во второй полови­не XX привело к необходимости теоретической разработки проблемы инфляции и возникновению различных научных школ. На­иболее распространенными являются кейнсианская и монетаристская теории инфляции. Сторонники кейнсианской теории полагают, что основным фактором инфляции служит избыточный спрос на ра­бочую силу, который стимулируется государственными програм­мами. Таким образом, причиной инфляции считается государствен­ное регулирование, направленное на обеспечение высокого уровня занятости населения. Этот вид инфляции получил название инфля­ция спроса.

Другое направление кейнсианской теории объясняет инфляцию ростом издержек производства. Такая инфляция получила название инфляция издержек. При этом механизм возникновения инфляции обусловлен взаимосвязью между стремлением предпринимателей к повышению цен с целью увеличения нормы прибыли и требования­ми работников о повышении заработной платы. В качестве фактора, сдерживающего инфляцию, предусматривается ограничение роста заработной платы достигнутым в данной фирме уровнем произво­дительности труда.

Основными антиинфляционными мерами, предлагаемыми кейнсианцами, являются: сокращение государственных расходов с целью уменьшения спроса на рынке; увеличение учетной ставки процента национального банка для уменьшения возможности кредитования коммерческих банков; увеличение налогов для всех субъектов рынка; повышение нор­мы обязательных резервов для коммерческих банков.

Монетаристская теория инфляции связана с исследованием денеж­ной сферы экономики. На начальной стадии инфляции происходит рост объема производства в результате увеличения количества денег в обра­щении, что приводит к ускорению платежного оборота и инвестирова­нию дополнительного капитала. При этом темпы повышения цен ниже в сравнении с ростом количества денег, имеющихся в обращении.

На второй стадии инфляции цены начинают опережать количест­во денег в обращении. Отсюда оборачиваемость денег (скорость их обращения) растет быстрее, чем их количество в обращении. Все стре­мятся избавиться от денег, в связи с этим появляется понятие горячие деньги. Постепенно приближается так называемая критическая точ­ка инфляции, при которой характерно понижение покупательной способности денег, находящихся в обращении. И начиная с некото­рого момента на определенную сумму денег можно приобрести все меньше и меньше, чем раньше, товаров, несмотря на увеличение этой суммы.

В условиях критической точки инфляции уменьшаются поступле­ния в бюджет, особенно прямых налогов, так как они исчисляются с доходов и имущества, имеющих оценку в предшествующий период. Сокращаются поступления и косвенных налогов. В этих условиях государство осуществляет новую эмиссию денег.

Следовательно, на начальной стадии развития инфляции предпри­ниматели и население выражают определенное доверие к стабиль­ности уровня цен. На этом этапе темпы инфляции не превышают скорости роста количества денег в обращении.

На следующей стадии ситуация существенно меняется: темпы ин­фляции опережают рост количества денег в обращении, население и фирмы, убеждаясь в росте инфляции, уменьшают спрос на деньги.

Монетаристы предлагают следующие меры борьбы с инфляцией:

ежегодно устанавливать границы денежной массы; поддерживать де­нежную массу на уровне не более 3-5% от валового национального продукта страны; отказаться от прямого административного уста­новления процентных ставок; ввести обязательное регулирование размера обязательных резервов коммерческих банков; сокращать государственные расходы.

На первой стадии инфляция протекает сравнительно медленно, ее называют умеренной, или ползучей. Деньги обесцениваются на 2-3% в год. такую инфляцию, если к тому же соответственно растут денежные доходы и заработная плата, население воспринимает до­статочно спокойно. Однако в хозяйстве страны все-таки отрицатель­ные последствия появляются. Любые, даже случайные факторы, мо­гут вывести хозяйство из состояния шаткого равновесия и создать условиях для развития инфляции, но уже на более высоком уровне, с темпом 5-7% в годовом исчислении. При этом темпы экономичес­кого роста резко снижаются, замедляется научно-технический про­гресс, растет социально-экономическая напряженность.

На второй стадии инфляция измеряется уже двузначной цифрой, она называется галопирующей, или скачущей. В странах, пережив­ших такую инфляцию, экономический рост практически останавли­вается. При очень высокой инфляции хозяйство входит в состояние стагфляции, т. с. происходит почти полная остановка развития - стагнация. Социально-политическая ситуация при этом предельно обостряется, причем, чем выше темпы инфляции на данной стадии, тем глубже и тяжелее те политические потрясения, которые прихо­дится испытывать народу.

При галопирующей инфляции цены повышаются от 20 до 200% в год. Контракты, как правило, заключаются с учетом роста цен или в иностранной валюте (доллары США). Деньги вкладываются в мате­риальные ценности. При гиперинфляции цены и количество денег в обращении растут очень высокими темпами. Быстро увеличивается разрыв между це­нами и заработной платой, что ведет к резкому падению уровня жизни даже обеспеченных категорий населения.

Главным видом инфляции для развитых стран (США, Англия, Франция, Германия, Япония) является умеренная инфляция. Госу­дарственное регулирование позволяет удерживать ее в допустимых пределах.

Инфляция приводит к перераспределению доходов между различ­ными социальными слоями населения, уменьшая прежде всего уро­вень жизни населения с фиксированным уровнем доходов. Наша страна не оказалась исключением. В начале инфляция носила скры­тый, или подавленный, характер, когда цены удерживались на неиз­менном уровне путем их "замораживания". В этих условиях цена не выполняет свойственной ей функции и образуются "черные рын­ки", где товары продаются и покупаются по более высоким ценам.

В 60-70-е годы советская экономика вступила в стадию ползучей инфляции (по 2-3% среднегодового роста цен). Темпы инфляции за­метно возросли в 80-е годы. Динамика общего индекса инфляции в потребительском секторе сложилась следующим образом: 1986 г. -6,2%, 1987 - 7,3, 1988 - 8,4, 1.989 - Ю-П, 1990 - 20-21, 1991 - 50, 1992-более 200 %. Произошло значительное обесценение рубля. Так, в 1987 г. покупательская способность рубля по сравнению с 1960 г. составила 42коп., в 1989 - 38,5, в 1990 - 33,7 и в 1991 - 11. По существу инфляция "съела" весь прирост денежных доходов населения.

Для серьезного анализа инфляции необходимо в первую очередь выявить ее причины, истоки, корни зарождения. Анализ классичес­кой инфляции и в особенности инфляции в экономике Украины дает следующую картину основных причин, ее вызывающих, и наиболее характерных следствий.

Причины Следствия
1. Диспропорции в структуре производства, чрезмерный удельный вес средств производства Нарушения закона денежного обращения
2. Милитаризация народного хозяйства Рост цен
3. Дефицит государственного бюджета и рост государственного долга. Эмиссия денег. Обесценивание денег.
4. Разбухание объема долгосрочных капитальных вложений, в том числе через кредиты. Социально – экономические и политические потрясения общества

Важно особо подчеркнуть, что первопричина инфляции лежит в сфере производства, в сфере структурных несоответствий, когда производится слишком много средств производства для произ­водства средства производства, оборонной техники и слишком мало потребительских товаров. Огромные военные ассигнования - важнейшая причина инфляции. По оценкам экономистов, в про­мышленности СССР удельный вес оборонных отраслей в пре­жние годы составлял примерно 70%. Финансовое обеспечение больших военных расходов ложилось тяжелым бременем на бюд­жет страны, вызывая его хронический дефицит. Военные затраты подрывали эффект стабилизационных мер экономической поли­тики. И чем более высок удельный вес этих затрат в государствен­ных расходах, тем отрицательнее их влияние на динамику обще­го уровня цен.

Попытки решить экономические проблемы путем повышения цен приводят к неконтролируемому возрастанию кризисных явлений в экономике. Одним из проявлений этого служит дефицит, Подстеги­вающий рост цен (что наблюдалось в бывшем Советском Союзе). При дефиците в числе недостающих товаров оказываются и те, кото­рые в нормальных условиях были бы избыточными.

Другая важнейшая причина инфляции - неуклонный рост дефи­цитности государственного бюджета. Отечественный государствен­ный бюджет стал хронически дефицитным с 1967 г. Общая величина дисбаланса бюджета составила тогда 58 млрд. руб. Чтобы покрыть бюджетный дефицит правительству приходилось изыскивать дополнительные финансо­вые средства. Для их получения имеются такие основные источни­ки, как эмиссия денег (наличных и безналичных), продажа госу­дарственных облигаций и заграничные займы. На начало 1988 г. в наличном обращении находилось бумажных денег примерно на сумму 100 млрд. руб. За 1988 г. масса бумажных денежных знаков увеличилась на 12 млрд. руб. В 1989 г. наличная эмиссия составила 18 млрд. руб., в 1990 г. - 22-25 млрд. руб. и превысила в 2,5 раза вели­чину учтенных в расчетах баланса денежных расходов и доходов населения. К концу 1990 г. на 1 рубль отложенного потребительско­го спроса товаров имелось только на 7 коп. Таким образом, страну затопил поток "бестоварных денег".

Дефицитное бюджетное финансирование порождает такой неиссякае­мый источник инфляции, как государственный долг. Его стремитель­ный рост - типичная черта практики дефицитного финансирования,Важной причиной инфляции является также непомерное разбуха­ние объема долгосрочных капитальных вложений. Это проявлялось и в росте объема незавершенного производства, и в финансирова­нии строительства все новых и новых объектов.

Немаловажную роль в росте объема долгосрочных капитальных вложений играет "безвозвратное кредитование". С экономической точки зрения этот вид кредита лишен всякого смысла, поскольку кредитом называется предоставление денег взаймы с условием их возврата в указанный срок. Однако банк выдавал кредиты и тогда, когда заранее было известно, что предприятие не сможет его вернуть ни при каких условиях. Полученные таким образом "кредиты" чаще всего использовались для выплаты заработной платы, а товаров и услуг на сумму полученного кредита не создавалось. Следователь­но, это были бестоварные деньги, которые появились у банка толь­ко потому, что другие предприятия временно хранили у него сво­бодные средства. Подходило время, когда предприятие должно было снимать деньги со счета для выплаты заработной платы и премий своим работникам. Если у банка в данный момент денег нс было, то ему приходилось прибегать к эмиссии, в результате чего в обраще­ние снова попадали деньги, не имеющие товарного покрытия.

Следует сказать, что имеется множество сельскохозяйственных предприятий, которые берут в банке ссуды, но никогда их полностью не возвращают. Государство раньше часто прибегало к практике спи­сания таких долгов, что не просто нарушало денежный оборот, но вело к инфляции и дефициту. Этот дефицит в дальнейшем усиливался тем, что средства, неизрасходованные населением (из-за отсутствия товаров) и отложенные на сберегательные книжки, рассматривались банком как деньги, которые можно снова выдать в виде кредита. Так замыкался этот порочный круг, все более и более усиливая инфля­цию.

Инфляция, как правило, начинается в потребительском секторе эко­номики, когда возрастает совокупный спрос как результат, напри­мер, повышения оплаты труда. В данном случае нарушается рыночное равновесие между количеством денег и товаров, которое восста-1авливается путем роста цен.

Таким образом, начинаясь в потребительском секторе, инфляция быстро распространяется на другие отрасли хозяйства. Этот вид ин­фляции в значительной мере является характеристикой состояния денежной системы и динамики цен в переходный период. Такая ин­фляция называется инфляцией спроса, однако она не исчерпывает со­держание проблемы инфляции.

Наличие монополизма производителей привели к непрерывному и резкому росту цен на продукцию во многих отраслях. Использование этой про­дукции в качестве сырья, материалов и т. д. в других отраслях приводит там к росту издержек, что в конечном счете снижает при­быль и делает невыгодным продолжение производства при ста­ром уровне цен и спроса. Чтобы продолжить производство, госу­дарству необходимо расширить спрос на деньги и создать усло­вия для роста цен путем увеличения денежной массы, т. е. повы­шения доходов потребителей. В этом состоит сущность механиз­ма издержек.

Инфляция издержек распространяется в экономике значительно медленнее, чем инфляция спроса, но и вести борьбу с ней намного труднее, поскольку эта борьба связана с формированием рыночных структур и структурной перестройкой производства. Причиной ин­фляции издержек является опережающий рост цен на пот­ребляемые ресурсы (уголь, нефть, газ, нефтепродукты и т. д.) по срав­нению с ценами на потребительские товары. Инфляция у нас явилась естественной социально-экономической реакцией на освобождение цен, когда инфляционный потенциал уже вызрел и снятие ограничений на ценообразование лишь позволило ему проявиться. Положительный результат либерализации цен со­стоит в ликвидации в основном товарного дефицита, отрицательный - в развитии инфляционных процессов.

Превращение неудовлетворенного спроса в инфляцию обнажило острую проблему неэффективной структуры экономики. Решение этой проблемы связано с инвестициями, однако созданию благоприят­ных условий для них мешает инфляция.

Все виды инфляции влекут за собой значительные экономические и социальные последствия для населения и других субъектов на рын­ке. Инфляция ставит в особенно невыгодное положение получате­лей твердых доходов (пенсионеры, студенты и другие группы насе­ления бюджетной сферы), поскольку сокращение их покупательной способности компенсируется им с некоторым отставанием путем индексации доходов.

В условиях роста инфляции кредиторы несут потери, а должники выигрывают, поскольку долги погашаются деньгами, имеющими меньшую стоимость. Страдают также владельцы денежных ценнос­тей (например, облигаций). Отсюда стремление к приобретению ре­альных ценностей - земли, золота, недвижимости и т. д. Налоговые поступления в бюджет (особенно НДС) возрастают непропорцио­нально быстро, увеличивая издержки на товары и услуги (заработ­ная плата рабочих и оклады служащих), на которые имеется спрос со стороны государства.

Поведение фирм в условиях инфляции определяется тем, какой ее вид действует в экономике. Умеренную инфляцию фирма может учи­тывать при разработке своей тактики и стратегии на рынке. При не­значительном повышении цен сохраняется стабильность производ­ства, причем фирмы в известной мере даже проявляют заинтересо­ванность в увеличении производства и объема продаж. Галопирую­щая и гиперинфляция побуждает предпринимателей принимать все меры к ускорению оборота капитала, не допускать замораживания средств в производстве и на счетах в коммерческих банках.

Лекция №9. Ценообразование и регулирование цен за рубежом

Изучение опыта ценообразования зарубежных стран позволяет понять его закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании ценового механизма в Украине в период перехода ее экономики к рынку,

В ходе исторического развития экономическое устройство мно­гих стран претерпело глубокие изменения. На смену свободному рынку разрозненных товаропроизводителей пришел организован­ный рынок, объединивший в единую хозяйственную систему стра­ны различные экономические уклады.

История подтвердила неэффективность как монополизированной, так и чисто рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа. Особенность последней состоит в том, что она представляет собой систему, объединяющую на условиях равноп­равия государственный и негосударственный секторы, причем госу­дарственные органы создают эффективную систему регулирования экономики, не нарушая при этом механизмов рыночного саморегу­лирования. В систему регулирования экономических отношений входят подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного, налогового и ценового регулирования, главная цель которого со­стоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.

Одной из важнейших задач государства является обеспечение та­кого соотношения монополии и конкуренции, которое не приводит к разрушительным последствиям в экономике. Эта задача решается с помощью антимонопольного законодательства, впервые принято­го в США в конце прошлого столетия. Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные! на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т. д.

Большинство стран с экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования Они оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.

Методологический аспект ценообразования в развитых состоит в выработке государственными органами общих приципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия ре­шений по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие для национальной экономики решающее значе­ние. Наряду с прямым установлением и регулированием цен госу­дарственные органы осуществляют и контроль за ними. Сфера кон­тролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.

Государственное регулирование цен в странах с рыночной эконо­микой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздейство­вать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т. е. через цены нивели­ровать циклические колебания процессов воспроизводства. В зави­симости от. конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Цели государствен­ного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфля­ционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефи­цита, резкого подорожания сырья и топлива, монополизма произ­водителей, способствовать созданию условий для нормальной кон­куренции, ориентирующей на внедрение достижений НТП. Важной задачей при этом является получение определенных социальных ре­зультатов. в частности, поддержание прожиточногоминимума на достаточном уровне, обеспечение возможности приобретения в оптимальном количестве товаров первой необходимости.

США. Заметное ускорение темпов роста оптовых и розничных цен на внутреннем рынке в 70-х годах, перерастание умеренной инфля­ции в галопирующую привели к необходимости модификации эко­номической стратегии страны. Первой наиболее естественной реакцией государства стала попытка победить инфляцию с помощью методов прямого регулирования цен. В августе 1971 г. по инициативе адми­нистрации Р. Никсона в США впервые за послевоенные годы был установлен централизованный контроль над ценами. Хотя президент Р. Никсон и был против установления прямого контроля над ценами и заработной платой, однако сложное экономическое положение стра­ны и давление общественного мнения вынудили его пойти на крайние меры. Этому способствовали следующие обстоятельства:

в сложившейся экономической ситуации снижение уровня инфля­ции могло вызвать крайне болезненные последствия, прежде всего увеличение масштабов безработицы;

доминировала точка зрения, что инфляция может быть ограниче­на без уменьшения занятости в случае, если будет введен контроль над ценами.

Не имея альтернативной программы косвенного регулирования экономики, президент был вынужден пойти на замораживание цен и заработной платы.

Следует отметить, что в краткосрочном плане прямое регулиро­вание цен способствовало определенной стабилизации экономики страны: к осени 1972 г. снизились темпы повышения оптовых и ро­зничных цен, несколько увеличилась занятость, стал быстро расти ВНП. Однако довольно скоро выявились негативные последствия централизованного регулирования. Замораживание цен и заработ­ной платы ограничивало межотраслевой перелив капиталов, тор­мозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой ак­тивности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 г. администра­ция Д. Форда отказалась о прямого контроля над ценами.

Попытки прямого регулирования цен предпринимались и в пос­ледующие периоды. Они затрагивали прежде всего внутренние цены на энергоносители; которые, отражая рост импортных цен на нефть, нефтепродукты и природный газ, росли в 1974-1981 гг. высокими тем­пами, стимулируя раскручивание инфляционной спирали. /

Замораживание внутренних оптовых цен на нефть, нефтепродук­ты и природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересован­ности у добывающих корпораций в разработке новых месторожде­ний нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен при­вели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, продолжал вплоть до 1981 г. увеличиваться высокими темпами.

Р. Рейган после своего избрания президентом, в январе 1981 г. от­менил контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродук­ты. "Контроль над ценами сдержал производство, стимулировал потребление, подавлял технологические достижения и делал США более зависимыми от энергетического импорта", - так комментиро­вал Рейган свое решение.

В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использо­вание рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, спо­собствующих общему оздоровлению экономического положения в стране. В целом такой подход оказывал в последние годы стабили­зирующее воздействие на развитие инфляционных процессов. Среди основных направлений косвенного регулирования цен можно выде­лить следующие:

рестриктивная кредитно-денежная политика, регулирование учет­ной ставки федеральных резервных банков;

сокращение дефицита государственного бюджета;

федеральные закупки товаров и услуг;

налоговая политика.

Эти направления государственной макроэкономической полити­ки оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предло­жения на внутреннем рынке США и таким образом определяют ба­зовые пропорции обмена и уровня цен.

Прямое государственное регулирование цен сейчас применяется лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией и некоторые коммуникационные услуги. Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен.

Франция. Несмотря на действие принципа свободного установле­ния цен в условиях рыночного хозяйства роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продук­цию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо к осуществле­нию контроля за ценами в условиях конкуренции.

Государственный сектор в экономике Франции занимает неболь­шой удельный вес в ВНП и включает отрасли-монополисты (напри­мер, газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт), а также некоторые отрасли, работающие в режиме рыночной конку­ренции (например, национальный и коммерческий банки, страхо­вые компании и отдельные фирмы). В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию, а во втором - государство оказывает мини­мальное воздействие на экономические параметры хозяйственной деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Такая специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на това­ры и услуги: примерно 20% цен регулируются государством, а ос­тальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообра­зования.Следует отметить, что Франция является одной из немногих про-мышленно развитых стран, где существовал довольно жесткий ре­жим государственного регулирования цен, который частично сохра­няется до настоящего времени.

На протяжении 40 лет (1947-1986 гг.) государственное регулиро­вание цен являлось составной частью политики "дирижизма" (госу­дарственного регулирования экономики). Сложная экономическая ситуация в стране, сложившаяся к 1947 г., резкое снижение покупа­тельной способности французского франка, его девальвация обус­ловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами.

В конце 1947 г., с учетом некоторого повышения темпов восстанов­ления экономики, была введена политика "контролируемой свободы цен": предприниматели получили право изменять цены, предупредив об этом государственные органы, которые могли отменить такие изменения. Однако уже в начале 1948 г. цены на товары были пере­ведены на режим полной или частичной свободы установления.

Вместе с тем, в течение последующих лет (1949-1957 гг.) прави­тельством Франции были приняты шесть законов о блокировке цен, что привело к постепенному ужесточению ценового контроля.

В 1960-1962 гг. осуществлена почти полная либерализация цен на промышленные товары, но уже с середины 1963 г. правительство приняло решение о новой блокировке цен в связи с новой экономи­ческой политикой ("развитие без инфляции"). Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги.

С 1965 по 197 2 гг. государственное регулирование цен осуществля­лось через так называемые контракты стабильности, программные контракты и контракты против повышения цен. В соответствии с контрактами стабильности государство заключало с предприятия­ми соглашения, по которым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие товары. Основ­ная цель такого механизма государственного регулирования цен -поддержание стабильности общего уровня цен.

Программные контракты были направлены на то, чтобы способ­ствовать эволюции цен, отвечающей условиям международной кон­куренции. Этот механизм государственного регулирования цен рас­пространялся на все товары и услуги, которые в соответствии с кон­трактами стабильности ранее подвергались контролю. Согласно программным контрактам предприятия предоставляли государству информацию о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе выхода на внешние рынки, а также подробную информацию, связанную с формированием цен, в том числе по анализу рынка и конкуренции, технико-экономическим параметрам товаров, производительности труда, методам финансо­вого управления и т.д.

Контракты против повышения цен имели целью обеспечить вы­сокую конкурентоспособность французских товаров и замедлить темпы роста инфляции. При принятии предприятиями


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow