double arrow

Роль цены в решении проблемы устойчивости рыночного равновесия

Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежного отношений и стоимостных категорий: кредита, заработной платы, цены. Рыночные отношения могут возникнуть, если спросу противостоит предложение и в результате конкурентного сопоставления цены спроса и цены предложения устанавливается рыночная цена.

Наиболее активным фактором на рынке является спрос, который может быстро расти или падать. Предложение менее динамично, поскольку связано с перестройкой производства, для которого требуется определенное время.

Цель продавца продать свои товары по возможно большей цене и получить большую прибыль. Но так как каждый из продавцов данного товара приходит на рынок с одним и тем же намерением между ними возникает конкуренция. Покупатели в свою очередь заинтересованы в приобретении нужных им товаров с наибольшей полезностью и низкой ценой. Выравнивание интересов продавца и покупателя осуществляется через цену, которая на рынке формируется путем взаимодействия спроса и предложения на основе закона спроса и закона предложения.

Закон спроса отражает зависимость между ценой и спросом. При неизменных факторах, определяющих спрос (доходы населения, вкусы и.т.п.) по изменению цены функция спроса меняется. Эта зависимость представлена линией D на рис. 1. При росте цен спрос снижается и наоборот. Совершенно очевидно, что от цены зависит и объем предложения данного товара. Эта зависимость представлена линией S на рис.1. Сбалансированность спроса и предложения достигается уравновешивающей ценой в точке пересечения линий предложения и спроса E (рис.1). По своей сути равновесная цена несет в себе информацию, необходимую производителям (какое количество товара им следует изготовить для реализации) и покупателям (на какой объем потребления товара они могут рассчитывать). Это особенно важно при высокой степени разделения труда, где продавец одновременно является покупателем, а покупатель продавцом. Например, продавец легковых автомобилей является покупателем стального листа у завода по производству этого листа, а последний в свою очередь, являясь продавцом листового проката является покупателем заготовок у металлургического завода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: