Информация, необходимая для принятия решения по ценам

Решая вопрос о цене товара, фирма-производитель должна со­брать необходимую информацию. Не следует отождествлять информацию и данные. Решения по ценам фирма может принимать, только всесторонне изучив информацию. Данные служат лишь исходным материалом, анализируя который, можно получить доброкачественную информа­цию. Не проведя такой анализ, фирма будет иметь просто набор фактов и цифр, которые не только не помогут принять правильное решение по ценам, но и будут его затруднять.

Данные надо собирать, будучи уверенным в том, что они послу­жат потенциальным источником информации. Поэтому руководство фирмы должно определить: в каких направлениях собирать данные;

по каким вопросам потребуется информация; какой объем информа­ции потребуется по каждому вопросу.

Как правило, компании собирают информацию по следующим основным направлениям: рынок товара (тип конкуренции); отрасль промышленности, в которой действует фирма; конкурирующие от­расли; правительственная деятельность.

Самые важные вопросы, по которым компании необходима инфор­мация: конкуренты и конкурирующие товары; производство и зат­раты; соотношения между выручкой от реализации товара и прибы­лью; правительственная политика.

Фирмы, собирая и обрабатывая информацию по ценам, должны решить несколько задач:

изучить рынок, на котором она продаст свои товары;

изучить все потенциальные возможности производимого товара;

изучить свою и смежные отрасли для выявления существующих и потенциальных конкурентов;

принять во внимание решения правительства.

Приведем примерный перечень информации, необходимой фирме для принятия решения по ценам.

Рынок. Товар.

В каких сегментах рынка реализуется товар фирмы?

Какое требование предъявляют покупатели к товару?

Каково их географическое положение?

Какова его новизна?

Какова емкость рынка?

Каково его качество по сравнению с товаром конкурентов?

Кто основные конкуренты?

Каково соответствие по ценам?

Каковы перспективы роста объема продажи?

Какова способность удовлетворять потребности покупателя, в том числе перспективные?

Какова конъюнктура на 0,5 — 2 года?

Какова необходимость модификации, в том числе в соответствии с выявленными требованиями покупателей?

Как воспринимается цена товара покупателем?

Конкуренция на рынке Правительственная политика

Какие конкурирующие товары продаются?

Какое влияние оказывает правительственная политика на рынок?

Какова доля рынка конкурентов?

Каково ее влияние на отдельные фирмы?

Каковы возможности для изменения цен?

Какие фирмы являются постоянными поставщиками правитель­ства?

Каково финансовое положение конкурентов?

Каковы предполагаемые действия конкурентов в случае измене­ния условий рынка?

Какие имеются официальные данные о прибылях и убытках?

Производство и затраты. Выручка от продажи товаров и прибыль

Каковы объемы производства и складские запасы товаров у фирмы в настоящее время?

Каково соотношение между выручкой от продажи, прибылью и затратами по различным товарам, выпускаемым фирмой?

Какие затраты соответствуют данному уровню производства складских запасов?

Каково влияние объема производства на выручку от продажи и прибыль?

Какое влияние на затраты окажут изменения объемов производ­ства и складских запасов?

Каков удельный вес прибыли в цене единицы товара фирмы и как он отличается от аналогичного показателя конкурентов?

Какие затраты имеют отношение к принятию решения по вопро­сам цен?

Фирма должна принимать все меры для получения приведенной информации. Если она не сможет собрать и проанализировать ин­формацию собственными силами, то необходимо обратиться к услу­гам фирм, которые специализируются на маркетинговых исследова­ниях.

Процесс ценообразования на продукцию фирмы не заканчивается установлением окончательной цены. На рынок и уровень сбыта то­варов воздействует большое количество постоянно меняющихся фак­торов (политическая нестабильность, общеэкономические факторы, истощение природных ресурсов, изменение экологической обстанов­ки, демографическая ситуация и т.д.). Поэтому возникает необходи­мость управления ценами, которое осуществляется посредством из­менений в прейскурантах, оговорок в контрактах, компенсаций.

Прейскуранты — это систематизированные сборники цен на про­дукцию фирмы, предлагаемой покупателю. Обычно компания-прода­вец заранее фиксирует цены в бланках заказов, фирма не всегда имеет возможность оперативно корректировать действующие прейс­куранты, что связано прежде всего с частыми изменениями издер­жек производства и конъюнктуры рынка. Поэтому фирме-производителю в контракте о сбыте целесообразно предусматривать правовые возможности повышения цен без соответствующего прейс­куранта. Для этого используют специальные оговорки о росте цен, с помощью которых производитель получает возможность перенести риск на своих покупателей.

Составной частью ценообразования является широко распространенная система скидок с прейскурантных цен. Их используют фир­мы — производители товаров и розничная торговля, уменьшая пер­воначальную цену для привлечения новых покупателей, сокращения больших запасов, как ответные действия на снижение цен конкурен­тами. Различают три вида скидок: за оплату товара наличными, за количество и торговые скидки.

Скидки за оплату товара наличными предоставляются покупателю в виде снижения цены за оперативную оплату счета. Такие скидки улучшают финансовое положение производителя, так как обычно сроки оплаты счетов за отгруженные товары колеблются от 30 до 60 и даже до 90 дней.

Под количественными скидками понимается снижение цен за по­купку крупных партий товаров. Продажа и транспортировка товара такими партиями сокращают сбытовые расходы. Кроме того, выгоды производителя связаны и со снижением себестоимости продукции по мере роста партии. Скидки за количество могут быть простыми и суммарными. Простые скидки предоставляются покупателю за одно­разовую покупку большого количества продукции. Суммарные скидки устанавливаются с учетом закупок, произведенных в течение определенного периода, обычно в течение года. Такие скидки тесно связывают покупателя с продавцом как с единственным источником получения товара. Сезонные скидки предоставляются покупателям, которые делают внесезонные покупки товаров или услуг, позволяют сохранить стабильный уровень производства в течение всего года.

Торговые (или функциональные) скидки предоставляются произ­водителями дилерам за услуги, связанные с продвижением товаров к конечному потребителю. Скидки посредника — это плата за посред­нические услуги.

Определяя величину скидки, производитель должен ее соразме­рить с суммой средств, которые ему потребуются для продажи това­ра другим способом. Фирма постоянно должна сопоставлять и анализировать альтернативные варианты продажи своего товара, пересматривать цены и скидки в зависимости от изменений, происходящих на рынке.

Лекция №5. ИЗДЕРЖКИ, ПРИБЫЛЬ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕН

5.1. Издержки производства и их группировка

Изучение различных методик формирования цен на товар показы­вает, что наряду с другими рыночными факторами они должны учи­тывать уровень издержек.

В рыночных условиях цена на товар зависит не только от кривой спроса, но и от кривой предложения, объема и состава выпускаемой продукции, издержек производства и обращения. Товар, как прави­ло, проходит определенный путь от производителя до конечного пот­ребителя. Поэтому цена на него во многом зависит от доли прибыли, получаемой производителем, оптовыми и розничными продавцами, количества посредников между производителем и конечным потре­бителем.

Цена для каждого участника данного процесса будет различна и зависеть от уровня затрат, связанных с изготовлением товара и его продвижением на рынок, и доли прибыли каждого участника в ко­нечной цене продукта. Прибыль от реализации продукции определя­ется:

в сфере производства — как выручка от реализации без акцизного налога и налога на добавленную стоимость за вычетом полной себе­стоимости реализованной продукции;

в сфере обращения — как валовой доход торгующей организации без акцизных сборов и налога на добавленную стоимость за вычетом издержек торгующей организации, приходящихся на проданный то­вар.

Под издержками принято понимать все затраты предпринимате­лей по организации производства, изготовлению товара и его продаже, т.е. затраты, образовавшиеся в сфере строительства, заготовок, производства и реализации. При этом учитываются и рас­ходы предпринимателей, связанные с использованием различного рода источников (собственных и заемных) и рациональным их раз­мещением. Состав издержек у различных предпринимателей разли­чен и обусловлен спецификой их деятельности. У производителей товара наибольший удельный вес занимают расходы, связанные с изготовлением товара, у оптовых и розничных продавцов — издерж­ки обращения, Рассмотрим процесс формирования издержек в сфере производства товара. Формирование затрат у производителя — сложный процесс. Здесь следует отметить стадийность деления и распределения затрат. Первоначальное деление издержек производителя связано с их отно­шением к производству. Наибольшая часть расходов, а именно их часть, обусловленная изготовлением товара, включается в его себе­стоимость. Другая часть связана с формированием оборотных средств (текущих активов). Различные виды затрат — расходы по долго­срочной аренде объектов социального назначения; капитальные вло­жения, направленные на их создание (приобретение); проценты, уплаченные за использование заемных средств; экономические санкции, оплаченные предпринимателем; некоторые виды налогов и др. — в той или иной мере формируются за счет различных частей прибыли (до или после налогообложения).

Правомерно считать себестоимость равной производственным из­держкам изготовителя товара.

Таким образом, первоначальное деление издержек, с одной сторо­ны, способствует выделению затрат, непосредственно связанных с производством товара, а с другой — обусловлено принятой в стране системой налогообложения.

Прибыль от реализации товарной продукции опре­деляется по формуле:

где: П — прибыль от реализации товарной продукции;

ВР— выручка от реализации товарной продукции без акцизных налогов и налога на добавленную стоимость;

 
 

ПС — ее полная себестоимость.

 
 

Данную формулу можно раскрыть, показав состав реализуемой продукции, его участие в формировании показателей объема реали­зации и полной себестоимости:

где: q — количество проданных изделий определенного вида;

z — цена каждого изделия;

Sqz — объем реализованной продукции;

p — полная себестоимость определенного вида изделия;

Sqp — полная себестоимость реализованной продукции.

П= Sq(z-p) подтверждает зависимость прибыли от двух факторов: количества проданных изделий, выполненных объемов ра­бот, оказанных услуг и уровня прибыльности каждого их вида, т.е. от уровня цены и издержек производства на единицу продукции (ра­бот, услуг).

На протяжении своей "жизни" товар проходит несколько стадий, связанных с определенным уровнем издержек, их составом, спросом на товар, возможностью продать его по разным ценам. Деятельность предпринимателей (продавцов) при этом направлена на упрочение своего положения.

При выборе уровня цены производитель (продавец) стремится не только не снизить получаемую им прибыль, но и прирастить ее. Вы­сокие цены на новый товар, с которыми он выходит на рынок, субъ­ективно и объективно обусловлены психологией бизнесмена и значи­тельными издержками (текущими, единовременными), понесенными при воплощении идеи создания принципиально нового товара, его экспериментального и промышленного выпуска.

Время наполнения рынка товарами производитель использует для поисков путей сокращения издержек производства. Именно это поз­воляет снизить цену в период стабилизации спроса или сохранить ее на прежнем уровне, несмотря на дополнительные расходы, связан­ные с приданием товару новых качеств.

Если же говорить о последней стадии "жизни" товара, то произво­дитель (продавец), учитывая возможность остаться с товаром на складе (на полках в магазине), т.е. иметь убытки в полном размере затрат на его производство (приобретение), как правило, принимает решение продавать его по низким ценам, уровень которых может быть равен себестоимости или даже ниже ее.

В условиях рынка предприниматель должен пользоваться любым способом улучшения своей деятельности. Повышение уровня прибы­ли может быть достигнуто как за счет повышения рентабельности отдельных видов продукции, так и за счет ускорения оборачиваемос­ти, многократного получения прибыли с одного рубля вложенных средств. При продаже товара ниже рыночных цен или даже ниже се­бестоимости можно получить прирост прибыли за счет увеличения объема реализации. Это хорошо видно из анализа показателя рента­бельности предприятия в целом или, как принято говорить, при ана­лизе эффективности используемых активов (отношения прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, к общей сумме активов). Указанную зависимость можно выразить формулой:

Рпред = По/А,

где: Рпред — рентабельность предприятия;

По — прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия;

А — активы предприятия (сумма актива баланса пред­приятия).

 
 

Данную формулу можно преобразовать, показав, от каких факто­ров она зависит:

где: РП — выручка от реализации продукции;

Ррп — рентабельность реализованной продукции;

ОФ — основные средства и вложения (I раздел актива баланса);

ТА — текущие активы (сумма II и III разделов актива баланса);

Фе — фондоемкость, включая емкость вложений долгосрочного характера;

Кз — коэффициент закрепления текущих активов (один из показателей оборачиваемости оборотных средств).

Последовательные преобразования формулы рентабельности пред­приятия дают возможность убедиться в правильности сделанных ра­нее выводов о прямо пропорциональной зависимости данного показателя от рентабельности реализованной продукции и обратно пропорциональном влиянии на него фондоемкости и оборачиваемос­ти текущих активов.

Отсюда ясно, что оценка эффективности деятельности предприя­тия в конечном итоге зависит от цены на изделие, его средней себе­стоимости, объема реализации, фондоемкости продукции и оборачи­ваемости текущих активов.

Средняя величина себестоимости единицы продукции, как и цена, устанавливаемая на ее основе, предопределяется общим уровнем из­держек на производство и принятыми методами распределения зат­рат. Издержки группируются по самым разнообразным принципам. Каждый из них имеет самостоятельное значение и область примене­ния.

5.2. Прибыль в условиях рынка

Показатель прибыли в рыночных условиях должен быть переос­мыслен. С экономической точки зрения выделяется прибыль, создан­ная в ходе различной деятельности: прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, внереализационная прибыль и внереализационные убытки. В сово­купности эти слагаемые составляют балансовую прибыль. Этот пока­затель широко используется в экономике. По действующему законодательству, одним из объектов налогообложения яв­ляется балансовая прибыль. Такой состав прибыли показывает источники образования различных ее частей, но не ее экономичес­кую природу (сущность).

Следует отметить, что в экономической литературе не уделяется должного внимания природе предпринимательской прибыли, которая резко отличается от механизмов формирования прибыли, сложив­шихся в условиях командно-административной системы хозяйства. Пока нет и опыта формирования предпринимательской прибыли, а следовательно, изучения ее динамики и факторов, под воздействием которых происходят изменения.

Анализ материалов зарубежной экономической литературы позво­ляет сделать заключение, что в классических условиях рынка при­быль может рассматриваться как безусловная рента, если предпри­ниматель является собственником земли, безусловная заработная плата предпринимателя и безусловный процент на вложенный капи­тал; как временный доход, получаемый от непредвиденных техни­ческих и технологических нововведений, от предпринимательского риска и монопольного положения на рынке сбыта. Однако предпри­ниматель, начиная свое дело, рассчитывает получить прибыль, большую, чем рента, процент и заработная плата. Это довольно трудно при свободной конкуренции, когда цены могут упасть до уровня издержек.

Преуспевающий бизнесмен всегда должен смотреть вперед, разви­вать идеи совершенствования товара, придания ему свойств, удов­летворяющих возрастающий спрос покупателя. Поэтому предприни­матель обязательно должен быть новатором. Далеко не все новаторские идеи приносят успех, но если это случается, предприни­матель получает дополнительные доходы.

Некоторые экономисты выступают против того, чтобы считать их прибылью, ссылаясь на непостоянство данного вида дохода, на его полное исчезновение в результате развивающейся конкуренции и применения новшества всеми конкурентами. Это действительно так, но всегда находятся новые идеи, воплощение в жизнь которых при­носит дополнительный доход следующим новаторам. Поэтому в об­ществе в целом существует часть прибыли, образовавшаяся от введе­ния технических усовершенствований.

Очень интересен подход к сущности прибыли как к результату от предпринимательского риска, связанного с неопределенностью ситуа­ции при планировании доходов. Предприниматель может угадать перспективы развития событий и заработать значительные суммы прибыли за короткий период времени или не угадать и иметь значи­тельные убытки. Зарубежные экономисты считают, что вся истинная прибыль связана с неопределенностью. Это значит, что далеко не всегда предприниматель получает тот результат, на который рассчи­тывал, причем он может быть положительным, нулевым или отрица­тельным. Убытки рассматриваются как отрицательное значение при­были. Значит, не следует рассматривать систему показателей только прибыли. Возникает система прибылей и убытков.

При этом предпринимательский риск — это не какая-то отдельная часть прибыли, четвертый фактор производства. Нет, прибыль по-прежнему формируется под воздействием рационального использования трех факторов производства: трудовых, материальных ресурсов и основных средств, но их эффективное использование в определен­ной мере связано с предпринимательским риском.

В этом можно убедиться, рассмотрев основные показатели, харак­теризующие эффективность использования ресурсов: выработку (частное от деления объема продукции на численность рабочих или всего персонала в зависимости от того, какой показатель выработки используется), материалоемкость (частное от деления материальных затрат предприятия на объем продукции) и фондоотдачу (частное от деления объема продукции на стоимость основных фондов). Все они основаны на применении объемных показателей производства про­дукции, цена которой в условиях рынка и конкуренции имеет весь­ма неопределенное значение. Показатели же материалоемкости и фондоотдачи в дополнение к этому зависят от цен на приобретаемые материалы и оборудование, что усугубляет их неопределенность.

Предпринимательский риск может улучшить или ухудшить при­быль от использования факторов производства. Поскольку далеко не все предприниматели идут на риск; результат этого вида деятельнос­ти должен вознаграждаться. Рациональное использование ресурсов вознаграждается прибылью, нерациональное их использование нака­зывается убытками.

Определив влияние цен на результаты предпринимательской дея­тельности, можно прийти к выводу, что при существовании монопо­лии на производство или продажу определенного вида товара можно диктовать уровень цен и получать сверхприбыли. Однако в условиях рынка этого не происходит, что подтверждается незначительным размером прибыли, получаемой корпорациями после вычета налогов. Объясняется это условием совершенной конкуренции, при которой, как указывает П. Самуэльсон, «каждый продавец никак не может оказывать сознательное воздействие на цену то­вара», поскольку ни один человек «не в состоянии контролировать сколько-нибудь значительную часть ресурсов любого вида».

Но в реальных условиях рынка совершенной конкуренции не су­ществует, поэтому каждому предпринимателю следует учитывать, насколько практика отличается от совершенной конкуренции. Отк­лонения от совершенной конкуренции могут быть связаны с естест­венной ограниченностью ресурсов. Если предприниматель хочет до­биться успеха, ему нужно создавать и искусственные ограничения. Он должен учитывать, что чем чаще он предлагает свой товар, тем больше он его обесценивает, но и сдерживание производства, полу­чение сверхприбылей притягивает конкурентов.

В условиях несовершенной конкуренции монополисты продолжа­ют быть заинтересованными в ограничении выхода на рынок при­надлежащих им факторов производства. Вот здесь и возникает про­тиворечие между необходимостью сдерживать производство, невозможностью беспредельного повышения цен на товар и стремлением получить значительный прирост прибыли. Для преодоления этого противоречия необходим комплексным анализ взаимосвязей производственных показателей.

Мы отмечали прямо пропорциональную зависимость прибыли от объема реализации, однако внутренняя связь между издержками (р), количеством (q) и ценой (z) в этой схеме не прослеживается. В условиях командно-административной системы управления такой информации вполне хватало для централизованного установления цен и заданий по снижению себестоимости, а также для контроля за их выполнением. Определенный размер прибыли свидетельствовал о том, укладывается ли предприятие в средние отраслевые нормативы, выполняет ли оно установленное ему задание. Увязка же объемов производства и реализации осуществлялась путем установления го­сударственного планового задания (или заказа) — закона для предприятия.

В условиях рынка перед предпринимателем стоит принципиально иная "задача: самому определить оптимальный вариант цены на изделие, работы или услуги, исходя из конкретных условий сделки, ее объема, степени загруженности производственных мощностей за­казами, достигнутого уровня издержек производства. Повседневное решение этой задачи основано на применении методики вариантных расчетов, в основу которых положено деление затрат на переменные и постоянные, принципиально другой подход к оценке компенсации издержек, связанных с производством и реализацией продукции, и к определению прибыли.

Применяемая в рыночных условиях методика основана на опреде­лении объема реализации, который покрывает весь комплекс пос­тоянных и переменных затрат, и объема реализации, который будет компенсировать переменные расходы, связанные с производством реализуемой продукции, и формировать прибыль, т.е. до какого-то момента вся выручка от реализации идет на компенсацию затрат, а с какого-то момента появляется прибыль.

Поскольку все постоянные затраты к этому моменту уже компен­сированы, значительная часть выручки (полученной после этого мо­мента) составит прибыль от реализации. Понять и принять данное положение очень важно. Оно сохраняется при любой цене на продукцию.

Момент, когда предприятию удается покрыть не только перемен­ные, но и постоянные затраты и начать прибыльную деятельность, в разных литературных источниках называют по-разному: точкой без­убыточности, мертвой точкой, точкой опрокидывания и др., но это непринципиально, поскольку в данное понятие вкладывается один и тот же экономический смысл.

 
 

Издержки производства можно представить как сумму перемен­ных и постоянных расходов. Тогда прибыль от реализации товарной продукции составит:

где: П — прибыль от реализации товарной продукции;

SqРпер— общая сумма переменных расходов предприятия;

 
 

F — общая сумма постоянных расходов предприятия. Применение этой формулы само по себе не меняет сути дела, по­скольку здесь использован традиционный показатель прибыли. В теории и практике рыночных отношений он заменен другим, связан­ным с получаемой информацией. В зарубежной литературе он назы­вается валовой прибылью и определяется как объем реализации без переменных затрат на его изготовление, или как сумма традицион­ного показателя прибыли от реализации и постоянных расходов:

где: ВПр — валовая прибыль.

 
 

Эту формулу можно преобразовать, заменив выражение Sqz-SqРпер составом прибыли от реализации товарной продукции, но для получения идентичного результата, уравновесив его положительным значением постоянных расходов:

В точке безубыточности (примем данную терминологию) прибыль от реализации товарной продукции будет равна нулю; тогда валовая прибыль примет значение фиксированных (постоянных) расходов:

ВПр=О+F=F или F=qz - qPпер

откуда qz=qPпер+F, что соответствует экономическому содержа­нию момента, при котором происходит компенсация не только пере­менных затрат в расчете на реализуемый объем производства, но и всех постоянных затрат предприятия.

Если стоит простая задача определить минимальный уровень цены, ниже которого нельзя опускаться для создания условий у безубыточной работы, то можно прийти к выводу о том, что он должен быть равен сумме постоянных и переменных расходов, приходящихся на единицу изделия. Это же доказывается математически:

qz = qPпер+F

Представив F как qPпос, где Pпос — сумма постоянных расходов, приходящихся на одно изделие, можно получить выражение:

qz= qPпер+ qPпос

Разделив обе части уравнения на q, получим:

z=Pпер+Рпос.

Как уже отмечалось, прибыль не единицу продукции по многом зависит от объема производства (реализации). Это видно и из полу­ченного равенства. Подвижность показателя прибыли на единицу продукции, постоянная зависимость от объема производства снижа­ют возможности его использования в экономических расчетах. Наи­более приемлемым в этих условиях становится показатель так назы­ваемой маргинальной прибыли: разности между ценой товара и пе­ременными расходами на единицу продукции. Экономическая сущность маргинальной прибыли сводится к сумме прибыли на единицу продукции и части постоянных расходов, вклю­чаемых в полную себестоимость изделия. Указанные составные части в цене товара занимают вполне определенную долю, уровень которой зависит только от доли переменных затрат, поскольку влия­ние изменения объема производства на размер постоянных расходов, включаемых в полную себестоимость единицы продукции, полнос­тью поглощается изменением прибыли.

Рассмотрим условный пример. Предприниматель имеет воз­можность заключить договор на поставку 5000 шт. изделий по цене 350 грн. за штуку. Переменные расходы на единицу продукции сос­тавляют 125 грн. Сумма постоянных расходов 700000 грн.

Воспользовавшись выведенной формулой, можно рассчитать мини­мальный объем заказа в натуральных измерителях (q), гарантирую­щий безубыточность предприятия:

Из этого следует, что данный заказ выгоден фирме. Покрытие расходов будет обеспечено продажей 3111 шт. изделий. Продажа остальных 1889 шт. принесет прибыль в размере 425000 грн. [1889 х (350— 125)].

Если за заключение данного договора идет конкурентная борьба, предприятие может предложить более выгодные условия для заказ­чика, снизив цену на продукцию.

 
 

Предел снижения цен в нашем примере равен 265 грн. (125 грн. + +140 грн.), поскольку постоянные расходы на единицу продукции составили 140 грн. (700000 грн.: 5000 шт.).

Правда, при принятии решения о снижении цены предпринима­тель должен учитывать, что для получения той же прибыли, что и при старой цене, ему необходим заказ (договор) на большее коли­чество изделий.

Формула, которой мы пользовались выше, может быть преобразо­вана с учетом того, что предприятие не только компенсирует свои затраты, но и получает прибыль:

 
 

Например, предприниматель снизит цену изделий до 280 грн. Точка безубыточности при этом переместится с 3111 шт. в точку со значением 4516 шт. [700000 грн.: (280 грн. — 125 грн.)]. Размер маргинальной прибыли на единицу продукции снизился бы до 155 грн. (700000 грн.: 4516 шт. или 280 грн. — 125 грн.).

Для получения той же прибыли, что и при цене изделий 350 грн., предпринимателю следует иметь заказ на производство 7258 шт. (425000 грн.: 155 грн. + 4516 шт.). Прибыль в новых условиях бу­дет формироваться за счет 2742 шт. (7258 шт. — 4516 шт.) и соста­вит, как и в первом варианте, 425000 грн. [2742 шт. х (280 грн. — -125 грн.)].

Если при этом рентабельность продукции остается достаточно высокой и соответствует среднеотраслевым размерам, то сделку можно признать удачной, если же она значительно ниже среднеотраслевой, — неудачной.

Применение рассматриваемой группировки затрат позволяет ре­шить многие экономические задачи при весьма ограниченном круге показателей.

Например, совсем необязательно составлять калькуляции или ка­ким-либо другим трудоемким способом рассчитывать сумму пере­менных расходов, соответствующих проектируемому объему произ­водств. Достаточно определить переменные затраты на единицу продукции (это могут быть и нормативные величины) или на весь объем реализации и знать общую сумму постоянных расходов пред­приятия.

Этой информации достаточно для экономических расчетов, необходимых для принятия управленческих решений, связанных с выполнением заказов, выработки определенной политики цен на от­четный и перспективный периоды.

Применение методики основано на изучении двух взаимосвязан­ных коэффициентов: коэффициента переменных расходов и коэффи­циента маргинальной, или валовой, прибыли. Коэффициент переменных расходов определяется как отношение переменных расходов (на единицу продукции или на весь ее объем) к цене или выручке от реализации, а коэффициент маргинальной, или валовой, прибыли — как отношение этой прибыли к цене или выручке от реализации:

или

где: к — коэффициент переменных расходов;

а — коэффициент валовой, или маргинальной, прибыли;

 
 

П — прибыль на единицу продукции;

 
 

Пм — маргинальная прибыль.

Сумма рассматриваемых коэффициентов всегда будет равна еди­нице, т.к.
SqРпер + ВПр всегда равно Sqz, а z=Пмпер.

Изучение этих коэффициентов показывает, что при неизменном уровне постоянных расходов, переменных затрат на единицу про­дукции и стабильных ценах их величина остается на одном и том же постоянном уровне. Изменение условий прибыльности меняет соот­ношение переменных расходов, маргинальной, или валовой, при­были.

Значит, при неизменных ценах и издержках производства, сло­жившихся в предшествующие периоды, коэффициентом валовой (маргинальной) прибыли можно непосредственно пользоваться в экономических расчетах. При изменении цены, но неизменных из­держках можно рассчитывать необходимый объем реализации для получения искомого количества прибыли, воспользовавшись тем, что коэффициент валовой (маргинальной) прибыли будет неизменным как для одного изделия, так и для реализуемой их массы. Данное положение широко используется в экономических расчетах, по­скольку к показателям себестоимости и прибыли подходят условным способом, рассчитывая их как составные части (коэффициенты, удельные веса) предполагаемого объема производства (реализации).

Воспользовавшись данными нашего условного примера, можно по­казать практическое применение этих расчетов.

Коэффициент валовой прибыли в примере при цене 350 грн. ра­вен сумме постоянных расходов предприятия и прибыли от реализа­ции 5000 шт. изделий, деленной на объем реализации (сумму заказа) [(700000 + 425000): 1750000 - 0,64286]. Это же соотно­шение заложено и в цене одного изделия (225: 350 - -0,64286). Сумма прибыли и постоянных расходов при объеме реализации в 1750000 грн. составит 1125000 грн. (1750000 х 0,64286). Исключив постоянные расходы в размере 700000 грн., получим прибыль от сделки 425000 грн. (1125000) грн. — 700000 грн.), что соответствует предыдущим расчетам.

При изменении цены на 280 грн. коэффициент маргинальной прибыли составит 0,55357 [(280 грн. — 125 грн.): 280 грн.], а объем сделки — 1400000 грн. (280 грн. х 5000 шт.).

Сумма прибыли и постоянных расходов в данном случае рав­на 775000 грн. (1400000 грн. х 0,55357), а прибыль от сделки — только 75000 грн. (775000 грн. — 700000 грн.).

Как видно, использование группировки затрат на постоянные и переменные основано на том, что все постоянные расходы, связан­ные с производством продукции, вне зависимости от уровня загрузки мощности предприятия относятся на себестоимость реализованной продукции. Зная их постоянное (достигнутое или рассчитанное) стоимостное значение и желаемый уровень прибыли, можно осуществить любые вариантные расчеты.

Все произведенные выше расчеты можно было выполнить, исполь­зуя следующую взаимосвязь показателей:

 
 

а* = ВПр/Sqz, но ВПр=Sqz - SqPпер

тогда

т.е. коэффициент а* равен отношению маржинальной прибыли к це­не товара.

Данной формулой можно пользоваться для расчета минимального объема реализации, минимального уровня цен на торгах, предела скидок на большие по объему заказы и т.п. Приемлема она и при определении возможности реализации товара по цене не только ни­же рыночной, но и ниже ее себестоимости. Идея продажи товара ни­же себестоимости не настолько парадоксальна, как кажется на пер­вый взгляд. Это целесообразно сделать, если приростные доходы будут покрывать приростные затраты и если полученная краткосроч­ная прибыль не войдет в противоречие с долгосрочной ценовой по­литикой предприятия.

Усложним наш пример. Предприятие уже имеет заказ на 5000 шт. изделий по цене 280 грн. и, как мы видели, покрывает этим заказом все постоянные расходы, формируя прибыль в размере 75000 грн. Однако этой прибыли недостаточно для реализации задуманных программ.

Предприятие предполагает, что при загрузке имеющихся мощ­ностей возможно выпустить дополнительный объем продукции — 3000 шт., но получение заказа на приведенных выше условиях невозможно. Находится покупатель партии товара в 3000 шт., но по цене 210 грн.

Анализ показывает, что эта цена ниже полной себестоимости изделия: общий выпуск продукции — 8000 шт. (5000 + 3000), полная себестоимость изделия — 212,5 грн. [переменные расходы — 125 грн. плюс постоянные — 87,5 грн. (700000: 8000)]. Таким обра­зом, убыток на каждом изделии составляет 2,5 грн.

На первый взгляд такая сделка ничего, кроме убытков, фирме не принесет. Однако вспомним, что вся сумма постоянных расходов была компенсирована продажей 5000 шт. (точнее, даже 4516 шт. первой партии). Затраты изготовителя сведутся только к перемен­ным расходам, а прибыль по изделию — к маржинальной:

П = Пм — Рпос = Пм — О = Пм.

Коэффициент маржинальной прибыли при этом можно использо­вать как коэффициент прибыли. Прибыль от сделки в 3000 шт. будет равна 255000 грн. [630000 грн. х 0,40476, где 630000 грн. — объем реализации (3000 шт. х 210 грн.), а 0,40476 — коэффициент маржинальной прибыли (125 грн.: 210 грн. = 0,59524 — 1)].

Исходя из приведенных расчетов, сделку можно считать выгодной, однако если она не повлечет за собой в дальнейшем снижения доходов.

При снижении цены ниже рыночной и ниже себестоимости пред­приниматель идет на определенный риск: первоначальное снижение цен может повлиять на будущую рыночную цену, а потеря будущих доходов будет настолько велика, что не покроет сиюминутную выго­ду. Этим объясняется частый отказ от краткосрочных прибылей, если предприниматели не готовы к использованию длительной поли­тики снижения цен на базе достигнутого уровня переменных и пос­тоянных расходов.

Данная методика применима и при установлении внутрихозяй­ственных цен, определении целесообразности приобретения полу­фабрикатов у поставщика или организации собственного их произ­водства.

При установлении внутренних цен, как правило, учитывается возможность приобретения полуфабрикатов (комплектующих изде­лий) на внешнем рынке. Эффективность своего производства опреде­ляется возможностью установления цен на уровне средних рыночных. Если подразделения предприятия (фирмы) рассчитывают­ся между собой по средним рыночным ценам, то предприятие в це­лом, как минимум, выигрывает на транспортно-заготовительных расходах, связанных с доставкой полуфабрикатов (комплектующих изделий) от производителя к потребителю. Кроме того, подразделе­ние может иметь и свою прибыль за счет уровня издержек, которая также улучшит показатели работы предприятия в целом. При решении данной управленческой задачи среднерыночная цена рассматри­вается как цена собственной реализации.

Рассмотрим ситуацию, когда перед предприятием (фирмой) стоит вопрос, что рациональнее: производить полуфабрикаты (комплекту­ющие изделия) или приобретать их на внешнем рынке. Воспользу­емся данными о количестве выпускаемых изделий и сложившихся издержках их производства в одном из цехов предприятия:

Количество комплектующих изделий (шт.) — 26300.

Переменные издержки на единицу (грн.) — 31,15.

Постоянные затраты (грн.) — 250000.

Постоянные затраты на единицу продукции при этом составят 9,5 грн. (250000 грн.: 26300 шт.). Минимальная цена для безубы­точной работы должна составить 40,65 грн. (31,15 грн. + 9,5 грн.), а коэффициент маржинальной прибыли — 0,234 (9,5 грн.: 40,65 грн.).

Если средняя рыночная стоимость данного комплектующего изде­лия составляет 55 грн., то коэффициент маржинальной прибыли при стабильных затратах и объеме производства составит 0,173 (9,5:55), т.е. значительно меньше рассчитанного выше. Значит, предприятие будет иметь прибыль от внутреннего потребления комплектующих изделий.

Если же средние рыночные цены составляют 39 грн., то коэффи­циент маржинальной прибыли выше, чем в точке безубыточности. Он равен 0,244 (9,5 грн.: 39 грн.). Однако транспортные и погрузочно-разгрузочные расходы согласно смете затрат составят 45 тыс. грн., т.е. 1,71 грн. на единицу комплектующего изделия
(45 тыс. грн.: 26300 шт.). Себестоимость его заготовления при этом возрастет до 40,71 грн. (39 грн. + 1,71 грн.). Коэффициент маргинальной прибы­ли при этом составит 0,233 (9,5 грн.: 40,71 грн.), что почти соот­ветствует точке безубыточности (0,234). Предприятию практически безразлично, производить ли комплектующее изделие или приобре­тать его на рынке,

Если же товар на рынке имеет цену 35 грн., коэффициент маржи­нальной прибыли при неизменных затратах составит 0,271 (9,5 грн.: 35 грн.), что значительно выше, чем в точке безубыточности. Про­изведя расчеты, можно сделать вывод, что предприятию невыгодно самому производить комплектующее изделие.

Однако это не совсем так. При решении вопроса о целесообраз­ности наличия в составе предприятия цеха (подразделения) по изго­товлению рассматриваемого комплектующего изделия (при средней рыночной цене в 35 грн.) следует учесть так называемые релевант­ные расходы, т.е. зависимые от принимаемых решений. Ведь после принятия решения о ликвидации подразделения, выпускающего полуфабрикаты (комплектующие изделия), постоянные расходы останутся прежними, а их доля в себестоимости отдельных выпускаемых изделий возрастет, маргинальная (и не только марги­нальная) прибыль снизится. Пределы этого снижения должны быть учтены в ходе принятия решения о целесообразности ликвидации подразделения.

Экономически обоснованное определение релевантных издержек будущего периода приобретает для предпринимателя и дополнитель­ную ценность, поскольку при альтернативном решении вопроса релевантные издержки — не что иное, как будущий прирост денежной наличности, необходимый для приобретения полуфабрика­тов (комплектующих изделий) на рынке.

Данный подход приемлем и при решении о расформировании любого другого производственного подразделения, и при выборе ас­сортимента выпускаемой продукции, если ограничены производст­венные мощности.

Указанные направления использования в экономических расчетах взаимосвязи цены, объема реализованной продукции, издержек, свя­занных с ее производством, и получаемой прибыли далеко не полно­стью исчерпывают зарубежную практику в этой сфере. Знание основных взаимосвязей этих показателей позволит расширить область ее применения и в условиях российской экономики.

Лекция №6. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

6.1. Роль государства в регулировании цен.

Широко распространено мнение, что в рыночной экономике цено­образование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен. как правило, невыгодно прежде всего производителю. Он заинтересован в оптимизации уровня прн. с тем чтобы иметь гарантий сбыта своей продукции и прочные пози­ции на рынке не только сегодня, но и в перспективе. Во-вторых, даже в странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воз­действие на процессы ценообразования оказывает государство.

Нередко саморегулирование цен понимается упрощенно — как встреча продавца и покупателя на рынке, которые, исходя из нали­чия товара и денег, договариваются о цене. Однако саморегулирование — не стихийный процесс. Это совокупность норм и правил, которые должны соблюдать контрагенты на рынке. Данный процесс можно сравнить с правилами движения автотранспорта, когда на проезжей части движется то много, то мало машин, и все они едут в свободно выбранном направлении с самыми различными грузами. Но свой путь они при этом прокладывают так, чтобы проехать быстрее и наиболее экономично к конечной цели, не нанося при этом ущер­ба другим видам транспорта и пешеходам.

Всем известно, что происходит, когда общие правила движения нарушаются. Нечто подобное происходит сейчас в сфере ценообразования: только здесь правила товарного производства и обращения нарушаются всеми одновременно.

Вместе с тем существенную "роль в развитии современной эконо­мики играет государство. Проблемы, связанные с усилением эконо­мической роли государства, нашли широкое отражение в исследова­ниях различных экономических школ.

Кризис 1929 — 1933 гг., который основательно потряс экономи­ческие основы западного мира, привел к пониманию того, что для обеспечения стабильности развития рыночный механизм необходимо дополнить мерами государственного регулирования.

В смешанной экономике, т.е. экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству в хозяйственной жизни отводится строго определенная роль.

Рыночный механизм, как показывает опыт многих стран, ведет к существенному подъему экономики, но одновременно сопровождает­ся спадами и кризисами, которые могут затормозить развитие эконо­мики. Поэтому государство стремится разработать такой рыночный механизм, чтобы колебания на рынке не привели к разрушительным последствиям в экономике.

Государственное регулирование цен является попыткой государст­ва с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания про­цессов воспроизводства. Б зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный или антиин­фляционный характер.

Система цен — один из важнейших элементов рыночной эконо­мики; она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит и других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.

В условиях перехода к рынку в Украине, когда произошла серьез­ная разбалансированность экономики, роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных ус­ловий развития рынка. На это направлено развитие предпринима­тельства, принятие антимонопольного законодательства и т.д. Про­ведение государством антимонопольной политики должно снять ис­кусственные ограничения и способствовать развертыванию конку­ренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержанию и всяческому поощрению и развитию на этой основе рыночного цено­образования. Однако конкуренция может быть и разрушительной си­лой, разоряя целые группы производителей. Поэтому задача госу­дарственной власти состоит в том, чтобы обеспечивать такое соотно­шение монополии и конкуренции, которое не привело бы к разрушительным последствиям.

Антимонопольное регулирование предусматривает также санкции, направленные против "недобросовестной деловой практики", кото­рая включает:

ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);

принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким-либо предварительным условием, принудительные "наборы" товаров и услуг);

принудительную "привязку" покупателей к продавцам: сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытесне­ния соперников и захвата рынка);

отказ от поставок "неугодным" клиентам, имеющим дело с конку­рентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных то­варов;

различного рода бойкоты.

Все эти разновидности "недобросовестной" практики подлежат расследованию и пресечению антимонопольными органами.

Либерализация цен не ослабляет, а, напротив, повышает роль го­сударства в осуществлении политики ценообразования. Она заклю­чается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помо­щью экономических мер на принятие товаропроизводителями опти­мальных решений по ценам, оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразова­нию. Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения ус­тойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, моно­полизма производителей, способствовать созданию нормальной кон­куренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достиже­ние определенных социальных результатов, в частности, поддержа­ние прожиточного минимума, обеспечение возможности приобрете­ния в достаточном количестве товаров первой необходимости.

Меры воздействия на производителей со стороны государства мо­гут быть как прямыми (путем установления определенных правил ценобразования), так и косвенными (через такие экономические ме­ханизмы, как финансово-кредитный, оплата труда, налогообложение и т.д.).

Цены разрабатываются и устанавливаются товаропроизводи­телями самостоятельно, но с учетом законодательных и нормативных актов. Отклонение от норм экономического поведения в отработанной системе рыночных отношений легко может быть обнаружено в процессе взаимодействия с партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т.п.

Обычно при возрастании цены на товарных рынках спрос умень­шается, а чем ниже цена, тем больше спрос. В период инфляции спрос может расти вместе с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, невзирая на цены, увеличивает спрос. Это характерно для переходной экономики Украины. Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно вле­чет за собой снижение нормы сбережений. В переходный период воз­можна и такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения: дефицит товаров не позволяет израсходовать сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент.

Государство не может гарантировать быстрое устранение про­блемы острейшего дефицита, и товаров по новым ценам не стало больше. Радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых това­ров. Но если цены недостаточно высоки, они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.

Экономическая теория и мировая практика предлагают два сцена­рия построения рынка: "шоковая терапия" со всеми вытекающими из нее социально-экономическими последствиями; долгий, но соци­ально менее взрывоопасный путь поэтапного становления рыночной экономики и ликвидации инфляционных явлений. Сложность второ­го пути состоит в том, что рычаги, с помощью которых можно оста­новить инфляцию, одновременно тормозят экономический рост и платежеспособность населения.

Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в от­раслях общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение и т.д.). Среди прямых методов государственно­го регулирования необходимо назвать прежде всего административ­ное установление цен. Оно получило распространение в ряде разви­тых стран (во Франции, в Бельгии, Нидерландах и т.д.). Крупные монополии-потребители в результате этого получают дополнитель­ные выгоды, приобретая товары и услуги по более низким ценам.

В США государством регулируется от 5 до 10% цен. Цены на пшеницу, кукурузу, рис, кормовое зерно, арахис, хлопок, табак под­держиваются преимущественно через залоговые операции и закупки у фермеров, а цены на молочные продукты — через закупки излиш­ков этих продуктов у перерабатывающих фирм. При этом государст­во гарантирует минимальные уровни залоговых цен для фермеров, а также поддерживает соотношение между ценами на сельскохозяйст­венную продукцию и товарами, приобретаемыми фермерами. Эту функцию выполняет Министерство сельского хозяйства. В целом контроль за ценами осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия.

В Японии создан особый правительственный орган — бюро цен Управления экономического планирования. В его функции входят: контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, под­держание спроса на необходимом уровне, изучение тенденций спроса и предложения. Государство регулирует цены на рис, пшеницу, мясо и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение, электроэнергию и газ, образование и медицинское обслуживание. В целом регулируется около 20% потребительских цен. Наряду с методами прямого регулирования государство воздейст­вует на процесс ценообразования и с помощью косвенных мер. Эти меры (финансовые, валютные, налоговые и др.) направлены на из­менение конъюнктуры, установление оптимального соотношения между спросом и предложением.

К ним относятся государственные закупки, налоговая система, ре­гулирование денежного обращения и кредита, политика государст­венных инвестиций и регулирование государственных расходов, установление норм амортизации и т.д. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики.

Степень государственного регулирования цен изменяется в зави­симости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных си­туациях — в периоды ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости в быстрой перестройке эконо­мики — и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с дина­мичной, сбалансированной рыночной экономикой цены регулируют­ся в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, и происходит посте­пенный переход к свободному ценообразованию.

Как только на рынке создаются условия для конкуренции, госу­дарственное регулирование цен зачастую отменяется. Так, в 70-х го­дах в США было установлено государственное регулирование авиа­ционных, железнодорожных и автомобильных грузовых тарифов, тарифов телефонной связи, банковского дела. Это, к примеру, в гражданской авиации способствовало снижению издержек производ­ства посредством снятия маловыгодных маршрутов, увеличения сте­пени загрузок рейсов, сокращения персонала и т.д.

Налоговая система также воздействует на уровень и динамику цен. От размера налогов прямо зависят динамика цен и темпы инф­ляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены. Любой произво­дитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через цену на потребителя. Государство же, получая большие доходы, уве­личивает и свои расходы. Для того чтобы снизить инфляцию, замед­лить рост цен, государство должно уменьшать налоговые ставки. Современная налоговая политики в развитых странах мира направ­лена на снижение налогов. В США, например, доля налогов на при­быль в доходах федерального бюджета не превышает 8 %, в то время как в России она составляет около 20%.

Практика государственного регулирования цен показывает, что для преодоления инфляции необходимы по крайней мере два усло­вия:

1. Всемерное укрепление механизмов рыночной системы. Это по­ощрение малого бизнеса, стимулирование диверсификации производства и продаж, ослабление таможенных и других ограничений на ввоз импортной продукции, систематический контроль за состоянием рынков, пресечение монополистического поведения и др.

2. Курс на постепенное искоренение неуправляемой инфляции, пользующийся поддержкой большинства населения. Если этот курс последовательно проводится в течение нескольких лет, то произво­дители и потребители постепенно убеждаются в том, что правитель­ство не только решительно ведет борьбу с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации своих целей.

Прямые методы контроля за ценами должны не противопоставля­ться косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная по­литика и связанные с ней меры косвенного воздействия на ценообра­зование в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем уста­новления определенных режимов движения цен, "замораживания" или "блокирования" их на определенном уровне, посредством конт­роля над отдельными статьями издержек производства воздействует на решения предприятий и фирм об уровне цен на продукцию.

Эффективность различных методов зависит от правильного выбора условий их применения. Получивший распространение в России метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике. Он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. За рубежом регулируется уровень цен через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

Эффективность государственного регулирования цен во многом за­висит от его взаимосвязи с другими мерами воздействия на экономи­ку. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, измене­ние налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.

Одним из важных направлений государственного регулирования цен является декларирование цен на продукцию предприятий-моно­полистов. Государственное регулирование цен на эту продукцию направлено на предупреждение, ограничение и пресечение наруше­ний государственной дисциплины цен и злоупотреблений, связанных с доминирующим положением на рынке товаров, а также с недобро­совестной конкуренцией. Эти действия могут иметь следующие проявления:

изъятие продукции (товаров, услуг) из обращения при наличии спроса, в том числе путем умышленного снижения производительно­сти труда и сокращения объемов производства с целью создания искусственного дефицита или его поддержания;

необоснованное повышение (понижение) действующих цен на продукцию, пользующуюся спросом;

необоснованное завышение цен на новую продукцию;

нарушение установленного действующим законодательством по­рядка ценообразования.

Соблюдение существующих правил ценообразования и обоснован­ность получения прибыли контролируется по той номенклатуре про­дукции, по которой данное предприятие является монополистом. Такие предприятия включаются в Государственный реестр предпри­ятий-монополистов.

Предприятия-монополисты, включенные в Государственный ре­естр, обязаны декларировать повышение свободных цен с обязатель­ным представлением декларации и регистрацией нового, повышенного размера цены в государственных органах ценообразо­вания. При этом представляются следующие данные:

предлагаемое изменение цен или тарифов;

калькуляция себестоимости продукции (товаров, услуг);

объем производства в предыдущем и текущем годах;

достигнутый уровень прибыли от реализации продукции и ее пла­кируемые размеры;

фактическая рентабельность предприятия;

обоснование причин изменения цен (тарифов).

При нарушении антимонопольного законодательства, выражающемся в необоснован­ном завышении свободных цен на продукцию предприятий-монопо­листов, также применяется государственное регулирование цен.

Если предприятия-монополисты допускают нарушение государст­венной дисциплины цен, к ним применяются меры экономического и административного воздействия. к этим мерам относятся перечисление в доход бюджета излишне полученной прибыли от завышения цен и тари­фов, а также штрафы в тех же размерах.

Наряду с мерами, препятствующими стремлению монополистов к чрезмерному завышению цен, государственное регулирование цен предусматривает меры по стимулированию технического прогресса, повышению эффективности производства и стабилизации экономики.

6.2. Государство и рыночный механизм

Государство воздействует на рыночное равновесие двумя способа­ми: 1) фиксацией цен; 2) налоговым регулированием.

1. ФИКСАЦИЯ ЦЕН. Уровень существующих цен равновесия по тем или иным причинам может не устраивать государство. Например, равновесие установилось при очень высоком уровне цен на хлеб. Однако хлеб для населения сегодня - один из основных продуктов питания. Времени для ожидания, пока рынок стихийно отреагирует на высокие цены, увеличит предложение и снизит цены, нет. А социальная напряженность при высоких ценах на хлеб будет расти день ото дня.

В этой ситуации государство установит фиксированные цены хотя бы на несколько сортов хлеба на уровне ниже цен равновесия. Бывает ситуация, когда государство устанавливает фиксированные. цены выше цен равновесия. Это происходит при существовании избыточного производства какой-либо продукции, когда установление равновесных цен может привести к массовому разорению, как правило, мелких производителей с более высоким уровнем затрат.

Безусловно, государство может попытаться устанавливать цены на все или большинство производимых товаров. Тогда вероятность попа­дания государства "в точку" равновесия равна нулю. Для установления равновесия на всех товарных рынках одновременно центральному планирующему органу придется сделать невозможное.

Между тем в любом случае как при фиксации государством на время рыночных цен, так и при установлении им определенных цен последст­вия в целом одинаковы. Однако во втором случае масштабы негативных экономических последствий значительно шире и острее. Графически рассмотренная ситуация выглядит следующим образом рис. (6.1).

 
 


Рис. 6.1. Следствия фиксации цен государством

На рис. 6.1. показана равновесная цена (Ррав), DD – кривая спроса, SS - кривая предложения, Р1 - цена выше цены равновесия Р2 - цена ниже цены равновесия.

Если цена фиксирована государством выше цены равновесия (Р1рав). то возникнет избыток предложения (Qд < Qs),Сколько же товаров будет продано? Очевидно, объем продаж будет на уровне спроса (Qd). Этот объем продаж меньше того, каким он был при установлении равновесной цены (Qрав): Qпродаж = Оd< Орав.

Если цена фиксирована государством ниже цены равновесия (Р2 < Ррав), то возникает дефицит (избыток спроса). Величина спроса будет больше, чем величина предложения (QD2>QS2).Очевидно, что будет продано не столько товаров, сколько хотят потребители, а столь­ко, сколько произведено (QS2). Этот объем продаж также будет меньше равновесного: Qпродаж = Qs2 < Орав.

Правило. КАК БЫ ГОСУДАРСТВО НИ ФИКСИРОВАЛО ЦЕНЫ (ВЫШЕ ИЛИ НИЖЕ РАВНОВЕСНОЙ ЦЕНЫ), ОБЪЕМ РЕАЛИЗУЕМОЙ ПРОДУКЦИИ (ОБЪЕМ ПРОДАЖ) ВСЕГДА СТАНОВИТСЯ МЕНЬШЕ ТОГО ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ, КОТОРЫЙ МОГ БЫТЬ ДОСТИГНУТ ПРИ РАВНОВЕСИИ.

Каковы иные последствия фиксации цен? Рассмотрим ситуацию фиксации цен ниже цены равновесия, поскольку она близка украинской экономике.

Следствие дефицита. 1. Возникновение конкуренции потребителей (рис. 6.2.)

 
 

Рис. 6.2. Конкуренция потребителей.

При цене Р1 меньше равновесной, весь спрос не сможет быть удовлетворен. В этом случае, чтобы все-таки удовлетворить спрос, потребители начнут конкурировать друг с другом до тех пор, пока объем спроса не сравняется с объемом предложения. Это может быть достигнуто, когда к денежным затратам на покупку товара потре­бители начнут добавлять неденежные затраты так, что общие затраты на покупку составят Р2.

Что входит в неденежные затраты? Это время, затраченное на стоя­ние в очередях, различные предварительные записи на ожидаемый" товар, которое могло быть использовано на более производительные цели. Сюда относится и переход в отношениях с продавцом на принцип "личного бартера": ты мне - я тебе, это и взятки, чаевые, товар из-под прилавка и с черного хода. При этом возникают различного рода систе­мы распределения: открытки, приглашения, визитные карточки, купоны, талоны, списки, льготы участникам.

Следствие дефицита 2. Возникновение «черного рынка» (рис. 6.3.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


 

double arrow