В цене качества и потребительских свойств товара

Методы ценообразования, ориентированные на учет

Среди незатратных методов ценообразования достойное место занимают параметрические методы. Их преимущество заключается в учете оценки товара потребителями, выделение тех свойств, которые являются главными с точ­ки зрения покупателей при формировании цены. Недостаток - это упущение из виду непосредственно издержек про­изводства и реализации продукции, отведение им второсте­пенной роли.

Метод удельных показателей: применяется на сложнотехническую продукцию, если можно выделить один качественный основной показатель, от которого зависит цена (мощность, производительность, содержание основного компонента):

где Цн, Цб - цена нового или базового изделия, соответс­твенно, руб.;

Пб, Пн - значение основного качественного параметра соответственно по базовому и новому изделиям, натураль­ные единицы измерения.

Если в цене требуется учесть некоторые второстепенные показатели качества, дополнительно рассчитываются коэф­фициенты (повышающие или понижающие цену), отража­ющие изменение других потребительских свойств нового (модифицированного) изделия.

Пример. Определите примерную отпускную цену на но­вую овощерезательную машину, предназначенную для за­мены ранее выпускаемой на предприятии, имеющей цену 275 тыс. руб. Главным техническим параметром данного товара является производительность (кг/час) при нарезке картофеля на брусочки, равная у новой машины 900 кг/час, у старой модели - 560 кг/чае.

Решение:

Балловый метод: применяется по тем товарам и товарным группам, чьи потребительские свойства не поддаются (или сложно поддаются) непосредственному количественному из­мерению и, вследствие этого, не имеют определенных показа­телей качества. Примером таких качеств может служить дизайн, мода, вкус, эстетические свойства и так далее. Данный метод используется при обосновании цен на продовольственные то­вары, такие как напитки, пиво, водка, табачные изделия, парфюмерно-косметическая продукция, бытовая техника и т. д.

Алгоритм определения цены на новый (модифициро­ванный) товар:

1) отбор основных показателей качества продукции, име­ющих для потребителей первостепенное значение;

2) выбор аналога или базового изделия, с которым будет сравниваться товар, требующий установления цены;

3) формирование комиссии из независимых экспертов, оценивающих каждый параметр базового и нового изделий в баллах (поэтому и метод получил название балловый) по заранее установленной шкале, содержащей их количествен­ные значения;

4) если оцениваемые показатели равнозначны для потре­бителей, тогда:

где Цн, Цб - цена нового или базового изделия, соответс­твенно, руб.;

Ббi, Бнi - балловая оценка i-го качественного параметра соответственно по базовому и новому изделию.

5) если оцениваемые показатели не равнозначны, то в расчет вводятся показатели значимости (весомости) каждого параметра в долях единицы:

где Y - коэффициент весомости i-ro качественного пара­метра в долях единицы; n - количество оцениваемых качес­твенных параметров.

Пример. Определить рыночную цену на тостер отечес­твенного производства, исходя из его потребительских свойств в сравнении с зарубежным аналогом. Оценка пот­ребительских свойств сравниваемых изделий дана в табли­це. Цена тостера Siemense равна 55 долл. США.

Показатели Коэффициенты весомости Siemense Отечествен­ный тостер
Качество поджаривания 0,45 3,92 2,5
Удобство пользования 0,15 4,8 3,1
Технические параметры 0,2 4,5 2,8
Дизайн 0,05 3,95 2,41
Долговечность 0,15 3,5 2,01

Решение:

Если бы все показатели были равнозначны, тогда:

Метод корреляционно-регрессионного анализа: практичес­ки не применяется ввиду его сложности. Использование дан­ного метода предполагает наличие определенных условий:

1) изделия должны быть четко классифицированы по со­ответствующим параметрическим группам;

2) в каждой параметрической группе продукции из всех технико-экономических параметров необходимо выделить параметры, оказывающие наибольшее воздействие на цену;

3) выявление для каждой параметрической группы изде­лий свойственной ей связи с ценой.

При отборе технико-экономических параметров для составления уравнения зависимости должен соблюдаться ряд требований:

1) отобранные параметры должны быть зафиксированы в
спецификациях, стандартах или технических условиях (например, такими параметрами по оборудованию могут бытьпоказатели мощности, грузоподъемности, производительности, серийности продукции, коэффициенты ремонтной сложности, унификации и т. д.);

2) совокупность отобранных параметров должна наибо­лее полно характеризовать конструктивные, технологичес­кие и эксплутационные свойства изделий, входящих в па­раметрический ряд;

3) совокупность данных параметров должна иметь тес­ную корреляционную связь с ценой.

Функцию цены можно выразить:

Цн=¦(х12,…,хn)

где х12,...,хn — технико-экономические параметры изде­лий, натуральные единицы измерения; n - количество оце­ниваемых качественных параметров.

Описанные параметрические методы ценообразования имеют разновидности и могут выражаться специальными формулами расчета цен, распространенными на тех или иных товарных рынках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: