Государством

Группировка цен по степени регулирования

Свободные – цены, которые свободно формируются только под влиянием изменения конъектуры рынка и не испытывают прямого государственного влияния. Государственная политика находит в них своё косвенное отражение через воздействие на ситуацию на рынке и установление так называемых «правил игры» на рынке. К свободным ценам относятся:

– цена спроса – цена, по которой потребители готовы покупать товар;

– цена предложения – цена, по которой производители готовы продавать товар;

– цена пр–ва определяется: издержки производства + средняя прибыль.

Регулируемые цены – цены, формирующиеся под влиянием колебаний спроса и предложения, но испытывают определённое лимитирующее воздействие государственных органов ценообразования, министерств и ведомств, ограничивающих их рост или снижение в различной степени. Сюда относятся:

– предельные (пороговые, лимитные) – самые высокие цены, по которым можно продавать продукцию;

– гарантированные – единые для всех производителей цены, по которым закупается продукция, устанавливаемые с целью создания оптимальных экономических условий её производства;

– рекомендуемые – цены, которые предполагается устанавливать на тот или иной вид продукции, однако рекомендация не носит директированного, обязательного характера.

К основным инструментам прямого ценового регулирования относятся:

1) установление верхнего абсолютного предела цены;

2) ограничение роста цены путём регламентирования норматива рентабельности;

3) установление ограничений на посреднические вознаграждения;

4) определение нижнего предела цены.

К гос. методам регулирования цен относятся предварительное уведомление продавцом об изменении цен, декларирование цен продавцом, совместное соглашение о ценах между продавцом и государством и т.д.

Более подробнее на рис.

Фиксированные цены – цены, устанавливаемые на определённом уровне, изменение которого возможно только в соответствии с решениями органов государственного ценообразования. В условиях рыночной экономики круг товаров, на которые устанавливаются фиксируемые цены, ограничен. Обычно фиксация цен осуществляется как временная мера и преследует своей целью поддержку социально незащищённых слоёв населения или выход из кризисной ситуации, связанной с инфляционным ростом цен.

Твёрдые, подвижные и скользящие цены устанавливаются в договоре либо в контракте.

Твёрдые (постоянные) – цены устанавливаются один раз в момент заключения договора и не подлежат изменению в течение срока его выполнения.

Подвижные – цены, указанные в договоре, с оговоркой о возможности их дальнейшего уточнения в случае изменения рыночной цены к моменту фактического выполнения поставки.

Скользящие – цены, устанавливаемые на товары, требующие длительного срока изготовления, за который отдельные статьи издержек производства могут подвергаться существенному изменению. Поэтому в договоре содержится оговорка о том, что исходная цена на продукцию будет перечислена в момент фактического выполнения поставки продукции. Часто в договор заранее вносится оговорка о пределе, в котором может быть изменена цена. Этот предел называется лимитом скольжения.

Воздействие фактора времени на установление цены:

Сезонные – цены на товары, потребление которых носит сезонный характер, величина и срок действия этих цен определяются фактором времени. Скидки на данные цены носят сезонный характер, например, скидки, устанавливаемые на телефонные разговоры в ночные часы, скидки летом на зимнюю одежду и наоборот.

Постоянные – срок действия которых не определяется заранее.

Ступенчатые – цены, которые подвергаются последовательному снижению в заранее известном порядке и в заранее обусловленные моменты времени. Такие цены устанавливаются на продукцию серийного выпуска, снижение может быть связано с моральным устареванием продукции, ростом объёмов производства или сокращением издержек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: