Методология и методики ценообразования

Методы ценообразования

Методология ценообразования – это совокупность принципов и методов формирования структуры и динамики цен.

Под методом понимают способ построения цены.

Методология едина для всех уровней установления цен. Основные положения и правила не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Методология является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей в экономике конкретной страны.

Методики ценообразования – это составные части методологии, которые объединяют ряд методов формирования цен. На основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации, как ту или иную стратегию реализовать на практике.

Существующие методики различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Каждая методика имеет свои особенности.

Ценовые методы – конкретные способы формирования цен на товары и услуги. Система этих методов схематично представим на рис.

 
 


) Методы полных издержек 2) Метод стандартных (нормативных) издержек 3) Метод прямых издержек 4) Метод стандартных (нормативных) прямых издержек
1) Методы максимизации продажи с учётом эластичности спроса 2) Методы максимизации продажи с использованием ценовых скидок 3) Методы «психологического» ценообразования 4)На основе прейскуранта цен, 5)Определения цены посредством конкурентных торгов.  
6) Параметрические методы 7) Метод удельной цены 8) Метод баллов 9) Метод регрессии 10) Метод с учётом потребительского эффекта 11) На основе анализа безубыточности и обеспечения целевойприбыли
1

Рис.22. Система ценовых методов (методов ценообразования)

Главными принципами ценообразования являются:

1) научная обоснованность цен – необходимость учёта в ценообразовании объективных экономических законов. Сбор и анализ информации о спросе, издержках, уровне цен, макро- и микрорыночных показателей. Информация становится ключевым моментом в обосновании уровня цен;

2) принцип целевой направленности цен – определение конкретных экономических и социальных задач;

3) принцип непрерывности процесса ценообразования;

4) принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен (проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования).

Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разработки и применения соответствующих методов. Принципы и методы тесно связаны между собой и образуют методологию.

7.2. Расчётные методы ценообразования

Суть расчётных методов состоит в том, что они базируются главным образом на учёте внутрипроизводственных условий фирмы. В результате использования методов данной группы фирма определяет желаемый уровень, не скорректированный в полной мере с учётом требований реальной рыночной конъюнктуры.

В рамках расчётных методов принято в первую очередь рассматривать затратные методы.

1) Метод договорного ценообразования по принципу «средние издержки + прибыль»

Данный метод основывается на начислении стандартной наценки на себестоимость товара. Существует два варианта этого метода:

– с использованием полных затрат на производство;

– с использованием предельных издержек производства.

1.1. При расчёте цены методом предельных издержек учитываются только те затраты, которые можно непосредственно отнести на производство данного изделия. Данный метод вносит в процесс ценообразования элементы экономического анализа. Он используется при планировании и контроле прибыльности.

Метод предельных издержек основан на использовании принципа добавленной стоимости (маржинального дохода).

Добавленная стоимость определяется как разница между выручкой от реализации и прямыми переменными затратами. Маржинальный доход идёт на покрытие накладных расходов, а остающаяся разница представляет собой прибыль.

Косвенные и условно–переменные затраты практически неизменны и при производстве нового продукта, и при изменении объёма. Следовательно, чем выше разница между ценой (выручкой от реализации) и переменными затратами, тем более рентабельно производство.

Более подробно………

1.2 «Метод полных затрат» полнее калькулирует цену производства. Он основан на определении себестоимости суммы всех прямых и косвенных затрат в расчёте на единицу продукции. Данный метод не учитывает фактор спроса, а потому товар может оказаться невостребованным на рынке и может быть не продан. Считается, что метод отнесения на себестоимость товара постоянных расходов является произвольным.

Цена при использовании метода «средние издержки + прибыль» определяется по формуле:

Ц = И х (1 + R/100),

Ц – цена;

И – издержки производства (полные или предельные в зависимости от выбранного варианта);

R – рентабельность продукции, %;

При использовании метода полных издержек рентабельность определяется по формуле:

(норма прибыли на вложенный капитал х итог актива баланса)

R = (к-во ед. реализуемой продукции х полные затраты на ед. продукции)

При использовании метода предельных издержек рентабельность рассчитывается по формуле:

(норма прибыли на вложенный капитал х итог актива баланса х сумма постоянных затрат)

R = (к-во ед. реализуемой продукции х полные затраты на ед. продукции)

Ценовой метод полных издержек – метод формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от происхождения списываются на единицу того или иного изделия. Данный метод используют фирмы, положение которых близко к монопольному и сбыт продукции гарантирован. Табл. 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: