Особенности ценообразования на активы фондового рынка

ТЕМА 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ

9.1. Особенности ценообразования на активы фондового рынка

9.2. Основные теории ценообразования на фондовом рынке

9.3. Модели теоретических цен ценных бумаг при кассовых сделках

9.4. Ценообразование на ценные бумаги при срочных сделках

9.5. Процесс ценообразования на фондовом рынке

9.6. Информация о ценах фондового рынка

Фондовый рынок – это рынок свободно обращающихся ценных бу­маг, которые продаются и покупаются на биржевом или внебиржевом рынке, а потому имеют свою рыночную цену, формирующуюся по определенным правилам и законам. К таким ценным бумагам относятся, прежде всего, акции, облигации и векселя.

Понятие «рынок ценных бумаг» более широкое, так как охва­тывает все их существующие виды, включая и такие, которые не явля­ются объектов систематической купли-продажи, как, например, чеки, закладные, коносаменты, складские свидетельства, а потому не имеющие признаваемых организован­ным рынком цен.

Активами фондового рынка являются основные ценные бумаги (акции, облига­ции, векселя) и производные от них (вторичные) ценные бумаги (депозитарные расписки, фондовые варранты, подписные права и др.). Активы могут существовать либо непосредственно в форме ценной бумаги, либо в форме «корзины», т.е. набора различных цен­ных бумаг. В первом случае рынок имеет дело непосредственно с це­ной конкретной ценной бумаги, во втором – с ценой «корзины», кото­рую удобнее всего представлять в виде индекса рыночных цен бумаг, составляющих «корзину».

Сделки, заключаемые на фондовом рынке, могут быть кассовые или срочные. В кассовых сделках обмен денег на купленные ценные бумаги следует непосредственно за заключением сделки. Цена кассовой сделки обычно называется ценой спот, или теку­щей рыночной ценой, а на фондовом рынке – рыночной котировкой, рыночным курсом.

В срочной сделке исполнение ее условий отделено во времени от момента ее заключения по договоренности сторон. Ценой срочной сделки является, как правило, не текущая ры­ночная котировка, а ее прогнозируемое сторонами сделки будущее значение, будущая цена, которая обычно называется в зависимости от вида срочной сделки – форвардной или фьючерсной ценой. В боль­шинстве стран форвардные сделки с ценными бумагами на биржах не разрешаются, так как считается, что их заключение наравне с кассовы­ми сделками может вести к кризисным явлениям на биржевых рын­ках. Вместо них существует биржевой рынок фьючерсных сделок на фондовые активы, механизмы организации которого практически ис­ключают возможность биржевых кризисов.

Поскольку сущность срочной сделки не меняется в зависимости от ее конкретного вида (форвардная или фьючерсная сделка), поэтому между форвардной и фьючерсной ценой нет никаких экономических различий. Когда речь идет о форвардной сделке, употребляют термин «форвардная цена», а когда имеют в виду фьючерсную сделку, используют термин «фьючерсная цена». Но основным ви­дом срочных сделок с ценными бумагами являются фьючерсные сдел­ки.

Фьючерсная цена – это прогнозируемая участниками рынка ры­ночная цена, в основе которой лежит текущая рыночная котировка. Деление рыночных цен на текущие цены (спот) и на фьючерсные (форвардные) цены верно до определенного предела. И по тем, и по другим заключаются рыночные сделки, но кассовые – по первым и сроч­ные – по вторым. И те и другие являются результатом рыночного прогнозирова­ния, но первые устанавливаются исходя из прогноза изменения факто­ров, влияющих на цену, а вторые – исходя из прогноза измене­ния цены спот. Поэтому начинать изучение фондового ценообразова­ния следует с рассмотрения факторов, определяющих уровень цен кас­совых сделок.

Ценообразование на ценные бумаги существенно отличается от формирования цен на традиционные объекты купли-продажи: товары и услуги. Полезность товаров и услуг для их возможных покупателей связана с использованием их специфических свойств для удовлетворе­ния конкретных потребностей человека. Полезность ценных бумаг заключается в их единственном свойстве: они способны увеличивать богатство их владельцев в денежной форме. Это возможно, во-первых, за счет использования тех имущественных прав, которые предоставляет ценная бумага ее владельцу (дивиденды по ак­циям, проценты по облигациям и др.), а, во-вторых, за счет повыше­ния цены бумаги и получения разницы между ценой приобретения и ценой продажи.

Совершая очередные разрешенные законом операции с ценны­ми бумагами, их владелец может увеличить свое состояние, но может и уменьшить его, если не обладает достаточной квалификацией в дан­ной экономической деятельности или вследствие появления непред­виденных неудачных обстоятельств, предотвратить которые он не в состоянии.

Другое принципиальное отличие ценообразования на ценные бу­маги по сравнению с товарами и услугами состоит в роли затрат. Товары и услуги производятся, затраты на их производство – важный элемент ценооб­разования, они показывают нижний уровень цены для продавца. Цен­ные бумаги не производятся в обычном смысле этого слова, они вы­пускаются по определенным правилам в специальных местах (фондо­вые биржи и др.) особо уполномоченными лицами.

Предложение ценных бумаг складывается из первичного выпуска и вторичных про­даж уже обращающихся на рынке бумаг. В первичном выпуске решаю­щую роль играют оценки возможной выручки со стороны эмитента и возможной доходности данной бумаги со стороны покупателя. Приня­тие окончательного решения по сделке происходит под влиянием мно­жества факторов. Вторичный оборот ценных бумаг регулируется влиянием соотношения спроса и предложения на уровень цен сделок и их эффективность с определенными затратами.

Затраты на содержание биржи как места оборота ценных бумаг не имеют никакого отно­шения к уровню цен на ценные бумаги. Они погашаются платежами участников биржевой торговли как условие допуска на биржу. Отсутствие влияния затрат делает уровень доходности ценных бу­маг единственным фактором определения цен на нее и для продавца, и для покупателя. Поэтому для цен­ных бумаг психологическая, субъективная оценка их ценности для продавца и покупателя является главным, а может быть, и единствен­ным фактором формирования цены. Но эта психологическая оценка может зависеть от десятков различных факторов, таких как: рентабель­ность компании-эмитента, динамика производства, война, мир, выборы, открытие запасов ис­копаемых, создание новой технологии и т.д. Важное значение для определения цены ценной бумаги и для динамики этой цены имеют сформировавшиеся традиции, их оценки, определенный имидж компании-эмитента, ее респектабель­ность, авторитет, благоприятное общественное мнение об ее деятель­ности и т.п.

Нужно также учесть, что субъективные оценки ценных бумаг на бирже многих участников биржевой торговли усредняются и в каждый данный момент работы биржи на ней существует единая цена для лю­бой ценной бумаги. А единичные субъективные оценки отдельных иг­роков проявляются в их решениях: продать или купить определенные бумаги. От объема и направления этих операций зависит и динамика единой цены.

Ценная бумага имеет статус капитала, так как она приносит доход своему владельцу наряду с другими видами капитала. Размер приносимого ею дохода и определяет ее цену, а значит, и общую величину представляемого капитала. На фондовом рынке происходит перелив капитала как фактор вы­равнивания цен на ценные бумаги. Если ценная бумага начинает при­носить доход в размере меньшем, чем другая бумага, владелец первой будет стремиться продать ее и приобрести более до­ходную бумагу. В результате снижения цены первой бумаги ее доход­ность возрастет, а вследствие роста цены второй бумаги ее доходность снизится, и на рынке вновь установится временное равновесие. Ры­ночная цена ценной бумаги, как и любого другого товара, формируется под влиянием спроса и предложения.

Различают теоретическую и реальную цену ценной бумаги. Теоретическая цена ценной бумаги – оценка тех доходов, которые являются следствием ее имущественных прав на капитал с учетом спе­цифических для нее особенностей. В реальной действительности на оценку ценной бумаги могут вли­ять и другие факторы кроме сиюминутного дохода. Например, если идет борьба за контроль над компанией, то предоставляемое акцией право голоса становится фактором ценообразования. Указанный контроль позволяет возможному новому владельцу рассчитывать на дополни­тельный доход, прогнозная оценка которого является основой для уве­личения рыночной цены акции по сравнению с ее обычным уровнем. Кроме того, ценная бу­мага – не просто нечто, приносящее доход, но и представитель определенной компании, отрасли, товара, страны и т.п. и может по своим рыночным характеристикам су­щественно отличаться от другой ценной бумаги. Следовательно, реальная цена ценной бумаги учитывает не только факторы, связанные с имущественными правами, которые она выражает, но и факторы, лежащие на стороне представляе­мого ею капитала, т.е. его надежность, эффективность, перспектив­ность, имидж, наличие поддержки со стороны руководства страны и т.п.

В ценообразовании на фондовом рынке сильнее проявляются глубинные основы формирова­ния цен, такие как субъективные психологические оценки участниками сделки объектов купли-продажи, усредняемые общим механизмом выравнивания спроса и предложения. В условиях фондового рынка это проявляется в деятельности конкретных торговцев и их клиентуры, которая носит субъективно-психологический характер и для которой свойственны закономерности «толпы» с характерным вероятностным поведением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: