Строение счетов

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций, связанных с изменением средств.

По каждому объекту учета открывается отдельный балансовый счет, на котором отражаются движение средств в течение месяца (поступление, расходование) и выводятся остатки на конец месяца.

Каждый счет имеет две части: левую – дебет и правую – кредит. За месяц определяются обороты (итоги) по каждой части для определения остатка, который называется сальдо. Отражение информации по дебету и кредиту счетов определяется их структурой.

По структуре и принципу частей баланса (актив и пассив) счета различают активные, пассивные и смешанные (активно-пассивные).

Активные счета учитывают хозяйственные средства (имущество) по их составу и размещению.

К ним относятся счета 1-5 разделов (основные активы, производственные запасы, затраты на производство, готовая продукция, денежные средства).

Пассивные счета применяются для учета источников образования хозяйственных средств по их целевому назначению.

К ним относятся счета 8,9 разделов (собственный и заемный капитал).

Активно-пассивные счета применяются для учета расчетов –счета 6 раздела и финансовых результатов – счета 7 раздела.

Схематически строение счетов можно представить:

Активный счет Пассивный счет

Дебет – Д-т Кредит – К-т Дебет- Д-т Кредит – К-т
С-до на нач. м-ца     С-до на нач. м-ца
Приход -поступление Расход- уменьшение Расход- уменьшение Приход -поступление
Об. Об. Об. Об.
С-до на конец м-ца     С-до на конец м-ца

Активно-пассивные счета могут иметь сальдо и по дебету и (или) по кредиту.

Сальдо на конец месяца = Сальдо на начало месяца + оборот по поступлению средств – оборот по уменьшению средств.

Сальдо на начало всегда суммируют с оборотом этой же части, т.е. дебет с дебетом, кредит с кредитом. В оборот- итог поступлений или расхода средств сальдо на начало не включается, оно суммируется с оборотом для определения сальдо на конец периода.

Принцип баланса (равенство его частей –актива и пассива) или учет средств и источников обуславливают принцип двойной записи на счетах – т.е. сумма каждой хозяйственной операции должна быть записана на двух счетах, по дебету одного и кредиту другого счетов. Это и есть двойная запись или бухгалтерская проводка. Взаимодействие двух счетов называется корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими.

Принцип двойной записи обеспечивает сбалансированность (равенство) итогов по счетам (итог дебета всех счетов = итогу кредита всех счетов) и равенство актива и пассива бухгалтерского баланса. При неравенстве баланса надо искать ошибку в корреспонденции счетов.

Для итогового обобщения информации о состоянии имущества организации и финансовых результатах составляют бухгалтерский баланс и другие отчеты (отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о движении капитала и др.).

Бухгалтерский баланс – ф.№1 отражает информацию об остатках и состоянии средств предприятия и результатах хозяйственной деятельности.

По форме – это таблицы, составляемые на определенную дату на основе данных главной книги и оборотно-сальдового баланса.

Бух.баланс состоит из двух частей – актива и пассива, т.е средства и источники, итоги которых равны.

Актив состоит из двух разделов (основные и оборотные активы). Пассив содержит три раздела – капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные пассивы. В составе краткосрочных пассивов основная часть – кредиторская задолженность.

Итог актива и пассива называют валютой баланса. В валюте баланса основные средства и нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости (первоначальная стоимость – износ).

В каждом разделе данные показываются по строкам или статьям баланса.

В практике выделяются несколько разновидностей баланса: брутто и нетто балансы, вступительные, отчетные, текущие балансы, консолидированные-сводные, разделительные, ликвидационные балансы.

В течение отчетного года балансы составляются поквартально с нарастающим итогом – на 1.01 – начальный или вступительный баланс, на 1.04 – за 1 квартал, на 1.07 – за полугодие, на 1.10. – за 9 месяцев, на 1.01 – за отчетный год, 12 месяцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: