Реформация в Польше

В XVI в. Польша вместе со многими другими европейскими странами выступила ареной острой конфессиональной борьбы. Главной особенностью польской Реформации было то, что она опиралась главным образом на шляхту. Это предопределило и быстрый успех реформационных движений в середине XVI в., и их неустойчивый характер, поскольку шляхта оказалась не столь надежным социальным оплотом протестантизма, как бюргерство. Другими специфическими чертами Реформации в Польше были проведение здесь в течение длительного времени политики религиозной терпимости и укоренение благодаря этому в довольно широком масштабе радикально-реформационных течений (анти-тринитарии, анабаптисты).

Первым среди протестантских вероисповеданий в Польше распространилось лютеранство. Оно нашло приверженцев преимущественно среди городского немецкого бюргерства Силезии, Великой Польши, Поморья. В Поморье религиозные конфликты тесно переплелись с социальными, что в 1525 г. привело к народным восстаниям в Гданьске и Самбии. В 40-е годы XVI в. в Польше появились Общины Чешских братьев, наследников гуситской традиции, занявших особое место в центрально-европейском протестантизме.

В середине XVI в. прочное место в шляхетской среде завоевал кальвинизм. Популярность кальвинизма среди шляхты может быть объяснена, возможно, особым, как бы демократическим строем кальвинистских общин, который должен был импонировать польскому дворянству. Успехи же польских кальвинистов в борьбе против католической церкви объясняются их тесной связью с лагерем экзекуционистов. Программа реформы церкви, которую отстаивали кальвинисты, стала частью движения экзекуционистов. Наибольшего успеха в борьбе за удовлетворение своих требований протестанты достигли тогда же, когда Петр-ковский сейм 1562/63 г. предпринял ряд государственных реформ. Было решено прекратить выплату так называемых «аннат Римской курии», отменить сбор десятины с шляхетских имений, освободить шляхту от церковной юрисдикции по каким бы то ни было вопросам, обложить церковные владения налогом на военные нужды государства. Горячо обсуждался также вопрос о созыве в Польше национального церковного собора и выходе из-под церковной власти Рима.

В целом казалось, что Польша потеряна для Рима. Однако успехи реформационного движения были непрочными. Шляхта, удовлетворившись достигнутым, стала охладевать к протестантскому учению, религиозно-культурный смысл которого оставался ей малопонятен. В самом реформационном лагере произошел раскол: из кальвинистской церкви выделились общины антитри-нитариев (реформаторов, отрицавших христианское учение о Троице). С другой стороны, с 1560-х гг. во всей Европе католическая церковь перешла в контрнаступление. Духовенство развернуло активную борьбу с протестантами, был предпринят ряд дисциплинарных и других реформ внутри церкви, созданный недавно орден иезуитов стал ударным отрядом Контрреформации. С 1564 г. иезуиты развернули деятельность и в Польше.

Сложившаяся обстановка заставила протестантов перейти к обороне. В 1570 г. кальвинисты, лютеране и Чешские братья заключили союз для противодействия натиску католицизма, а в 1573 г., в момент вступления на престол Генриха Валуа, им удалось добиться принятия сеймом и королем акта Варшавская конфедерация, который гарантировал предоставление протестантам и вообще иноверцам религиозных свобод. В дальнейшем именно акт Варшавская конфедерация позволял в течение десятилетий ставить преграды развертыванию религиозных преследований в Речи Посполитой. С последней четверти XVI в. начинается спад реформационного движения в Польше. В течение первой половины XVII в. католическая Контрреформация постепенно отвоевывает (преимущественно мирными средствами) позиции, а в середине XVII в. одерживает окончательную победу.

Культурное значение Реформации в истории Польши состояло прежде всего в формировании нового типа религиозности. Кроме того, протестанты внесли большой вклад в развитие образования, книгопечатания, научной мысли, религиозной философии и литературы. Наконец, велико было и косвенное воздействие Реформации на польскую культуру: вызов, брошенный протестантами, привел к оживлению католицизма, перестройке традиционной образовательной системы, пробуждению в ходе полемики новаторства в религиозной проповеди и философии.

Особую роль в эволюции польской христианской культуры сыграли антитринитарии (которых называли также Польскими братьями или арианами). И главное заключалось не только в том, что их учение отличалось большой смелостью и новизной, утверждая принципы рационализма в религиозном мышлении, но и в том импульсе, который они придали развитию научных, политических, социальных идей, учению о человеке. Польские братья стали активными защитниками идей веротерпимости и одни из первых в Европе теоретически обосновали тезис о свободе совести.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: