double arrow

Западная европа и США после 1917 г


Западная Европа и США после 1917 г.

Дальнейшее развитие мирового искусства в 20 в. разделяется на два этапа, их смена будет прослежена в борьбе художественных течений, в деятельности отдельных художников. Оба этих этапа характеризуются обострением идеологической борьбы и нарастанием конфликта между социалистической культурой, формирующейся после Октябрьской революции в СССР, а затем и в странах социализма, и буржуазной культурой, переходящей на путь последовательной реакции.
Коммунистическое движение в буржуазных странах, революции в Мексике, в Германии, в Венгрии в 1920-х гг., Испании в 1930-х гг., антифеодальное и антиимпериалистическое национально-освободительное движение в колониях стали реальной почвой для развития идей демократического искусства, для возникновения новых очагов передовой художественной культуры. Творчество европейских художников, ставших на путь реализма в 1920-х гг., поднялось в следующем десятилетии на более высокую ступень общественного сознания.
Пройдя период сложных исканий и сомнений, преодолевая буржуазную ограниченность, крупнейшие деятели культуры Европы приходили к оптимистической вере в жизнь, к социалистическому гуманизму (А. Барбюс, А. Франс, Р. Рол-лан, Ф. Мазерель). Реализм развивался на этом этапе не только в борьбе с анархически-индивидуалистическими течениями, но и с искусством, возникшим при фашистских диктатурах (в Италии, в Германии; в 1920—1930-е гг.). Преследование нацистами художников-«экспериментаторов» формалистического искусства усиливало их стремление искать выхода в иллюзии творческой свободы, что фактически приводило их в художественной деятельности к полной безответственности.

При сохранении доминирующего значения формалистического искусства укрепление прогрессивных течений в 1930—1950-х гг. совершалось более быстрыми темпами. Движение Сопротивления в оккупированных странах воспитало новое поколение прогрессивных деятелей культуры, активно участвовавших своим искусством и общественной деятельностью в борьбе с фашизмом. Битва за прогрессивную культуру объединяла различных представителей художественной интеллигенции, возникали объединения, ассоциации, созывались конгрессы.
Победа Советского Союза в войне с фашизмом, образование социалистических государств изменили соотношение сил на мировой арене. Борьба сил прогресса и реакции поднялась на более высокую ступень своего развития, что нашло отражение и в искусстве.
Укрепляются взаимоотношения между деятелями культуры социалистических стран. Усиливается авторитет коммунистических партий, объединяющих не только большую часть рабочих, но и широкие круги интеллигенции, в среде которой распространяются идеи марксизма, укрепляется чувство ответственности за судьбу культуры. Растет круг художников, осознающих несовместимость системы империализма с общественным прогрессом. Они выступают активными борцами за мир, многие из них идут по пути реализма (Манцу, Кент и др.). В искусстве утверждается гуманистический идеал сознательно борющегося человека. Передовое искусство обогащается новым содержанием, порожденным перспективами социалистической революции. Писатели, поэты переходят на позиции социалистического реализма. Его элементы зреют в прогрессивной графике (Эффель) и живописи (Гуттузо). Развивается реализм в Мексике и других странах Латинской Америки. Однако по-прежнему реализму в этих странах противостоят сохранившие господствующее положение реакционные формалистические течения.

Архитектура
Значительных успехов в 20— 30-х гг. 20 в. достигла архитектура. Бурный рост городов, промышленности, развитие транспорта приходят в резкое противоречие с не соответствующей новым требованиям планировкой старых городов, с их узкими извилистыми улицами. Необходимость разрешить осложнившуюся проблему транспортного обслуживания и обеспечить нормальные санитарные и жилищные условия населению, рост трущоб порождают градостроительные проекты и новые формы расселения рабочих. Они характеризуются стремлением смягчить в городах социальные контрасты и устранить чрезмерную концентрацию населения. Вокруг больших городов в некоторых странах возникают города-сады с индивидуальными жилыми домами, промышленные города, рабочие поселки и т. д. со строго функциональным расчленением территории. Напуганная революционными выступлениями рабочего класса, буржуазия идет на некоторые уступки в жилищных вопросах. Внимание архитекторов привлекли задачи не только промышленного, но и массового жилищного строительства, разработка жилых комплексов с экономными типовыми квартирами, рассчитанными на среднюю и низкооплачиваемую категорию рабочих. Больше внимания уделяется проектированию районов, архитектурному оформлению ландшафтов. Разрабатываются универсальная классификация улиц и принципы их сочетания; создаются сети городских магистралей, независимых от переходных улиц и рассекающих город на ряд обособленных пространств. В проектировании городов нового типа, заводских рабочих поселков и крупных промышленных предприятий все более утверждаются принципы функционально-конструктивной системы, зародившейся на рубеже 19—20 вв.

В художественном образе города увеличивается значение инженерных и транспортных сооружений. Однако успехи архитектурных и технических сторон градостроительства не снимают кризисных явлений, характерных для развития современного капиталистического города. Собственность на землю препятствовала осуществлению значительных архитектурных замыслов, как и полной реконструкции многих старых городов. Стихийный рост капиталистических городов не давал, за отдельными исключениями, возможности создать не только крупные, но и малые архитектурные ансамбли, композиционное единство достигалось лишь в отдельных случаях. Непреодолимы и транспортные затруднения. Увеличение пригородов ведет за собой и увеличение поездок населения — проблема расселения масс трудящихся остается неразрешенной. В крупных городах, например в Нью-Йорке, по-прежнему стихийно возникают перенаселенные унылые районы, своего рода «трущобные новостройки».

Ле Корбюзье. Большое воздействие на развитие мировой архитектуры оказал выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннере, 1887— 1965) — глава конструктивизма. Практик и теоретик в области градостроительства и жилого строительства, он стремился ответить на реальные запросы жизни, учитывая возможности, которые дает современная техника. Его идеал — простота и точность ясных геометрических объемов железобетонных конструкций, открывших богатейшие возможности и для принципиально новых объёмно-пространственных композиций и форм. Преклоняясь перед машиной, современной техникой, Ле Корбюзье, в отличие от многих своих современников, понимал архитектуру как искусство и уделял значительное внимание эмоциональному воздействию ее образов. С годами Ле Корбюзье постепенно отходит от известного аскетизма своих ранних исканий, обращает все большее внимание па образную, гуманистическую ценность зодчества.
Сформулированные Ле Корбюзье пять принципов легли в основу профессиональных приемов новой архитектуры 1920—1930-х гг.: 1) дом на столбах, 2) сад на плоской крыше, 3) свободный план, 4) горизонтально протяженные окна и 5) свободная композиция фасада. Для Ле Корбюзье характерны широта архитектурных идей, разнообразие творческих вариантов. Ле Корбюзье — самый яркий выразитель урбанистических (от латинского слова «урбас» — город) идей 1920—1930-х гг. Страстный мечтатель и вместе с тем практик, он выдвинул идею застройки города небоскребами, с новой транспортной системой и рациональным зонированием, разнообразно выявленным назначением каждого дома (диорама 1922 г.— «Современный город на 3 миллиона жителей», план реконструкции центра Парижа — «План Вуазен», 1925). Его проекты решительно ломают старые представления о городской застройке, сохранившейся с эпохи феодализма, и намечают новые масштабы и пространственную организацию города 20 в. Проект идеального города современности был изложен им в книге «Урбанизм». Утопизм градостроительных идей Ле Корбюзье сказался в том, что преодоление социальных противоречий капиталистического общества он считал возможным с помощью архитектуры, ее рационального планирования, путем ликвидации противоречий между современной техникой и старой планировкой городов. Учитывая опыт проектирования советских домов-коммун 1920-х гг., он создал свой проект «Лучезарного города» (1930) из гигантских жилых домов с коммунально-бытовым и торговым обслуживанием и садами.

Наиболее известные работы Ле Корбюзье: общежитие швейцарских студентов в Париже (1930-1932), вилла в Пуасси (1931), здание Министерства легкой промышленности в Москве (1935). В послевоенные годы Ле Корбюзье продолжал активно участвовать в творческой жизни Франции. Однако, разочарованный в возможностях реформы условий жизни города при капитализме, он отказался от широких замыслов 1920—1930-х гг. В экспериментальном 17-этажном жилом доме в Марселе (1947— 1952) он стремился решить проблему «идеального дома», являющегося лишь частичным осуществлением проекта «Лучезарного города».
К поздним работам Ле Корбюзье относится здание Секретариата Чандигархе (Индия 1958).

Школа Баухауза
Видную роль в развитии современной архитектуры и прикладных искусств сыграла деятельность крупного центра так называемого функционального направления в Германии — Баухауз, во главе с архитектором и теоретиком В. Гропиусом (р. 1883). В проектировании промышленных и жилых массивов функционалисты стремились к их наиболее рациональному размещению и экономичной планировке. На первый план выдвигались инженерно-технические принципы и ясно выраженный конструктивный каркас здания. Характерный пример — здание Баухауза (1925—1926), выстроенное по проекту Вальтера Гропиуса в Дессау. Оно состоит из различных корпусов правильной геометрической формы, в облике которых ясно выражено назначение каждого из них.
Контрасты гладких бетонных стен и огромных окон в виде сплошных горизонтальных прорезей, отсутствие всяких декоративных деталей, крайний лаконизм архитектурного облика — наиболее типичные черты так называемого конструктивного стиля. Односторонний подход к решению функциональных задач привел к сухости и монотонности геометрических форм прямолинейных очертаний. Преувеличение роли техники и инженерии вызвало в ряде случаев их фетишизацию, преклонение перед технизацией.

Показательна в этом отношении деятельность одного из теоретиков техницизма, развивавшего после 1945 г. некоторые идеи функционализма,— Людвига Мис ван дер Роэ. Он разработал тип застекленных кубических зданий в 30— 40 этажей с нерасчлененным пространством внутри каждого из них и передвижными переборками. В его архитектуре царят культ стекла и стали, принцип экономии, простота форм, изысканность в деталях, но в то же время однообразие и схематизм. Монотонность определяет характер почти всех сооружений, созданных по его проектам во многих странах Западной Европы и Америки (жилые дома в Чикаго, 1950-е гг.; двадцатидвухэтажное здание компании Си-грэм в Нью-Йорке, 1958).

Чикагская школа
Развитие американского города, его лицо определили многоэтажные небоскребы (Нью-Йорк, Чикаго и др.). К началу 20 в. архитекторы так называемой чикагской школы, возникшей в конце 19 в., разработали проекты небоскребов с нависающими стенами. Американские города, например Нью-Йорк, сохраняют резкий контраст между небоскребами (конторское здание «Эмпайр Стэйт Билдинг», нач. 1930-х гг., в 102 этажа, высотой 407 м и Рокфеллер-центр, в 72 этажа, высотой 384 м, 1931 — 1947 гг.) и множеством других различных по масштабам зданий. В бессистемности застройки, обилии кварталов дешевых квартир, в росте трущоб и ухудшении социальных условий жизни масс отражаются классовый характер и противоречия развития капиталистического города.


Райт. В отличие от урбанизма Ле Корбюзье Франк Ллойд Райт (1869—1959), крупнейший американский архитектор, порицает уплотненность городской застройки и создание небоскребов (сочинение «Исчезнувший город»). Он разрабатывает так называемый «стиль прерий» и выдвигает новую форму человеческого поселения, где на каждую семью приходится по акру земли. Райт стремится к установлению тесной связи архитектуры с природой, к максимальному использованию особенностей природного окружения. Он строит коттеджи: особняки, виллы, включающие множество террас, галерей, окруженных садами. К лучшим его произведениям относится «Дом над водопадом» в Бир-Ране (1936).

Человек неистощимой изобретательности, Райт с мастерством перевоплощает технические открытия в открытия архитектуры. Он использует их для новых композиционных решений. Однако в идеях Райта отразились характерный для капитализма дух замкнутого индивидуализма, стремление к стандартизации быта, а также утопическая вера в возможность решить социальные проблемы эпохи, улучшив условия быта.
После второй мировой войны развитие архитектуры определялось необычайно высокими достижениями и изобретениями в области строительной техники, предоставляющими архитекторам возможность самых разнообразных и смелых конструктивных и тектонических решений, отличающихся легкостью, ажурностью, выразительностью архитектурно-художественных форм.

Особое значение в перекрытии огромных внутренних пространств приобретают криволинейные формы железобетонных оболочек в виде параболы, эллипса, гиперболы. Они дали возможность перекрывать без опор большие пространства. Висячие железобетонные оболочки нашли применение в спортивных и зрелищных сооружениях (например, Спортивная арена в Релей, США). Поиски наиболее рациональных пространственных конструкций привели американского инженера Р. Б. Фуллера к созданию так называемого геодезического купола сетчатой формы (Центральный павильон выставки в Сокольниках, павильон США на ЭКСПО-67). Другим примером плодотворных инженерно-технических достижений в современном строительстве являются сооружения П. Нерви, в которых он стремится выявить конструктивные возможности железобетона и армированного цемента, применяя тонкие сводчатые оболочки двоякой кривизны, складчатые, ребристые перекрытия-скорлупы — Малый Дворец спорта в Риме (1956—1957, ил. 285), ангары и склады, заводские корпуса в Италии.


Развитие получают каркасно-металлические и железобетонные конструкции, в них опорой служит расположенный в центре ствол. Характерны также конструкции «висячих» многоэтажных домов, где наружные стены и перекрытия подвешены на стальных вантах (рамах с тросами) к балкам и консолям. Впервые подобный принцип сочетания железобетонного каркаса и подвешенных этажей был предложен советским архитектором Г. Б. Борисовским. В архитектуре используются алюминий, пластмассы, синтетические материалы, благодаря которым стали осуществимы пластические архитектурные формы с плавными очертаниями.
Крупнейшее произведение западноевропейской архитектуры послевоенного периода — Дом ЮНЕСКО в Париже (1958), выстроенный из железобетона, алюминия, пластических масс и стекла архитекторами различных стран. Он декорирован живописью, скульптурой, керамикой.


Сейчас читают про: