А. Пример тестового задания для текущего контроля знаний
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине
Шкала оценок по дисциплине, завершающейся экзаменом
Балльная структура оценки
Баллы, начисляемые за работу студента в ходе прохождения курса:
1. Посещение лекционных занятий – 1.5 балл за одно занятие, максимально 6 баллов (из расчета 4 лекций).
2. Посещение семинарских (практических) занятий - 1,5 балла за одно занятие, максимально 18 баллов (из расчета 12 семинаров).
3. Активность студента на занятии и качество его ответов (выступлений) - до 2 баллов за одно занятие, максимально 24 балла.
Студенту дополнительно начисляется:
А) за СРО – до12 баллов
Г) за участие в НИР – до 10 баллов
Итого максимально 70 баллов.
Прохождение промежуточной аттестации (экзамен) – максимально 30 баллов.
Всего - 100 баллов.
Оценка ECTS | |||
Название | Сумма баллов | Числовой эквивалент | Буквенное обозначение |
отлично | 91 – 100 | A | |
очень хорошо | 84 – 90 | B | |
хорошо | 74 – 83 | С | |
удовлетворительно | 68 – 73 | D | |
посредственно | 61 – 67 | E | |
неудовлетворительно | 0 – 60 | Fx | |
F |
Контрольно-измерительными материалами по дисциплине «История и методология юридической науки» являются:
А. Банк тестовых заданий.
Б. Контрольные задания.
В. Примерные темы самостоятельных (творческих) работ.
Г. Вопросы к экзамену.
Закрытый тест (однозначные ответы):
К общенаучным методам относится:
- идеализация
- абстрагирование
- логический вывод
- правовая оценка
Закрытый тест (многозначные ответы):
К общим признакам науки относятся:
- объектвность
- государственное установление
- методичность
- классовый характер
Тест на последовательность:
Формы систематизации права (с возрастанием сложности):
- компиляция
- консолидация
- кодификация
- конституционализация
Тест на соответствие:
Мыслители и методологические подходы, которые они разрабатывали:
Открытый тест: Принципиальное несоответствие результата научного творчества и его цели– это: ……….. |
Б. Примерные темы творческих заданий
1) В чем отличие методологии юридической науки от иных наук о праве?
2) Какова роль методологии в современной юридической науке?
3) Каковы источники методологии юридической науки?
4) В чем состоит методологическая функция познавательного опыта?.
5) Каковы разновидности методологических подходов в истории методологии юридической науки?
6) Концепция К.Поппера и ее значение.
7) В чем различие методологических воззрений Маркса и Конта?
8) В чем различие методологических воззрений Энгельса и Гегеля?
9) Как следует квалифицировать методологические воззрения Савиньи?
10) Как следует квалифицировать метод философии права Гегеля?
11) Как следует квалифицировать философско-правовые воззрения Маркса?
12) Как следует квалифицировать философско-правовые воззрения М.Сперанского?
13) Как следует квалифицировать методологические воззрения Данилевского?
14) Как следует квалифицировать методологические воззрения П.Фейерабенда?
15) Как следует квалифицировать методологические воззрения Т.Куна??
16) Как следует квалифицировать методологические воззрения М.Вебера??
17) Какой принцип определяет класс нормативистских концепций права?
18) В чем специфика позитивистской методологии в юриспруденции?
19) В чем суть системного подхода к праву?
20) В чем суть деятельного подхода к праву?
В. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Юридическая наука как особый вид познавательной деятельности и ее основания (принципы).
2. Объект и предмет правоведения.
3. Формы и уровни научного знания о праве. Всеобщность научных знаний о праве.
4. Типологические и видовые классификации юридических наук.
5. Методы научного познания юридических явлений.
6. Проблема обоснования юридических знаний. Понятие юридической истины и ее критерии.
7. Юридическая наука как специальный (профессиональный) социальный институт. Исторические условия, причины и формы институционализации юридического познания (знания).
8. Понятие «научная школа» в юриспруденции. Роль научных школ и дискуссий между ними в развитии правовых знаний.
9. Научная идеология и ее составляющие в юриспруденции. Правовая наука и правосознание (правопонимание). Научные доктрины и их роль в праве.
10. Юридическая наука как феномен культуры. Социокультурные основания юриспруденции. "Стиль правового мышления": понятие, виды.
11. Внутринаучные и "внешние" функции юриспруденции.
12. Основные этапы в истории юридической науки (проблема периодизации).
13. Понятие методологии юридической науки. Цели, задачи и функции методологии правоведения.
14. Источники юридической методологии. Роль лидирующих научных дисциплин в формировании и развитии юридической методологии.
15. Методологический анализ науки и философская методология как основные виды методологического познания в правоведении.
16. Основные методологические формы научных знаний в юриспруденции (представление, понятие, принцип, концепция, теория). Уровни методологических знаний: метаэмпирический, метатеоретический.
17. Научные проблемы, их место и роль в развитии правоведения.
18. Методология о стадиях научного познания. «Контекст открытия» и «контекст обоснования» (Раушенбах). Понятие о внутринаучном производстве и потреблении юридических знаний.
19. Понятие методологической нормы. Виды норм в юридической методологии. Нормы-функции, нормы-формы, нормы-цели (познавательные модели), нормы-идеалы, нормы-принципы.
20. Особенности применения методологических норм на различных этапах исследований правовых явлений.
21. Соотношение понятий «норма», «средство», «метод» и «план» («программа») научного исследования.
22. Научный опыт как источник методологического знания.
23. Научные парадигмы: понятие, виды, методологические возможности.
24. Фундаментальные (общие) научные теории и их методологическое значение.
25. Общенаучные движения и их категориальные подходы. Деятельный подход. Системный подход и его версии. Синергетика. Кибернетика.
26. Философские концепции и их роль в юридической науке. Философские методы и их применение в правовой науке.
27. Философия о развитии науки о праве.
28. Античное познание правовых явлений, его характерные черты и достижения. Натуралистические концепции "естественного права"..
29. Изучение права в Средние века и в эпоху Возрождения: его стилистика, логичность, доктринальная (религиозная) обоснованность. Теологические концепции "естественного права". Возрождение римского права и его изучение в средневековых школах и университетах.
30. Становление классической правовой науки в Новое время. Создание «всеобщих историй». Концепция общественного договора и ее значение в борьбе с абсолютизмом. Концепция правового государства и ее роль в становлении новых демократий и их конституций (США, Франция и др.).
31. Развитие юриспруденции как науки в Новейшее время. Историцизм, социологизм, психологизм как методологические основания неклассической юридической науки и правопонимания.
32. Идеалы позитивной науки и их влияние на развитие юриспруденции и права.
33. Систематизация национального и международного права как методологическая программа.
34. Развитие правовой науки в ХХ в. Концепции социального государства и их значение. Концепция "трех поколений" прав человека.
35. Пост-классический этап развития правоведения на рубеже XX-XXI вв. Основные темы современной юридической науки. Новые объекты правового регулирования и изучения. "Критические исследования" как выражение пост-модернизма в области права.
36. Дифференциация методологического знания в современной правовой науке. Интернационализация и культурологизация юридической науки в современных условиях, проблема несводимости различных культурно-правовых традиций и школ. Интеграция правовой науки с естествознанием, техникой и другими социальными науками (технологиями).
37. Проблема научности (объективности) в современной правовой науке. Методологический анархизм и плюрализм в юриспруденции. Современные типы правопонимания ("критический рационализм", "феноменологизм" и др.) и их значение для юридической науки. Проблема преодоления позитивизма в юридической науке.
38. Особенности развития правовой науки в России, ее достижения и недостатки. Философские и методологические принципы советского правоведения. Методологическая ситуация в правовой науке современной России.
39. Правоведение и ее значение для модернизации современного государства и права. Перспективная роль науки о праве в процессе всемирной глобализации.
В системе наук о праве история и методология юридической науки выступает их важнейшей методологической основой, содержанием которой выступают многообразные познавательные нормы, средства, формы и методы. Ее изучение предполагает достижение нескольких целей: во-первых, усвоение общих знаний о методологии юридической науки; во-вторых, получение представления об основных концепциях и теориях, выполняющих методологическую роль в научном познании государственно-правовых явлений; в-третьих, уяснение значения методологии юридической науки для последующей практической деятельности обучающихся, в частности для их научно-исследовательской и управленческо-педагогической деятельности.
Изучая историю и методологию юридической науки, нужно постоянно учитывать ее достаточно универсальный характер, широкий диапазон связей не только со специальными юридическими науками, но и с методологией других научных дисциплин, прежде всего - из области лидирующих наук. Методология юридической науки как наука исследует не предельно общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений или их познания – она разрабатывает образ юридической науки, ее методологический арсенал с позиции нормативного долженствования и/или форм необходимых (ожидаемых) знаний; немаловажно, что именно методология юридической науки решает вопрос и о критериях истины применительно к юридическим знаниям.
Большое внимание в курсе уделяется уяснению социокультурных оснований важнейших принципов и понятий современной методологии науки о праве, таких как В условиях более тесного взаимодействия правовой системы современной России с международным сообществом в целом и с иностранными правовыми системами важное значение приобретает методологическое исследование юридических стилей и ментальностей, детерминированных именно историческими и культурными традициями и ценностями различных обществ.
Алгоритмдействий преподавателя при проектировании содержания курса «История и методология юридической науки»:
№ этапа | Содержание этапа | Результат этапа |
Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата | Формулировка целей и задач курса в соответствии с ФГОС | |
Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей | Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины | |
Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами | Формирование тем дисциплины. Отбор дидактических единиц, межпредмет-ных связей | |
Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра | Описание курса | |
Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности | Выбор образовательных технологии | |
Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности | Виды, содержание, формы и средства контроля |
Главной формой учебного занятия по истории и методологии юридической науки является лекция, цель которой состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме. В системе организационных форм обучения лекции занимают ведущее и определяющее положение. Первичные знания о методологии права в ее исторических версиях студенты получают из уст лектора, а затем их проверяют и обогащают при ознакомлении с учебной и научной литературой, закрепляют на практических занятиях, используют при выполнении письменных работ и т.д.
На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая обучающихся к составлению Глоссария по дисциплине.
При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «История и методология юридической науки».
В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.
Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами.
Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:
ООП – основная образовательная программа
РФ – Российская Федерация
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
ВПО – высшее профессиональное образование
ОК – общекультурная компетенция
ПКВ - профессиональная компетенция вузовская
ПК – профессиональная компетенция
СРС – самостоятельная работа студентов
ЭУП – электронное учебное пособие
Разработчик:
НОУ ВПО Санкт-Петербургский университет управления и экономики | к.ф.н. доцент кафедры ТИГП | А.В.Евсеев | ||
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
Рецензенты:
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) | ||
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |