Виды, содержание, формы и средства контроля
Организация самостоятельной работы студентов
Формы организации и методы активного обучения
Виды учебной деятельности | Формы организации занятий | Виды и методы учебных занятий | Активные / интерактивные методы | |
час | % к аудиторным занятия | |||
Аудиторные учебные занятия | поточно-массовые; групповые | лекция проблемная | ||
групповые коллективные | Семинарские занятия: коллоквиум дискуссия | 12,5 12.5 | ||
ВСЕГО | 31% |
Для организации изучения теоретического материала по «Истории политических и правовых учений», в зависимости от дидактических целей, используются такие формы обучения с применением мультимедийных и интерактивных средств, как лекция-визуализация. При такой форме дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счет применения принципа наглядности в обучении.
Современные IT- технологии позволяют с наибольшей полнотой реализовать современные требования к образованию: широкий доступ к образовательным ресурсам, использование новейших информационно-коммуникационных средств, высокий уровень интерактивности, организацию непрерывного мониторинга. Реализацию современных образовательных технологий обеспечивает учебный Интернет-портал – СДО «Гиперметод».
Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала – 2з. е. (76 часов).
Цель организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История политических и правовых учений» – углубление и расширение знаний в области истории политико – правовой мысли и теории государства и права; формирование навыка и интереса к самостоятельной познавательной деятельности; овладение приемами процесса познания в области истории правовых учений; развитие познавательных способностей, формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к экзамену. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины.
Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.
Самостоятельная работа студента как основа образовательного процесса представляет собой постоянно действующую систему. Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя. Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня.
Самостоятельная работа реализуется:
- непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях;
- в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;
- в электронной образовательной среде СПБУУЭ;
- в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо проблеме истории политических и правовых учений. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей (См.10.4.2)
Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (экзамену).
Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо зарегистрироваться в СДО «Гиперметод», записаться на дистанционный курс. Тем самым, открывается доступ к электронным учебным ресурсам: ЭУП, различным материалам, Глоссарию, форуму, базе тестов. Обучающийся может получить оперативную консультацию он-лайн, задать организационные вопросы преподавателю и получить ответы, обсудить проблемные вопросы и темы учебного процесса, в том числе с однокурсниками.
Неотъемлемой частью СРС является постоянная работа с электронным учебным пособием по дисциплине, доступным в полнотекстовом формате в Электронной библиотеке СПБУУЭ (https://library.ime.ru). ЭУП «История политических и правовых учений» и «Философия права» содержат списки основной и дополнительной литературы по курсу, приведены ссылки на рекомендуемые ресурсы Интернет. В помощь изучающим дисциплину составлен Словарь основных терминов. К нему можно и необходимо обращаться как в процессе работы над темой, так и для обобщающего повторения всего изученного материала.
В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на самоконтроль знаний. С этой целью каждый студент после изучения каждой отдельной темы и затем всего курса по учебнику и дополнительной литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов, которые помещены как в конце каждой темы, так и в завершение ЭУП.
Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к практическим занятиям, в том числе в формах:
- реферата;
- сообщения;
- письменного домашнего задания;
- подготовки мультимедиа-презентации.
Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, учит вести дискуссии. Реферат, становится плодом коллективного творчества, когда идеи не только формулируются автором, но и обсуждаются аудиторией. Объем реферата – до 20 страниц текста.
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:
- подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов, эссе и других письменных работ на заданные темы;
- изготовление презентаций;
- выполнение домашних заданий разнообразного характера;
- поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;
- работу с каноническими текстами и другими источниками, их конспектирование;
- текущее и итоговое тестирование он-лайн.
- Представление выполненных научных работ или их разделов.
Для контрольного измерения результатов изучения курса «История политических и правовых учений» вводятся два вида контроля:
• текущий;
• промежуточная аттестация..(Экзамен).
Текущий контроль - непрерывно осуществляемое “отслеживание” за уровнем усвоения знаний, формированием навыков и умений студента. Он проводится с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов (аудиторных или дистанционных), коллоквиумов и др.
Промежуточный контроль (аттестация) – экзамен по дисциплине, может включать:
1) итоговый тест, содержит вопросы по всему курсу,осуществляется дистанционно (посредством СДО «Гиперметод»);
2) творческую работу – по выбору студента и по усмотрению преподавателя;
3) собеседование по вопросам курса при необходимости (н-р, спорная оценка результатов тестирования) и по усмотрению преподавателя.
Методы контроля:
- устный;
- письменный;
- с помощью технических средств и информационных систем;
- самоконтроль.
Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых.
Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ, эссе и т. п.), проверку конспектов.
Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С применением компьютерных технологий может осуществляться и самоконтроль.
Формы контроля включают:
• опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный);
• собеседование, анкетирование;
• блиц-контрольные;
• контрольные задания и работы;
• коллоквиум;
• эссе и иные творческие работы;
• презентации средствами мультимедиа;
• тестирование;
• рейтинговое оценивание;
• экзамен.
Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде основных принципов: систематичность, объективность, аргументированность. Знакомство студентов с критериями оценки знаний и балльно-рейтинговой системой происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.
Балльно-рейтинговая система является основным элементом управления учебным процессом и инструментом оценки результатов освоения дисциплины. Мониторинг результатов обучения основан на использовании совокупности контрольно-рейтинговых мероприятий, определенным образом расположенных на всем интервале изучения дисциплин. Информационное сопровождение балльно-рейтинговой системы обеспечивается на основе СДО «Гиперметод».
Балльно-рейтинговое оценивание результатов обучения студентов осуществляется в ходе:
- текущего контроля освоения тем и посещаемости учебных занятий;
- итогового контроля освоения дисциплины.
Успешность изучения дисциплины и активность студента оценивается суммой баллов, набранных студентом в ходе контроля освоения дисциплины, в соответствии с программой дисциплины. Совокупность баллов определяет индивидуальный рейтинг по дисциплине.
Результаты рейтингового контроля доводятся до сведения студентов не менее трех раз в течение семестра.
Максимальное количество баллов, которое студент может получить в течение семестра – 70. Максимальное количество баллов, которое он может получить по результатам текущего контроля – 30.
Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за участие в научных студенческих конференциях, выполнение творческой работы и т.п. Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой (итоговой) оценки.
При этом общая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100 баллов.
Если к моменту проведения итоговой промежуточной аттестации (экзамена) с учетом набранных дополнительных (премиальных) баллов студент получает количество баллов, достаточное для получения оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», они могут быть поставлены ему по результатам рубежного контроля и текущей успеваемости без проведения экзамена.
Баллы, начисляемые за учебную работу студента в ходе семестра:
Баллы, начисляемые за работу студента в ходе 1-го семестра (2 блок):
1. Посещение лекционных занятий – 1.5 балл за одно занятие, максимально 6 баллов (из расчета 4 лекций).
2. Посещение семинарских (практических) занятий - 1,5 балла за одно занятие, максимально 18 баллов (из расчета 12 семинаров).
3. Активность студента на занятии и качество его ответов (выступлений) - до 2 баллов за одно занятие, максимально 24 балла.
Итого максимально 70 баллов.
Прохождение промежуточной аттестации (экзамен) – максимально 30 баллов.
Всего - 100 баллов.