double arrow

Месторасположения и характер


Архитектурная скульптура

Скульптура и скульпторы восточной Греции

Восточная Греция, угнетенная персами, представляется не слишком благоприятным регионом для развития искусств. Тип одетой мужской фигуры продолжает существовать в местной пластике (статуя, посвященная Дионисермом, хранящаяся в Париже).

Особенно замечателен воин с о. Самос с прекрасно исполненным вооружением и мягко струящимися локонами волос. Эта работа в полноте показывает ионическое отношение к форме, отличающейся элегантностью в противовес более энергичной, но формализованной манере Центральной Греции.

Работы восточных мастеров сохранились на Афинском Акрополе. В частности, была обнаружена колонна с подписью Архерма Хиосского, которая несла две фигуры – кору (дар Ифидики) и Нику. Как уже упоминалось, на четверть века ранее этот же мастер исполнил фигуру крылатой Ники для о. Делос. На Акрополе работали сыновья художника Бовпал (Boupalos) и Атенис (Athenis), деятельность которых, согласно Плинию, совпадает с ранними 30-ми годами VI века. Не исключено, что фигуры с подписью хиосского мастера принадлежат не самому Архерму, а его сыновьям. Братья работали на Делосе, лесбосе, в Смирне. Известны их статуи трех золотых граций и богини Тюхэ с рогом изобилия. Плиний приписывает им также статую Артемиды, лицо которой казалось грустным в фас и веселым в профиль.

Критская храмовая скульптура VII в. украшала простые однокамерные постройки и состояла, в основном, из фризов. В Греции во второй половине VII века формируются начатки дорической ордерной системы, а в конце VII в. в восточных регионах, в Смирне, возникает то, что позднее будет называться ионическим ордером.

Ордер отличал постройки, имеющие колоннаду вокруг помещения, предназначенного для хранения священного образа (целлы). Наружный антаблемент мог нести триглифно-метопный фриз, трансформирующий в камень образ деревянной архитектуры. Подобный фриз мог встречаться и во внутреннем портике. Он состоял из простых прямоугольных элементов – метопов – и разделяющих их рифленых вертикальных частей – триглифов. Фриз, состоящий из разрозненных элементов, был известен еще дедалическому искусству. В ранней дорике метопы расписывались (в Фермоне в Этолии). Позднее они стали украшаться пластикой, как фронтоны и кровля (фигурные акротерии и декоративные водостоки). Малые фризы предусматривались для пространства внутри портиков. Исполнение ордерных форм в камне – идея, вероятно, пришедшая из египетской архитектуры, но форма самой архитектуры и порядок расположения скульптурного убранства – греческие.

Ионический ордер в этот период отличал, в основном, постройки восточного происхождения, хотя элементы стиля могли встречаться в Центральной Греции в вотивных постройках и архитектуре сокровищниц в Дельфах. Порядок расположения скульптуры в Ионических зданиях был гораздо менее предсказуемым, чем в дорических. На фронтонах таких построек, чаще всего, не считая некоторых редких исключений, не было скульптуры, зато присутствовали скульптурные акротерии и фризы, украшавшие симу, внутренний портик и нижнюю часть фуста колонны (иногда встречаются фризы в верхней части фуста). Беспрерывный фриз, развивающий одну тему – явление привнесенное. (В греческом искусстве известен другой тип беспрерывного фриза, встречающийся в вазописи, где повторяются одни и те же элементы без композиционных разграничений). В вазописи беспрерывные фризы повествовательного характера в VII в. редки – чаще они начинают встречаться в VI в.

Как и беспрерывные нарративные фризы, восточным по своему происхождению феноменом является замена колонн статуями и наличие странных капителей с протомами[*] животных (Пегасы на Фаросе и Хиосе) или оснований колонн в виде лапы льва (Хиос). Таким образом, архаическая скульптура присутствует в архитектуре храмов, сокровищниц, построенных по образу храмов, и ионических алтарей, поскольку в это время светская архитектура еще не является адекватной альтернативой культового зодчества.

Треугольное поле фронтона, называемое «аэтос», то есть «орел», должно было напоминать египетский символ в виде солнечного диска с орлиными крыльями и распушенным хвостом. Самые ранние украшения фронтонов напоминают солнечный диск, поскольку изображают голову Медузы Горгоны (Сицилия). Впоследствии, этот весьма распространенный мотив, имеющий апотропеическое значение, дополняется другими элементами и сценами сражений. Также традиционным украшением фронтона мог служить местночтимый миф, однако, символика этих изображений, впрочем, как и образы вспомогательных внутренних и наружных фризов остается неясной. Композиции отличаются механическим рядопоставлением слабо связанных мотивов без учета единства масштаба, что характерно и для вазописи этого времени. Впоследствии пристрастие к батальным сценам привело к счастливой мысли заполнения лежащими фигурами узких боковых частей фронтона, сама форма которого располагала к строго симметричной композиции с доминантным образом в центре.

В рельефах греческой работы чувствуется известная оригинальность стиля. Изображения на метопах исполнялись достаточно объемно. Они изготавливались либо отдельно, а затем крепились к основе, либо непосредственно вместе с фоном. Высота рельефа фигур не везде была одинакова. В некоторых случаях особенно выделены головы, в то время, как остальное вырезано в более низком рельефе. Если фигуры заходили одна на другую, это передавалось тонкой нюансировкой планов, когда фон заглубляется и, будучи раскрашен интенсивным цветом давал возможность воспринимать отчетливо все изображения с большого расстояния. Все это отличает греческий рельеф от египетского. Последний следует назвать, скорее, прорезанным и раскрашенным рисунком, чем скульптурой. Он покрывал сплошным ковром стены, никак не подчеркивая архитектурную тектонику.


Сейчас читают про: