Аристион Паросский

Мастер Рампина

Файдимос

Аттическая скульптура и скульпторы

Главным источником пластики являются аттические кладбища. Фигуры куросов стали отличаться большим мастерством исполнения. Для более ранних произведений характерно исполнение лица не в столь высоком рельефе. В более поздних статуях лицо моделировано объемнее. Чаще создается образ зрелой молодости. Исключение составляет необычная статуя куроса-отрока из Меренды. Художник сообщил фигуре и мягко моделированному лицу с небольшими глазами и губами образ ранней юности.

Интересны берлинская женская статуя и кора Фрасиклея, недавно обнаруженная в Меренде. У них много общего: украшения, тщательно проработанная прическа и сандалии, ноги, стоящие прямо вместе и строгие вертикальные складки нижней одежды. Надпись на базе Фрасиклеи была известна с 1729 г.: «Памятник Фрасиклеи. Я всегда буду называться девой, боги дали мне это имя вместо замужества. [Арис]тион из Пароса сделел меня».

В числе надписей можно встретить имена скульпторов. Известны семнадцать, работавших на Акрополе, и семь – на кладбищах. Из всего списка только мастера Эндойс и Филергос работали как в погребальной, так и в посвятительной храмовой пластике. По крайней мере, треть известных имен принадлежит художникам-пришельцам (Горгиас из Спарты, Каллон и Онатас с Эгины, Бион из Милета и т. д.). Встречаются также не имена, а прозвища, такие, как Филергос («энергичный»), Файдимос («блистательный») и др. Этот феномен известен по расписной керамике и показывает, что среди художников было достаточно мастеров не-аттического происхождения.

Мы имеет три подписи мастера Файдимоса: на базе стелы с могилы Хайредемоса (Chairedemos), которой также приписывают рельеф с копьеносцем; на базе для статуи коры от погребения Филы (Phile) (Фила – либо имя собственное, либо прилагательное «дорогая, любимая»); на основании стелы Архиаса и его сестры. Базы датируются 560-540 г.г. Стилистика исполнения фрагмента ноги Филы (характерный квадратный ноготь на большом пальце) позволяет расширить круг произведений, приписываемых мастеру. Это не только стела с Горгоной и одна из кор Акрополя, но также знаменитый Мосхофор. Это – ранняя работа мастера 60-х годов. Тяжелые руки и трактовка волос напоминает ранних аттических куросов. Сопоставление головы быка и юноши – интересная композиционная находка, которая вместе с общим совершенством резьбы оправдывает горделивый псевдоним художника.

Установлено, что голова Рампина является частью статуи акропольского всадника. Кружевная резьба волос и бороды, тонкая моделировка лица делает это произведение выдающимся примером индивидуального стиля эпохи Архаики. Тому же мастеру приписывается и юная кора в пеплосе. Лаконичная, почти лишенная складок одежда контрастирует с богатой проработкой волос, подобно тому, как лапидарные формы торса всадника оттеняются изысканно выполненной гривой его коня. В обоих случаях очень тонко моделированы планы в верхней части лица вокруг глаз, а также вокруг губ. Подлинное имя мастера, безусловно, встречается в обнаруженных надписях на базах, но поскольку последние лишены статуй, мы не имеем возможности узнать имя этого одного из лучших скульпторов VI в.

Этот мастер работал в соавторстве с Файдимосом и Аристоклом, что предположительно может показывать их принадлежность к одной и той же мастерской. Видимо, первые навыки скульптурной работы Аристион получил на Паросе, где издревле находились мраморные разработки, а потом применил свое умение в работе над статуями в Аттике. Ему приписывают монумент в виде стелы, две статуи куросов и знаменитую фигуру коры Фрасиклеи из Меренды. Лишенная складок одежда, под которой угадывается совсем юное тело девушки, была расписана. Где бы ни учился мастер, но его художественный почерк следует признать совершенно аттическим. Юная Фрасиклея, умершая, едва достигши возраста замужества, кажется современному зрителю самой прекрасной из аттических кор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: