Эндойос
Аттическая скульптура и скульпторы
Поздний архаический стиль до 480 г.
Этот период стал временем политических потрясений. Он ознаменовался страшной тиранией после 527 г., продлившейся до 510 г., когда Пейсистратиды были изгнаны из Афин, что положило начало образованию нового демократического правления. В 490 г. греки одержали победу над персами при Марафоне, а в 480 – персы ворвались в Афины и разграбили их. Памятников за период около 500 г. почти не сохранилось. Это обстоятельство трудно объяснить, хотя можно предположить, что не только военные потрясения, но вражда различных политических группировок нанесла урон изобразительному искусству. В это время выделяются два имени, о которых хотелось бы поговорить. Позже будут рассмотрены основные типы пластики.
Этот мастер считается легендарным учеником Дедала, работавшим в Афинах. Согласно Павсанию, им были выполнены сидящие статуи Афины для Афин и Эритры (в Ионии; из дерева) и для Тегеи (из слоновой кости). Плиний добавляет, что он исполнил также статую Артемиды для Эфеса (из дерева или кости). Считается, что сидящая Афина, обнаруженная на Акрополе и есть работа Эндойоса. Степень ее сохранности говорит о том, что она была пощажена персами, и ее, вероятно, мог видеть Павсаний. Контраст между этой фигурой и ионийскими сидящими статуями разителен. Здесь Афина представлена с напряженно согнутыми руками. Вся ее поза передает мгновенное движение, словно богиня готова встать. Мастеру принадлежат также рельефы: знаменитый рельеф с игроком в мяч с базы от надгробного куроса, обнаруженной у Пирейских ворот в Афинах, и рельеф с изображением керамиста, держащего два сосуда, относящийся к одному из посвятительных даров Акрополя. У Пирейских ворот были также обнаружены пописанные базы Эндойса и его соавтора Филергоса от надгробных памятников, один из которых представлял собой сидящую раскрашенную фигуру погребения Нилонида, а другой – в виде фрагментов большого куроса – является статуей, которой некогда принадлежала знаменитая «голова Райе». Последняя скульптура была надгробным монументом самосца Леанакса. Изысканная трактовка подстриженных и тщательно уложенных волос Райе напоминает прическу керамиста с рельефа Акрополя. Есть стилистические совпадения и с игроком в мяч.
Стилистика мастера, представленная описанными произведениями, прочитывается также в архитектурной скульптуре. В частности, северный и восточный фризы сокровищницы Сифнийцев могли быть исполнены с его участием.
Антенор известен как автор группы тираноборцев Гармодия и Аристогитона, низвергнувших тирана Гиппарха в 514 году. Группа была создана вскоре после изгнания семьи тирана в 510 г. Затем увезена Ксерксом в Персию. Изображение тираноборцев было возобновлено Критием и Несиотом, а работа Антенора могла быть возвращена в Грецию лишь в эпоху походов Александра Македонского. Считается, что голова из Лондонского музея, так называемая «голова Вэба», является римской копией с оригинала Антенора, представляющего Гармодия. Важно отметить, что тираноборцы Антенора – первый гражданский памятник, отражающий недавние события и изображающий конкретных исторических деятелей, не являясь, конечно, при этом портретом.
Подпись Антенора присутствует на базе из Афинского Акрополя, на которой в свое время находилась статуя коры, превосходящая натуральную величину. Это изваяние отличается монументальностью. Ионические одежды коры характеризует мужественная элегантность, отличающая эту статую от других подобных изображений этого времени. Похожая трактовка тела и драпировок присутствует в женских фигурах храма Аполлона в Дельфах.
Знакомство с некоторыми анонимными авторами дополнит нашу картину аттического искусства.
* * *
Фигура так называемого «Критского мальчика» дает представление о первых нарушениях симметрии в стоящей фигуре, когда левая нога оказывается опорной и корпус теряет статичное положение. Голова статуи, судя по тому, что шея стесана, вероятно, была увезена персами.
Интересна голова Белокурого мальчика и другие фрагменты этой статуи, которые обнаруживают близость раннеклассической пластике Олимпии. Есть основание предполагать, что художник учился на Пелопоннесе. Этому же мастеру, вероятно, принадлежит кора, заказанная Эвдиком. Кора, имеющая на опорной колонне имя ее посвятителя, отличается женственностью: округлые узкие плечи, стройные ноги, богатая раскраска волос и одежды. Орнаментика ее облачения должно была изображать вышивку, в которой изображались гонки на колесницах.