1.1.
Раздел 1. История России в условиях Древнего мира.
Введение
Россия (Росси́йская Федера́ция) — часть Евразии, наряду с Европой и Азией. Самое большое по площади государство мира (17 075 400 км2). Занимает 11,46 % (1/9) площади всей суши Земли. Составляет 12,65 % (1/8) заселённой человеком суши. Это почти вдвое больше, чем у занимающей второе место Канады.
Жизнедеятельность российского народа, проживающего в России, определяется Конституцией [1]. Формирование конституционного уклада жизни российского народа есть результат исторического процесса, насчитывающего тысячи лет и включённого в мировую историю.
Культурно-историческое достояние российского народа сформировалось как итог трудной созидательной совместной жизни всех граждан, родов, племён, этносов, народностей, национальностей в пределах России, знавших и времена ратных (военных) испытаний.
Главными итогами исторического развития конституционного строя Российской Федерации стало правовое, социальное, духовное, единство народов в быту, науке и искусстве при большом разнообразии их местных форм и проявлений.
Об основных этапах формирования и развития российской цивилизации в условиях мировой истории рассказывает этот учебник. Он не охватывает всех сторон и моментов, но показывает магистральный путь истории России на базе гуманного, системного, синхронизированного, комплексного культурологического подхода.
В середине I тысячелетия до н.э. обширные степные пространства от Северного Причерноморья и Предкавказья до Средней Азии, Казахстана и Южной Сибири были населены близкородственными племенами иранских кочевников. Древнеперсидские источники обозначают их как саков. В европейской традиции от Геродота они прозываются скифами. В узком смысле скифов взывают в Прикавказьи и Причерноморьи. По историко-географической исходности скифские народности причисляются к северным иранцами. При этом их отличают от южных иранцев с Иранского нагорья и Средней Азии.
В Европе сведения о скифах формировались по сочинениям Геродота из Галикарнаса. В пятом веке до нового евролетоисчисления под его именем вышла «История», где уделялось место и пропитанцам Скифского государство-образования. Самоназвание скифов до сих пор дискутируется. По одной из распространённых версий народ Северного Ирана (Скифии) называл себя «лучниками» (др. иран. Skula-ta). При этом считается, что «лучники» были то ли обладетелями луков, то ли считали себя «лучиками Солнца». Простирались ираноязычные страны от Босфора (Мидия) до Сибири и включали Персию… Хорезм, Бактрию, Маргиану, Парфию и другие государства. Все они, как правило, были выходцами из общей древней индоиранской цивилизации, сохранившей язык и культуру с бронозового века.
![]() |
Скифский мир был связующим звеном между Западом и Востоком, между цивилизациями Средиземноморья и народами Востока Евразии (Китаем). Скифская культура впитала черты всего спектра мировой цивилизации.
При этом ключевым отличием Скифии от поразившей к началу нового летоисчисления в Европе мировую цивилизацию римской идеи всемирного господства стало сохранение интернационализма. Существенную роль в этом как представляется, сыграли связи с культурой Перфянского царства.
![]() |
Сопоставление источников показывает, что Скифская история Причерноморья охватывает всего около 500 лет: с 700-х до 300-х годов предвестия Христова. Его правопреемником по территориям к Востоку стало Великое Сарматство. В Крыму же и будущей Новороссии (до Ольвии) – Боспоррское царство.
Прервалось всё в Причерноморье с приходом гуннов и геров, доведших ситуацию до Великого переселения народов. В центральной же части будущей России всё развивалось более мирно и продуктивно. Расселение угро-финских родов, племён и народностей в лесотундровой зоне дало свои плоды.
От Поволжья до Урала и от Урала до Скандинавии пролегли новые торговые пути и сформировалась особая северная культура, породившая в соединении с остатками критско-греческой культуры феномен русскости в его первоначальном аполлоно-олимпийском, а затем и тотемном духовном виде.
Важнейшим событием в этом контексте стал синтез серединной древней индоиранской культуры Скифии с культурной волной из её западных пределов Мидии к 5 веку до н.э. не только оформившейся, но и сконцентрировавшейся на северных берегах Понта Эвксинский. Произошло это на новом, по отношению к Криту, перекрёстке цивилизаций в Крыму. Известный здесь Неаполь скифский.
В предисловии Петра Великого к Уставу Морскому 1720 года много говориться о Боспорском царстве, вполне обоснованно претендующим на право преемственности от Скифии.
![]() |
В 6 веке до н.э. на территории Синдикии, греки стали строить торговые поселения. И уже в 4 веке до н.э. поселение в районе современной Анапы вошло в состав Боспорского царства и стало называться Георгиппия, по имени правившего в то время Георгиппа. Город занимал 40 гектаров земли с постройками, среди них были монументальные здания, святилище богине плодородия Деметры, жилые дома до 100 кв.м. с множеством комнат и внутренним двориком.
Ухудшение в отношениях скифов и Боспорским царством началось с 310 года до н.э. Боспорское царство прекратило все союзнические отношения со Скифией. С этого времени в Боспорском царстве появляются «иранские» сарматские имена, появляется лексика из сарматских наречий.
Со второй половины III века до н. э., характер захоронений на территории Боспорского царства меняется, появляются надгробья с сарматскими именами. Многие имена из Пантикапея, Фанагории, Горгиппии, относящиеся к III-II вв. до н. э. имеют сарматское происхождение.
Геродот сообщает о кочевниках, степняках, «не имеющие ни пашен, ни городов, ни поселений». Пытаясь определить язык, на котором говорят степные кочевники, Геродот отмечает, что их язык отличается от скифского, а сарматский язык, Геродот называл «испорченным скифским».
![]() |
Связь всех этих языков между собой и, главное, с санскритом делает возможность существования единого государственного образования в пределах от Причерноморья до Сибири ещё более вероятной.
В Иоакимовой летописи, сохранённой В. Н. Татищевым, указывается происхождение русов от родных братьев: Словена и Скифа. «Словен иде к полуночи и град великий созда, а Скиф остался жить на прежнем месте, у Понта и Меотиса». Предками русских у Татищева прямо названы скифы. Ещё в 17 веке в Европе знали, что в Великой Тартарии разговаривали на скифском. В частности об этом писал Николас Сансон в «Атласе Азии», изданном в 1653 г. «И от того времени по имяном князей своих и градов их начахуся звати людие сии словяне и руси» (Сказание о Словене и Русе и граде Словенске из Хронографа 1679 г.) Так люди князя Руса, Словена, Скифа, Сармата и т.д. назывались, соответственно, русами, словенами, скифами, сарматами.
![]() | ![]() |
https://www.peshera.org/khrono/khrono-08.html
История Скифии во многом поясняет органическое единство народов России. Это связано с тем, что среди подданных Скифии были распространены практически все ветви мировой цивилизации: преверженцы лесоводоходной цивилизации, кочевники-скотоводы, оседлые землепашцы.
Объединительная функция Скифии особенно ярко проявляется в том, что уже в эпоху Древнего мира будущая Россия объединяла племена, народности, этносы от Чёрвноморья до Сибири. Этот факт многократно свидетельствуется с Древних времён до Средневековья.
![]() |
Скифское царство делилось на три части во главе с тремя царями, один из которых был верховным. Подвластная каждому из царей территория состояла из округов, возглавляемых окружными правителями. В этом смысле территориально-политическое устройство Скифии воспроизводит общую для индоиранцев троичную социальную схему, в основе которой лежали мифологические представления о Мире.
Европейская Скифия достигла зенита своей силы в IV в. до н.э., когда Атей Великий создал крепкую державу, лишив власти других царей. Столицей Скифии в ту эпоху был ремесленный и торговый город на Днепре, его остатки археологи называют Каменским городищем.
Атей погиб в 339 г. в неудачной войне с македонским царем Филиппом. Скифское царство, существовавшее еще полтора века, не сумело вернуть прежнего могущества и пало под натиском сарматов.
Для понимания истории России в раннее Средневековье, как представляется, важно видеть, что главным полем исторического развития мировой цивилизации являлся арабский мир.
![]() | ![]() |
Именно эта сила, как показывает анализ, на протяжении ряда веков противостояла Римской экспансии на восток и сдерживало мировое господство двучастной Римской империи в лице Византийской империи и Франкского государства.
Прогрессивным итогом этого трёхвекового противостояния стало в частности утверждение индийской цифрологии, содержащей «0» как значимое число. Отсутствие в римской цифристике «0» определялось утверждением, что 0 – это ничто. В то же время у арабов, разнесших по миру индийскую «цифирь», 0 –это было Нечто.
В истории нашей страны этот парадокс был разрешён только с Указом Петра Алексеевича Романова от 20 ноября 1699 года. В нём он отчасти указывал, что 1700-й год будет первым годом нового столетия. В связи с этим в России и ныне век начинается на год раньше, чем в Европе.
В самой Европе к началу периода Средневековья (с 6 века) наиболее динамичное развитие получила славянская культура.
![]() | ![]() |
Колонизация славянами Русской равнины в 7-8 веках совпала со становлением на Севере Русского княжества. На картах ХХ века по истории России этот процесс отражался на фоне «несформировавшегося» союза племён этносов карелы, веси, чуди, югры, перми, мери и т.д. (см. рис.).
![]() | ![]() |
При этом было вполне очевидно, что основания для таких умозаключений у историков было не так много. Вместе с тем, на основе евроцентризма и доминирования славянского суперэтноса, историки считали, что именно эти племена сформировали средневековую русскую культуру.
Однако с позиций более системной и комплексной концепции поликультурной динамики истории ХХI века становится вполне очевидным, что наряду со славянской колонизацией средне-русской равнины, существовал достаточно взаимосвязанный мир Русского Севера, сохранявшего арабские торговые пути.
![]() | ![]() |
При этом важно отметить, что вплоть до высокого Средневековья (10-12 веков) Русский Север и Поволжье оставались землями, свободными от действия центростремительных сил Священной Римской и Византийской империй, сохраняя своё Зенитное, в исходе индоиранское, но в развитии вполне автономное цивилизационное образование.
![]() | ||||||
![]() | ![]() | |||||
![]() | ||||||
![]() |
![]() | ||||
![]() | ![]() | |||
https://sunapse.ru/rushistory/Books/box_files/Map/18_map_max.jpg
![]() | ![]() |
Труды В. Н. Татищева, В. Н. Паранина и других исследователей позволяют видеть этот момент истории несколько иначе (рис.).
![]() |