Учение Аристотеля

По мету рождения не был Афинянином. Родился в городе Стагир. После смерти отца он приехал в 17 лет в Афины, где учится, а затем преподаёт в Платоновской академии. Аристотель бил учителем Александра Македонского. Аристотель учредил своё учебное учреждение – ликей (лицей). В течении 12 лет он преподаёт в нем. Является не только последователем Платона, но и его критиком: «Это жеребёнок, лягающий родившую его кобылу».

Если Платон ставил целью исследование неких идей, то Аристотель строит своё учение на рациональном знании. Вместе со своими учениками он проанализировал 150 Конституций и проектов Конституций. Были составлены обзоры полит строя 158 гос-в. До нас дошло 28 подлинных его книг. 445 000 строк было написано Аристотелем.

Аристотель жил в 4 в. До н.э.

«Политика». «Афинская полития», «Этика». Так же как Платон, Аристотель анализирует понятие справедливости. Оно отождествляется для него с понятием добродетели. «справедливость заключается в отношении к другим людям. Справедливость вообще следует отличать от справедливости политической. Справедливость политическая – это то, что существует в полисе и является политическим правом». Право – это норма политического общения людей. Право – равенство, но не абсолютное, а относительное, поскольку люди не равны по своим достоинствам. Претении лучших по своим достоинствам людей на полит власть опираются, таким образом, на право. Право может существовать только в политических гос-вах, иначе говоря, в недеспотических. Право является частью условным, частью естественным. Основной критерий естественного права – оно существует само по себе, не зависит от признания. Условное право – первоначально могло быть без существенного различия, но раз оно определено, то это безразличие прекращается и уже есть различие, принести в жертву одну козу или двух баранов (положительное или позитивное право). Естественное право адекватно полит природе человека. «Человек – животное политическое». Закон, по мнению Аристотеля, должен соответствовать полит природе и праву. Отступление закона от права означает переход к деспотии и превращение закона в ср-во деспотии. Законодательство – это часть политики. Законы должны отражать своеобразие гос строя и стабилизировать систему гос отношений. Полит правление – это правление законов, а не людей. Нормальное развитие законов предполагает подготовленность людей к проявлению полит справедливости. Полит правление – это правление законов, а не людей. Нормальное развитие законов предполагает подготовленность людей к проявлению полит справедливости. Закон должен быть разумным, качественным и опираться на гос силу. Для хорошего воспитания нужны хорошие законы. 2 вида справедливости: равенство бывает числительные и пропорциональное, правда бывает двоякой: уравнивающей (действует по арифметической пропорции, действует в гражданских оборотах, обязательствах, иногда называется оборотной или мировой справедливостью) и распределяющей (по геометрическим пропорциям, воздавая каждому сообразно его заслугам, она должна господствовать в полит отношениях). Как считал Аристотель, основной принцип – наличие добродетели – только добродетельные могут участвовать в осуществлении власти. Если самые добродетельные люди будут настаивать на власти, можно будет возразить, что народ в своей сумме будет добродетельнее их. Нет превосходства, которое бы отвечало требованиям справедливости и могло бы служить основаниям для присвоения власти.

Полит справедливость возможна только между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному общению. Цель такого общения – получение полит удовлетворённости от такого общения. Полит справедливость – высоты общения, доступные лишь свободным людям.

Аристотель о гос-ве: гос-во –особая форма организации древнегреческого общества. «У варваров, рабов развита только одна форма общения – общение между рабом и рабыней». Он оправдывает рабство в силу природы. Рабство в силу закона возможно лишь в результате войны или охоты. Закон не может сделать насилие правом. Раб – часть собственности господина, общение раб-господин – вне полит сферы. Это общение в сфере собственности. Гос-во возникает в результате стремления людей к общению. Гос-во – это высшая цель общения, индивиду для общения недостаточно лишь семьи. Природа каждого объекта достигает наивысшего общения лишь в гос-ве. Гос-во предшествует индивиду, как целое – части.

Гос-во - об-во - индивид.

Критикует Платона за попытку сделать гос-во чрезмерно единым. Оно состоит из различных элементов. Критикует за отрицание частной собственности, семьи. Такие черты, по мнению Аристотеля приведут к гибели гос-ва. Гос-во должно состоять из этих необходимых эл-ов.

Общность имущества противоестественно природе человека. Человеку присуще более всего любить себя самого, в разумных рпеделах – это нормальное явление. Частна ясоб-ть – это следствие себялюбия. Это стимул к труду. Что выгодно гражданину должно быть выгодно и гос-ву. Общая же собственность противоестественна. Общий интерес – ничейный интерес. Когда нет общей собственности, то нет интереса к труду. Аристотель против и уравнивания имущества: «не всё делится на равные части». Идеал – наличие частной собственности через производство. Путём ростовщичества никаких новых ценностей не создаётся. Его идеал – личная собственность, служащая общественному благу.

Формы правления. Определение фп выявляется через понятие, кого считать гражданином. Гражданин – тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти. Гос-во – это достаточная для автономного существования общность граждан. Каждой фп соответствует своё понятие «гражданин», наделение того или иного круга лиц общностью гражданских прав. Критерий деления в зависимости от числа правящих: один, многие, большинство. В чьих интересах осуществляется власть6 личное или общее благо. Правильно – общая польза. О монархической фп6 очень неустойчива. Чтобы она стала правильной, от монарха требуются редкие кач-ва. Для осуществления аристократической фп требуется, чтобы люди были незаурядными. В монархии и аристократии существует опасность перерождения в олигархию и тиранию. При олигархии власть осущ-ся в личных целях. Демократия – это полное равенство, осущ власти большинства. Несколько типов демократии:

1. Богатые и бедные участвуют в осущ верховной власти

2. Участие в выборах осущ на основе большого имущ ценза, граждане неравны, одни участвуют в народных собраниях и голосуют, другие занимают гос должности

3. Правление без законов. Каждое своё решение народ возводит в закон – худший вид демократии. Беззаконие роднит этот вид демократией с тиранией и олигархией.

Наилучшая демократия - Умеренная цензовая демократия, основанная на примирении богатых и бедных на основе закона. Идеальная фп – полития (смешение олигархии и демократии без их недостатков). Фп, где хорошо развит средний класс. Наличие развитого среднего класса – противоядие от революции. Степень отклонения от полит справедливости – критерий политичности/не политичности.

Большой раздел посвящён теории гос переворотов. Основная причина гос переворотов –стремление к уравнивающей справедливости, к арифметическому равенству, без внимания на отличительные достоинства. Но смена полит строя не означает стабильности. Все правления, основанные на одном начале крайне неустойчивы. Лучше сочетать арифм и геометрич равенство (что-то поровну, а что-то в соответствии с заслугами). Демократия прочнее олигархии.

Причины революции при демократии: неистовство демагогов, заставляющих сговариваться между собой различные классы. Иногда демократия становится тиранией, если она не управляется должным образом. Многие тираны приходят на престол как вожди народа (Наполеон, Гитлер, Сталин). Противоядие от революции – умеренное правление. Олигархия по содержанию, демократия по форме. Демократия должна воздерживаться от посягательств на богатства пришедших к власти. Иногда причиной гос переворотов коренятся в человеческих страстях: алчность, честолюбие, зависть, корыстолюбие. Общественные должности при любой власти не должны быть средством обогащения. При монархии часто бывают заговоры против монарха, когда происходит произвол правителя, либо когда наследственная монархия попадает в недостойные руки.

Наихудшая форма правления – тирания, сопровождающаяся нравственным унижением подданных. Старание монарха держать народ в бедности, взаимное недоверие между родственниками, доносительство. Тирания – фп, где нравственные, материальные и физические страдания общества.

УМЕРЕННОСТЬ – ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ВЛАСТИ.

Любая чистая фп правит в интересах только одной части общества.

Учение Аристотеля сыграло большую роль в дальнейшем развитии полит учений. Фактически впервые Аристотель рассматривает полит-правовую жизнь гос-ва на основе опыта, на основе знания всех событий полит и исторических. Личность у него хоть и рассматривается как часть полиса, он первый, кто говорит о политической природе человека. Гражданин – это субъект права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: