354-430 г.г. н.э. – годы жизни. Он является основателем патристики – учения отцов церкви. Время, когда он жил – время распространения христианства, сам он не сразу стал христианином, до этого он был язычником. После знакомства с трудами христианских авторов, он стал ярым последователем. Последние годы жизни (20 лет) он стал епископом в Епони. Он написал более 100 богословско-религиозных произведений. «О граде Божьем» - 20 книг. Считалось, что это – энциклопедия тогдашнего христианства. Ему принадлежит концепция, в основе которой – идея прогресса, поступательного развития, трактуемые с религиозных позиций – Августин критикует разделение истории на дохристианскую и христианскую. Он отрицает идею кругообращения времён, когда одно и то же постоянно повторяется (принцип циклического развития), мир по его мнению устроен иначе. Мир – это творение Бога, история едина и неделима, она является закономерным процессом движения к одной цели – царство Божье и осуществление страшного суда. Он считает, что история начинается с грехопадения Адама и Евы- 6 дней божественного творения и 6 возрастов. 1 день – этап младенчества (появление Адама и Евы, заканчивается всемирным потопом и возникновением Ноево ковчега), 2 - детство (от Ноя до Авраама – первого человека, поверившего в единого бога), 3 – отрочество (от Авраама до царя Давида), 4 юность (от ДАВИДА, ДО Вавилонского столпотворения), 5 – этап зрелости и начала заката человеческой жизни (от Вавилона до рождения Христа), далее он пишет, «теперь идёт день шестой» - эпоха старости «впереди – страшный суд. Стареющий век, но время, когда земля производит душу живую», это подготовка ко второму пришествию Христа. Гибель христианства будет означать гибель человечества, при этом, всё закончится страшным судом и царством Божьим. Каждого Бог наделил свободой воли и каждый сам принимает решение: жить по Богу или по дьяволу, поведение человека зачастую противоречит Божественному замыслу. Поэтому Августин снимает с Бога ответственность за негативные явления в мире. 2 разряда людей (символически- 2 града, 2 общества людей) – одному предназначено царствовать с Богом, а другому подвергаться вечному наказанию с дьяволом. Вся история до страшного суда – борьба града земного и града божественного. Возникновение 2х градов – с Библии, Адам отягощённую грехом волю передал людям, его сыновья Каин и Авель – 2 противоположности. Авель – у истоков царства божьего, Каин – царства земного, где многие отягощены грехом. Основной вопрос теории Августина: как жить в земном царстве и как оставаться праведником в греховном гос-ве. Земной град – великая разбойничья организация. В основе создания гос – человеческие пороки, «каждый ищет своей пользы, земные царства основаны на насилии». «И так, при отсутствии справедливости, что такое гос-во, как ни большие разбойничьи шайки и они так же представляют собой об-во управляемое властью начальника, делят добычу по добровольно установленному закону». Когда такая шайка потерянных людей разрастается до огромных размеров, захватывает области, основывает оседлые жилища, порабощает народности, тогда она получает название «государство»».
|
|
|
|
Критикуя Цицерона, который называл Рим республикой, поскольку в республике есть справедливость. Единственная республика, где есть справедливость – та, где правит Христос. Критикуя гос-во, Августин понимал, что если критику довести до логического конца, то можно довести до отсутствия гос-ва. А где нет гос-ва, там нет церкви. Поэтому его критика постепенно перерасла в реабилитацию гос-ва. Он приводит следующие идеи в защиту гос-ва: социальная природа личности. Принудительная власть, возникающая в семье, рассматривается как ограничение свободной воли человека. Семья – это начало гос-ва. Цель власти – погасить появление человеческой порочности. Гос власть должна стремиться к миру, гармонии, порядку. Власть должна быть основана на согласии граждан, ибо справедливость – «это воздаяние каждому своего». Справедливость в этом смысле и существует в гос-ве. Земное гос-во, обеспечивает мир, справедливость, защищает частную собственность. Земные правители бывают достойными. Отношение к верующим Августина: он призывает к активной жизненной позиции христиан, жители земного града должны соблюдать законы града небесного, если они не противоречат их религиозным убеждениям (стремиться к небесному, не пренебрегая земным, верить в Бога, исполняя долг гражданина).
Августин был впоследствии канонизирован церковью. Его основная идея – разграничение гос и церковной властей, которые должны существовать как 2 суверенных града (божественный и земной). Он, предвидя провалы в нарушении этого принципа, предупреждал, что любое вторжение одной сферы в другую чревато трагическими последствиями. И церковь и гос-во должны поддерживать друг друга. Более 1000 лет эта теория была доминирующей.