double arrow

Билет2 1вопрос П М Война


1мировая война 28 июля 1914 — 11 ноября 1918
Вопрос о причинах Первой мировой войны
является одним из самых обсуждаемых в мировой историографии с момента начала войны в июле 1914. Война в 1914 году разворачивалась на двух основных театрах военных действий — французском и русском, а также на Балканах (в Сербии), на Кавказе и Ближнем Востоке (с ноября 1914 года), в колониях европейских государств — в Африке, в Китае, в Океании. В 1914 году все участники войны собирались закончить войну за несколько месяцев путём решительного наступления; никто не ожидал, что война примет затяжной характер. Общепринято непосредственным поводом начала военных действий считать Сараевское убийство эрцгерцога Франца Фердинанда сербским националистом Гаврилой Принципом. С другой стороны, столь же общепризнано, что убийство было лишь ближайшим поводом, «толчком» к войне, в то время как к ней исподволь вели многочисленные скрытые факторы, центральными из которых являлись конкурирующие национальные интересы крупнейших европейских держав.
28 июля 1914 г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. 1 августа Германия объявила войну России, в тот же день немцы безо всякого объявления войны вторглись в Люксембург. 2 августа германские войска окончательно оккупировали Люксембург, и Бельгии был выдвинут ультиматум о пропуске германских армий к границе с Францией. На размышления давалось всего 12 часов. 3 августа Германия объявила войну Франции, обвинив её в «организованных нападениях и воздушных бомбардировках Германии» и «в нарушении бельгийского нейтралитета». 3 августа Бельгия ответила отказом на ультиматум Германии. Германия объявляет войну Бельгии.
4 августа Германские войска вторглись в Бельгию. Король Бельгии Альберт обратился за помощью к странам-гарантам бельгийского нейтралитета. Лондон направил в Берлин ультиматум: прекратить вторжение в Бельгию, или Англия объявит войну Германии. По истечении срока ультиматума Великобритания объявила войну Германии и направила войска на помощь Франции. 6 августа Австро-Венгрия объявила войну России. Первая мировая война началась. Пер­вая ми­ровая вой­на (1914–1918), на­чав­ша­яся меж­ду во­ен­но-по­лити­чес­ки­ми бло­ками, ак­тивной участ­ни­цей ко­торой бы­ла Рос­сия, име­ла тя­желые пос­ледс­твия для со­ци­аль­но-эко­номи­чес­кой жиз­ни Ка­захс­та­на.Рос­сия всту­пила в вой­ну 1 ав­густа 1914 г. И вой­на сра­зу же лег­ла тяж­ким бре­менем на пле­чи жи­телей Ка­захс­та­на. Рез­ко по­выси­лась его роль в обес­пе­чении фрон­та и про­мыш­ленных предп­ри­ятий, ра­ботав­ших на го­сударс­твен­ную обо­рону, раз­личны­ми ви­дами про­мыш­ленно­го и сель­ско­хозяй­ствен­но­го сырья. Кро­ме то­го вой­на пот­ре­бова­ла мо­били­зации мужс­ко­го на­селе­ния на фронт. В Се­мипа­латинс­кой и Ак­мо­линс­кой об­ластях мо­били­зация ох­ва­тила бо­лее 50%, в Орен­бург­ской гу­бер­нии — до 35,8%, в Се­мире­ченс­кой — до 1/3 мужс­ко­го на­селе­ния. Удель­ный вес тру­дос­по­соб­ных муж­чин-пе­ресе­лен­цев, приз­ванных на фронт, сос­та­вил 30–40%, в ком­пакт­но рас­по­ложен­ных по­сел­ках рос­сий­ских пе­ресе­лен­цев до­ходил до 50%. По дан­ным 1916 г. царс­кой ад­ми­нист­ра­ци­ей на нуж­ды фрон­та бы­ло мо­били­зова­но 150 тыс. ка­захов. В свя­зи с нех­ваткой ра­бочих рук, сок­ра­тил­ся объем до­бычи уг­ля в Цент­раль­ном Ка­захс­та­не и неф­ти в за­пад­ных районах. В Эм­бенс­кой эко­номи­чес­кой зо­не до­быча неф­ти в 1914 г. сок­ра­тилась с 265.560 до 8000 тонн в 1915 г.Под ви­дом по­мощи семьям мо­били­зован­ных, ка­захи в при­нуди­тель­ном по­ряд­ке долж­ны бы­ли ра­ботать в хо­зяй­ствах приз­ванных рос­сий­ских пе­ресе­лен­цев. Так­же на нуж­ды вой­ны тре­бова­лось боль­шое ко­личест­во ско­та, про­доволь­ствия, транс­пор­та, фу­ража, де­нег, что при­вело к мас­со­вой рек­ви­зиции ско­та и фу­ража. Не­имо­вер­но воз­росли на­логи. Бы­ли вве­дены при­нуди­тель­ная под­писка на го­сударс­твен­ный за­ем и спе­ци­аль­ный во­ен­ный на­лог. С на­чала вой­ны на­логи воз­росли в 3–4 ра­за, а в от­дель­ных слу­ча­ях — в 15 раз. За го­ды вой­ны из Тур­кестанс­ко­го края бы­ло вы­везе­но 300 тыс. пу­дов мя­са, сот­ни ты­сяч пу­дов ры­бы, 70 тыс. го­лов ло­шадей, око­ло 13 тыс. верб­лю­дов, око­ло 14 тыс. юрт, а так­же бо­лее 40 тыс. пу­дов хлоп­ка, ты­сячи пу­дов хлоп­ко­вого мас­ла, мы­ла. Сум­ма вы­везен­но­го толь­ко из Се­миречья в пер­вый год вой­ны ско­та и про­дук­тов ско­товодс­тва сос­та­вила 34 млн руб­лей.В го­ды вой­ны ухуд­ши­лось по­ложе­ние и крестьян-пе­ресе­лен­цев. Эко­номи­чес­кий кри­зис выз­вал про­тест на­селе­ния. В мар­те 1915 г. в Вер­ненс­ком, Леп­синс­ком, Прже­валь­ском уез­дах сель­ское на­селе­ние про­тес­то­вало про­тив рос­та цен, на­логов и по­вин­ностей. Осенью 1916 г. го­рода Ка­захс­та­на ох­ва­тили вол­не­ния, ко­торые царс­кие чи­нов­ни­ки наз­ва­ли «бун­том сол­да­ток». Осо­бен­но взвол­но­вало ад­ми­нист­ра­цию Степ­но­го края разг­раб­ле­ние нес­коль­ких ма­гази­нов в Се­мипа­латинс­ке. В ка­чест­ве об­ви­ня­емых к следс­твию бы­ло прив­ле­чено 120 че­ловек. При­зыв­ни­ки ук­ло­нялись от во­инс­кой по­вин­ности. Для на­веде­ния по­ряд­ка при­меня­лась во­ен­ная си­ла.Не­лег­кой ока­залась и участь ра­бочих в го­родах, на про­мыш­ленных предп­ри­ятиях. В пер­вые дни вой­ны в Ка­захс­та­не бы­ло вве­дено чрез­вы­чай­ное во­ен­ное по­ложе­ние, бы­ли зап­ре­щены соб­ра­ния, стач­ки, за­бас­товки, уси­лилась цен­зу­ра, по­лицей­ский конт­роль. В осо­бен­но тя­желом по­ложе­нии ока­зались ра­бочие предп­ри­ятий, на­ходив­шихся в собс­твен­ности иност­ран­ных предп­ри­нима­телей. На руд­ни­ках и шах­тах ра­бочий день не­ред­ко длил­ся 12–14 ча­сов при сред­ней днев­ной его оп­ла­те 20 ко­пе­ек. В июне 1915 г. за­бас­то­вали ра­бочие Ка­раган­ды, Эки­бас­ту­за, Спасс­ко­го за­вода, они тре­бова­ли по­выше­ния за­работ­ной пла­ты, улуч­ше­ния ус­ло­вий тру­да. Ле­том 1916 г. ра­бочее дви­жение ох­ва­тило Рид­дер, неф­тепро­мыс­лы Эм­бы, уголь­ные ко­пи Эки­бас­ту­за, Бай­ко­нура, Спасс­кие мед­ные руд­ни­ки, Орен­бург­ско- Таш­кент­скую и Транс­си­бирс­кую же­лез­ные до­роги, про­мыс­лы и за­воды Жез­казга­на, Ус­пенс­ка, Ко­ун­ра­да, Кар­сакпая и дру­гие предп­ри­ятия.Кро­воп­ро­лит­ные сра­жения на фрон­тах выз­ва­ли ог­ромный по­ток во­ен­ноплен­ных, ко­торые в ос­новном отп­рав­ля­лись в уезд­ные цент­ры Степ­но­го края. Пер­вые пар­тии во­ен­ноплен­ных при­были в За­пад­ную Си­бирь и в се­веро-вос­точные районы Ка­захс­та­на в ав­густе 1914 г. Ка­захс­тан стал мес­том раз­ме­щения во­ен­ноплен­ных. Так, в де­каб­ре 1914 г. в цент­ре Степ­но­го ге­нерал-гу­бер­на­торс­тва на­ходи­лось до 20 тыс. во­ен­ноплен­ных. В Ак­мо­линс­кой об­ласти — в 155 се­лени­ях раз­мести­лось 22 тыс. че­ловек. В Се­мипа­латинс­ке, Зай­са­не, Усть-Ка­мено­горс­ке и Пав­ло­даре — 8 тыс. че­ловек толь­ко за фев­раль 1915 г. Сре­ди во­ен­ноплен­ных бы­ли ру­мыны, тур­ки, нем­цы, венг­ры и др. 2,08% из них сос­тавля­ли офи­церы, ос­таль­ные при­над­ле­жали к чи­нов­ничьему сос­ло­вию, цер­ковным слу­жите­ля, предс­та­вите­лям бед­ней­ших сло­ев. Во­ен­ноплен­ные ис­поль­зо­вались на об­щест­вен­ных и част­ных ра­ботах. В Ак­мо­линс­кой об­ласти око­ло 14 тыс. че­ловек бы­ли за­няты в сель­ском хо­зяй­стве. Мно­гие ра­бота­ли на Эки­бас­тузс­ких, Кум­гуль­ских ка­мен­но­уголь­ных ко­пях и Рид­дерс­ком руд­ни­ке.








2 вопрос Народное образование
В начале XX века народное образование Казахстана было связано с общественно-политической ситуацией. Закон о развитии просвещения, принятый царским правительством в 1906 году, положил начало открытию смешанных русско-казахских школ. В учебных заведениях не хватало подготовленных учителей. Одно из самых крупных учебных заведений Туркестанская учительская семинария, не удовлетворяла потребности в них местных школ. В конце XIX -начале XX века в Казахстане открываются так называемые «новометодные» учебные заведения. Которые предлагали реформировать мусульманские школы и широко внедрять не только светские дисциплины, но и новую методику. Колониальная администрация поддерживала противников «нового метода» для мектебов, но они постепенно вытесняют «старометодные».В первые десятилетия.Советской власти в сфере повышения культурною уровня масс в Казахстане, как и во всем СССР, были достигнуты значительные успехи. В области культуры стояли задачи ликвидации разрыва между ранее отсталыми народами и Центральной Россией, развития школ и печати па родном языке, театров, клубов, подготовки кадров для всех сфер народного хозяйства, расширения для этих целей школ и курсов. В колониальной окраине, каким был Казахстан, старая интеллигенция была немногочисленной. Многие из них. примыкавшие к алашскому движению, пострадали в ходе революции. Край не располагал и материально-технической базой для развёртывания культурного строительства. Одной из неотложных задач стала ликвидация массовой неграмотности трудящихся. В 1924 году в Казахской ССР возникло «Общество долой неграмотность». В декабре 1931 года было введено всеобщее обязательное обучение неграмотного населения в возрасте от 15 до 50 лет. Особое внимание уделялось охвату школой девушек-казашек, а также девушек других восточных национальностей, для которых были открыты специальные школы в Чимкенте. Алма-Ате,Туркестане, Урде. В 1930-1931 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, весной 1931 года - в районах с кочевым населением. Повсеместно создавались общественные фонды по всеобучу. Активнымиу частниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. По инициативе комсомольцев в 1928 голу начался Всеказахстанский культурный поход, ставший формой ликвидация неграмотности. В конце 20-х голов была осуществлена реформа казахской письменности. Она была переведена с арабской графики на латинскую, а через 10 лет - с латинской на кириллицу. В результате реформы казахской письменности казахи были искусственно оторваны от литературного наследия, которое было создано народами Центральной Азии. Города Риддер, Аулие-Ата, Шымкент были городами сплошной грамотности. К 1939 году грамотность населения республики достигла 65%, а среди казахов - 40%. Задачу полного искоренения неграмотности удалось выполнить в конце 50-х годов. Ощутимо повлияли на ускорение процесса культурного строительства многие деятели национальной интеллигенции. Они занимались педагогической, литературной и переводческой деятельностью, создавали оригинальные учебники. В 1911 и 1914 IT в Оренбурге А.Байтурсынов издает сборник стихов «Маса», затем иллюстрированный букварь. В 1913-1917 гг. он является редактором газеты «Казах», издававшейся в Оренбурге на казахском языке. Первый учебник алгебры на казахском языке составил К. Сатпаев. первый учебник географии разработал А. Букейханов. он перевел на русский язык сборник стихов и назиданий Абая. В этот период складывается современный литературный казахский язык. К этому периоду относится творчество Асфендиара Кубеева, который начал с перевода произведений русских писателей, в 1910 году выходит сборник переведённых басен Крылова, а в 1913 году издаётся роман «Калым». С.Торайгыров сначала сотрудничает с журналом «Айкап», позже пишет роман «Камар Суду». Редактором журнала «Айкап», издававшегося с 1911 года, был М.Сералин, он занимался, в

основном, журналистской деятельностью, а также переводческой, перевёл поэму Фирдоуси «Рустем-Зораб». У истоков казахской советской литературы стоял продолжатель традиций Абая – С. Сейфуллин, он сумел дать поэзии новое дыхание. С.Сейфуллин написал «Марсельезу казахской молодежи» и первый историко-революционный роман, отразивший положение народа в период революций и гражданской войны - «Трудный путь, опасный переход». М. Дулатов стал автором первого казахского романа «Бакытсыз Жамал». Он также переводит на казахский язык А.Пушкина, М.Лермонтова. И.Крылова, Ф.Шиллсра. Шакарим Кудайбердиев, племянник Абая написал философские и исторические труды, наиболее известные из них: «Родословия тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», «Енлик-Кебек», «Условия мусульманства». Ж.. Копеев был видным представителем клерикально-философского направления. М.Жумабаев перевёл на казахский язык Гёте, Гейне. Искусным переводчиком проявил себя и представитель дореволюционной интеллигенции Алихан Букейханов. В 1916- 1917гг в Ташкенте К.Тогусов издаёт еженедельную газету «Алаш». В эти годы начинается творческий путь казахского прозаика и драматурга Ж.. Аймаутова. Шла работа по установлению политического контроля над творчеством писателей и поэтов. С этой целью в 1926 году создаётся Казахская ассоциация пролетарских писателей, имевшая свой печатный орган «Кус жолы». Первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая, был открыт в 1928 году. В 1929-1931гг. в Алма-Ате открылись институты: ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный и медицинский. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 году в Алма-Ате Казахского Государственного Университета. Начало подготовке инженерно-технических кадров в республике в 30-е годы XX века положило открытие Казахскою горно-металлургического института. Стали готовиться библиотечные кадры. В 1939 году в Алма-Ате была открыта государственная библиотека им. Пушкина. В годы войны в Казахстан были эвакуированы многие учёные. 2 сентября 1933 года принято Постановление СHK РСФСР о подготовке кадров для Казахстана. В 20-30-е годы XX века крупным центром изучения истории, этнографии края стало Общество изучения Казахстана. В 1932 году возникла казахстанская база Академии наук СССР, которая первоначально имела два направления: зоологическое и ботаническое. В 1926 году М. Массон проводит раскопки на месте Аулие-Аты. В 1935 году С. Асфендиаров издает «Историю Казахстана с древнейших времён». В 20-30-е годы XX века огромный интерес вызывала народная музыка. Записал и опубликовал «1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа» композитор и этнографА. Затаевич. Известный музыковед Б. Асафьев справедливо считал ценнейшим памятником

тысячелетней культуры казахского народа произведение А. Затаевича «1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа». Большой резонанс в степи имел состоявшийся в 1922 году в Каркаралинске конкурс народных певцов. Известного певца казахской степи Амре Кашаубаева знали и в Европе. В январе 1926 года в Кзыл-Орде был открыт казахский национальный театр, который возглавил талантливый режиссёр - Жумат Шанин, в 1937 году он стал называться «Казахский академический театр драмы». В 1933 году в Алма-Ате открыт уйгурский музыкально-драматический театр. В 1937 году в Кзыл-Орде открыт корейский театр. В 30-е годы XX века Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» положило начало киноискусству Казахстана. В 1934 году открыта киностудия хроникальных фильмов. В 1938 году на «Ленфильме» поставили первую казахскую звуковую кинокартину «Амангельды». В январе 1934 года открыт Казахский музыкальный театр оперы и балета. В том же году был создан Казахский государственный орхестр имени Курмангазы, под руководством А.К. Жубанова. В мае 1936 года в Москве проходила первая Декада казахского искусства, на которой были представлены оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр». Почётного звания народной артистки СССР была удостоена выдающаяся певица Куляш Байсеитова. В 1936 году состоялось открытие Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла. Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве русского художника- реалиста В.Верещагина. За ним закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста. Фрагментами его картин были эпизоды войны за присоединение Туркестана к России Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П. Хлудова. П. Хлудов участвовал в экспедициях но исследованию Хан-Тенгри, Верненского землетрясения. В своих картинах он отобразил жизнь, традиции казахского народа. Одним из его талантливых учеников был АбылханКастеев. Первым архитектором старой Алма-Аты был А.Зенков. Он активно пропагандировал и внедрял в практику строительства деревянное зодчество. Самым великолепным образцом его творчествастал Свято-Вознесенский кафедральный собор в Верном, уцелевший после сильнейшего землетрясения 1887 года. В 20-30-е годы XX века в сфере культуры противоречивые процессы выразились в одновременное созидании и уничтожении достижений культуры. Огромный ущерб культуре в тс годы наносило идеологизирование. С одной стороны, высокими темпами шла ликвидация неграмотности, создавались вузы, с другой стороны, террор не щадил интеллигенцию и был нанесён урон национальной культуре.

3 вопрос
Олжас Омарович Сулейменов
— поэт, писатель-литературовед, общественно-политический деятель Казахстана, дипломат. Пишет на русском языке.
Родился в семье офицера казахскогкавалерийского полка, репрессированного в 1937 году. Окончил геологоразведочный факультет Казахского госуниверситета. Последние годы учебы совмещал с работой в геологоразведочных партиях. Затем учился в Литературном институте им. А. М. Горького в Москве на отделении поэтического перевода. Был литературным сотрудником газеты «Казахстанская правда», главным редактором сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм», заведующим отделом журналистики в журнале «Простор». Работал секретарем правления Союза писателей Казахстана и занимал должность председателя Казахского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки.
В 1989 году стал инициатором и лидером народного движения «Невада — Семипалатинск», целью которого было закрытие Семипалатинского ядерного полигона и других ядерных полигонов мира. Был лидером партии «Народный конгресс Казахстана», в которую преобразовалось антиядерное движение.
Широкую известность в литературной среде Сулейменов получил весной 1961 года. 11 апреля осведомленный о событиях на Байконуре редактор газеты «Казахстанская правда» Фёдор Боярский заказал ему стихи про полет человека в космос. За ночь Олжас набросал несколько строк и 12 апреля, когда объявили о полете Гагарина в космос, стихи вышли в газете, а листовки с этим текстом разбрасывали с самолетов над Алма-Атой и другими городами Казахстана. Впечатленный эпохальным событием, поэт за неделю превратил эти стихи в поэму «Земля, поклонись человеку!» и уже в мае она вышла в свет. Поэма получила Премию ЦК комсомола Казахстана. На волне этого успеха вышел первый сборник стихов Сулейменова «Аргамаки». А сборник «Доброе время восхода» удостоился премии ЦК ВЛКСМ.
Стихи и поэмы Олжаса Сулейменова переведены на английский, французский, немецкий, испанский, чешский, польский, словацкий, болгарский, венгерский, монгольский и турецкий языки. По сценариям Олжаса Сулейменова поставлены фильмы «Земля отцов», «Синий маршрут», «Красная полынь» («Махамбет») и «Ах, как интересно было в Петербурге».[1]








Сейчас читают про: