Реформы конца 1905 — начала 1906 г

Беспощадно борясь с революцией, правительство во главе с С. Ю. Витте хорошо помнило о том, что переломить ее ход удалось все же не столько с помощью репрессий, сколько благодаря серьезной и принципиальной уступке — Манифесту 17 октября 1905 г. Поэтому, проводя карательные экспедиции и массовые аресты, правительство в то же время разрабатывало законы, которые должны были превратить обещанные царем свободы — слова, печати, собраний и т. п.— в реалии русской жизни.

Поскольку главной побудительной причиной этих обещаний было не искреннее и добросовестное стремление изменить российское законодательство к лучшему, а страх перед революцией, то и конечные результаты реформаторской деятельности правительства почти полностью зависели от хода революционного движения. Если бы оно продолжало развиваться по восходящей, царская власть, несомненно, пошла бы на более серьезные уступки и более последовательно ввела политические свободы в русскую жизнь. Но правительство все яснее ощущало, что начинает овладевать ситуацией и может справиться с революцией силой. В этих условиях уступки, на которые готова была пойти самодержавная власть, приобретали все более формальный характер: Витте, в духе своего обещания царю, делал все возможное, чтобы и при конституции всю полноту власти сохранить в руках правящей бюрократии.

Таким образом, в декабре 1905 г. был принят закон, призванный регулировать, а по сути дела, почти полностью запрещавший забастовочное движение: противозаконными признавались забастовки государственных служащих, служащих общественных учреждений, а также рабочих предприятий, «жизненно важных для экономики страны» — последнее определение можно было толковать как угодно широко. За нарушение этих запретов рабочих активистов ждали продолжительные — до четырех лет — сроки тюремного заключения.

В феврале 1906 г. был принят закон, который ограничивал свободу слова и свободу печати; в соответствии с ним любое лицо, ведущее — устно или письменно —- «антиправительственную пропаганду», подвергалось полицейским преследованиям. Неопределенное понятие подобной пропаганды открывало властям простор для борьбы не только с революционерами, но и с оппозиционно настроенными либеральными деятелями.

В марте 1906 г. было разрешено создание профсоюзных организаций. Однако профсоюзы при этом попадали под полный контроль местной администрации, так как им запрещалось принимать какое бы то ни было участие в организации стачек, объединяться по территориальному принципу, т. е. создавать сколько-нибудь значительные и мощные организации.

Более серьезно и последовательно правительство Витте готово было решить аграрный вопрос, хорошо сознавая, до какой степени стабилизация положения зависит от настроения крестьян — основной массы населения России. Соответствующий законопроект был разработан одним из ближайших сотрудников Витте Н. Н. Кутлером, который предлагал удовлетворить земельный голод крестьян за счет частичного отчуждения, т. е. конфискации, помещичьих земель при условии «справедливого вознаграждения» их владельцев.

Однако проект Кутлера вызвал резкое сопротивление сановников-реакционеров, тесно связанных с поместным дворянством. Характерно, что в 1905 г., в разгар крестьянских волнений, многие из них сами предлагали подобное решение вопроса — готовы были пойти на серьезные жертвы, лишь бы утихомирить крестьян. Однако, по мере того как крестьянские волнения подавлялись, крепче становилась уверенность, что можно будет обойтись вообще без всяких жертв. Их точка зрения разделялась и самим Николаем II, который написал на полях кутлеровского проекта: «Частная собственность должна оставаться неприкосновенной».

Таким образом, проект был отвергнут, а сам Кутлер ушел в отставку. Реальные же уступки крестьянам выразились лишь в том, что правительство несколько ослабило совершенно непосильное бремя налогов, лежавшее на их плечах. Решено было упразднить выкупные платежи — ежегодные выплаты в счет займа, предоставленного в 1860-х гг. правительством крестьянам для выкупа ими земель у помещиков. В 1906 г. эти платежи были уменьшены наполовину, а с 1907 г. отменены совсем. Таким образом, все законодательные меры, принятые правительством в конце 1905 — начале 1906 г. носили откровенно половинчатый, непоследовательный характер. Тем с большим нетерпением самые разные слои населения ожидали созыва Государственной думы, которая, как надеялись, должна была разрешить все наболевшие вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: