Крепление подкранового рельса
История развития скульптуры в различных странах мира получила достаточно полное освещение в искусствоведческой литературе. Общие принципы изучения скульптурных произведений прослеживаются в работах таких мастеров художественного анализа, как Б.Р. Виппер, М.В. Алпатов, А.Л. Каганович, В.Н. Петров, Д.Е. Аркин. Их книги и статьи могут служить своего рода учебными пособиями для тех, кто стремится постичь ее основы и закономерности, научиться понимать ее язык.
Путь искусствоведческого анализа памятника скульптуры обычно начинается с общей краткой характеристики, определения его места в городе (если речь идет о монументе) или в экспозиции музея. Иногда вводную часть анализа составляет описание произведения или изложение его сюжета. Порой разговор начинается с обозначения роли его создателя в развитии истории искусства. Однако это всегда своеобразная экспозиция, которую дает автор анализа. Во многом она определяется характером самого произведения, но безусловно должна быть адекватна моменту восприятия, при фиксации которого преобладают те или иные начала, стремление передать и интерпретировать видимое или знаемое.
В ходе анализа, участниками которого становятся слушатели, осуществляется процесс вторичной по отношению к рассматриваемому произведению творческой деятельности. Памятник, продукт творчества, становится объектом эстетического восприятия, направляемого и стимулируемого путем художественной интерпретации. Особенностью ее является свобода вариаций на заданную тему; от описания рассматриваемого произведения к теоретическим проблемам, от из-
ложения сюжета или биографии портретируемого к вопросам композиции, или, наоборот, от общего к конкретному, особенному, индивидуальному; излагаются условия бытования памятника, приводятся-сведения об авторе, а затем характеризуется историческая обстановка того времени, когда было исполнено произведение.
Роль и ответственность педагога, предпринимающего попытку анализа художественного произведения, необычайно велика, ибо хотя знания его учеников еще очень незначительны, именно в детском и юношеском возрасте образное восприятие окружающего мира во всей его целостности и многообразии особенно остро и глубоко. Анализ памятника искусства, в частности, скульптуры, адресованный школьнику, имеет ряд принципиальных отличий от чисто научного анализа, он преследует цель — воспитать глубоко чувствующего и понимающего зрителя, а потому не набор фактических сведений о жизни художника, о технике исполнения или иконографических источниках произведения должны составлять основу рассказа. Все это лишь средства, инструменты, использование которыхдолжно научить ребенка видеть и воспринимать произведения скульптуры, сформировать в его сознании целостный художественный образ произведения как результат воздействия не только педагога, выступающего в роли интерпретатора, но и, что представляется принципиально важным, организованного им процесса восприятия как сотворчества.
Необходимое условие полноценной подготовки к занятию, посвященному анализу скульптуры,— серьезное изучение источников и литературы. Особое значение имеют высказывания самого скульптора о рассматриваемом произведении, сведения об истории его создания и, что наиболее существенно, об общих проблемах искусства ваяния. Рассуждения скульптора о скульптуре необычайно важны, однако в данном случае мы сталкиваемся со сложнейшими явлениями: не только с авторским истолкованием проблем языка пластики, но и с анализом процесса формирования художественного образа в созна-
нии творца. В работе А.С. Голубкиной, озаглавленной: «Как создается скульптура. Несколько слов о ремесле скульптора» и адресованной ее ученикам, отмечены важнейшие этапы творческого процесса мастера. Теоретическое наследие ее современника, великого французского скульптора Антуана Бурделя — значительно шире и глубже, его беседы в школе Гранд Шомьер — не практическое руководство, но свободная импровизация гения. Однако оба сочинения при анализе скульптурных произведений имеют для нас значение источников как для рассмотрения творческого наследия их авторов, так и для изучения общих проблем этого вида искусства.
Понятие «источник» при анализе скульптуры, как и любого произведения искусства, достаточно широко. Оно включает, в первую очередь, сам памятник, его материал, технику и технологию изготовления, вопросы сохранности, наличие более поздних дополнений, сведения, касающиеся условий его бытования. Другую группу составляют графические и скульптурные эскизы, модели, авторские повторения.
Литературные и архивные источники наряду с весьма редко встречающимися теоретическими сочинениями скульпторов, включают их эпистолярное наследие, записки современников, отклики в периодике того времени, юридические документы, касающиеся условий заказа и его выполнения, перевода в материал, установки и т. п.
Оценки произведения потоками также не менее важны. Они позволяют проследить эволюцию взглядов людей последующих поколений на рассматриваемый памятник, выявить ее закономерности, попытаться представить себе, что видели они, какие особенности выделяли, и тем самым глубже понять анализируемое произведение; однако в контексте поставленной проблемы эти оценки и упоминания в художественной, искусствоведческой или краеведческой литературе, в записках и мемуарах и т. д. источниками не являются. Привлечение этого корпуса литературы при анализе памятника безусловно необходимо. Только на основе его изучения может быть выработана и сформулирована профессиональная художественная оценка, построена самостоятельная система анализа памятника. Сведения, полученные при изучении истории вопроса, могут быть использованы полностью или частично в зависимости от общего композиционного построения исследования. Некоторые из них — при рассмотрении авторского замысла, другие — при изложении сюжета, анализе художественных средств, вопросов стиля, способов художественного обобщения и т. д.
Таким образом, коснувшись некоторых, необходимых для искусствоведческого анализа аспектов, можно сделать следующий вывод: объективно существующий набор основных параметров исследования непременно присутствует в любой работе в различных композиционных комбинациях и в разной степени развития, зависящей от ха-
рактера рассматриваемого произведения, специфики жанра изложения, особенностей авторского восприятия.
В ходе занятия, почувствовав, что интерес слушателей начинает ослабевать, что они устали, отвлекаются, учитель должен использовать в своем рассказе примеры, эпизоды из жизни художника, из истории создания или бытования произведения, которые, не нарушая изложения материала, дадут небольшой отдых аудитории и в то же время послужат дополнительным импульсом для дальнейшего развития темы. Однако лучше уже изначально стараться строить анализ памятника так, чтобы в нем чередовались различные подходы куму и сердцу слушателей.
В качестве примера обратимся к анализу надгробия E.G. Куракиной работы И.П. Мартоса, мраморный оригинал которого находится в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры; одна из заменивших его отливок — в Некрополе XVIII века, а другая — в Государственном Русском музее. Естественно, условия экспозиции и оригинала, и отливок исключают возможность копирования их учащимися. В данном случае допустим предварительный рассказ о творчестве И.П. Мартоса, в первую очередь, в области мемориальной скульптуры, о личности Елены Степановны Куракиной. При этом хорошо бы показать школьникам репродукции с портретов Куракиной и ее сыновей: Александра Борисовича и Алексея Борисовича, заказавших памятник и изображенных скульптором на его пьедестале. Самостоятельную тему, а, возможно, и целое занятие должен составить разговор о развитии мемориальной темы в искусстве. Предварительный рассказ позволит, с одной стороны, в достаточной степени подготовить и заинтересовать учащихся, а с другой — сэкономить время занятия в музее для более углубленного рассмотрения художественно-пластических особенностей памятника.
Разумеется, лучше всего показать детям подлинник. В Благовещенской церкви он расположен так, что круговой обход невозможен, зато потом, при посещении Некрополя XVIII века, интересно поговорить о памятнике на примере отлива, установленного на его прежнем месте. Условия экспонирования мраморного надгробия Куракиной и его отлива в Музее Городской скульптуры позволяют в ходе анализа затронуть такие кардинальные проблемы скульптуры, как роль художественных материалов, особенности восприятия скульптуры вчш-терьере и на открытом воздухе, коснуться вопросов разрушения мрамора, понятия «патина времени» и т. д.
К сожалению, далеко не всегда у педагога есть возможность работать непосредственно с оригиналом, но и гипсовый отлив хорошего качества дает широкие перспективы для серьезного, глубокого разговора о специфике скульптуры. Не случайно многовековая традиция обучения во всех европейских Академиях художеств была основана на
детальном анализе и копировании слепков. Обратимся и мы к гипсовому слепку с надгробия E.G. Куракиной из собрания Русского музея.
Итак, школьники вошли в зал Русского музея, где экспонируется памятник. Они уже знают, кому он посвящен, кем заказан, когда исполнен. Лучше всего сначала рассмотреть его в фас, просто объяснив значение аллегорической фигуры Благочестия, склонившейся над портретом усопшей, обратить внимание на медальон с профилем E.G. Куракиной, форму пьедестала и украшающий его рельеф.
Затем можно начать разговор о роли портрета в общем композиционном решении памятника, отметив, что профильное изображение наиболее адекватно основной мемориальной функции надгробия, подчеркнув, что портрет исполнен в ином масштабе, чем аллегорическая скульптура и рельеф, что имеет значение не только в художественном, но и в символическом плане. Следует напомнить учащимся прижизненные портреты E.G. Куракиной и сравнить их с работой И.П. Мар-тоса, исполненной через двадцать лет после ее смерти, подчеркнув особенности ретроспективного портрета. Тема портретности может быть развита на примере рельефа на пьедестале, где фигуры юношей в античных одеждах изображают не сыновей умершей, но пафос сыновьей скорби и братской любви. Завершить тему следует рассмотрением ее в наиболее широкой постановке: надгробие как своеобразный портрет, где личность умершего характеризуется и текстом надписи, и формой пьедестала, напоминающего саркофаг, и аллегорической фигурой, и атрибутами, и, наконец, собственно портретом.
Далее уместно обратиться к рассмотрению вопроса о пропорциональном соотношении фигуры и пьедестала, напомнив истоки подобных композиций в искусстве эпохи Возрождения, а говоря о позе плакальщицы, привести в качестве аналогии и прообраза «Ночь» Мике-ланджело.
Аллегорическая фигура Благочестия, плачущая над медальоном с изображением E.G. Куракиной, является основной в смысловой и композиционной доминантой надгробия. Подробно анализируя ее, следует обратить внимание слушателей на то, что И.П. Мартос так разместил фигуру в пространстве, что при восприятии ее в фас зритель получает практически полную информацию, «прочитывает» сюжет, видит завершение движения основных пластических масс. Решенная объемно, скульптура развернута подобно египетскому рельефу, так что верхняя половина тела обращена к зрителю в фас, а ноги — в профиль. Склоненная голова не дает возможности рассмотреть лицо плакальщицы, но жест скрещенных рук, опирающихся на медальон, привлекает взгляд к лицу усопшей.
Особое внимание при анализе скульптуры надо уделять драпировкам, ритму их движения, игре света и тени в перепадах объемов, контрасту в передаче фактуры ткани и обнаженного тела, их формооб-
разующей роли в создании силуэта фигуры. Можно предложить учащимся мысленно представить себе расположение складок с задней стороны памятника, а потом обойти его и посмотреть, как разворачивается изображение в пространстве. Учащиеся сами заметят, что со спины фигура Благочестия почти не моделирована, отсутствует детальная проработка формы, сюжетная линия произведения не получает развития. При взгляде с торцов ракурсные искажения столь значительны, что возникает необходимость отойти на большое расстояние, чтобы вугол зрения попала вся фигура. Убедившись в этом, можно снова вернуться к месту, позволяющему видеть памятник в фас, и тогда объяснить причину такого явления традицией размещения мемориальных сооружений на фоне стены, что исключало возможность кругового обхода и сближало пластические задачи построения круглой скульптуры и рельефа. Эти реминисценции прослеживаются в надгробии £.С. Куракиной со всей очевидностью. Их следует отметить, ибо анализ произведения ни в коем случае не должен быть только комплиментарным. Главная его задача — научить видеть и понимать скульптуру, закономерности эволюции ее типологии и пластики.
Рассмотрев размещение в пространстве и особенности построения круглой скульптуры, логично обратиться к рельефу, сравнив принципы построения изображения портретного медальона и фигур скорбящих юношей. На примере рельефа пьедестала можно предложить учащимся обратить внимание на закономерности уплощения формы. Это задание заставит их увидеть изменения в высоте рельефа при изображении различных частей фигур, сознать необходимость такого построения с учетом различных ракурсов восприятия памятника.
Разговор о пластических особенностях рельефа закономерно подведет к теме его роли в общем композиционном решении надгробия. Здесь задача педагога состоит в том, чтобы объяснить, как позы фигур рельефа на пьедестале обусловливают восприятие его общего объема по отношению к лежащей фигуре плакальщицы. Для закрепления в сознании учащихся этого достаточно сложного явления взаимодействия архитектурных и скульптурных форм можно не только обратиться к аналоговому материалу из области мемориальной скульптуры, но и предложить им вспомнить городские монументы, например, памятник Минину и Пожарскому. Такой прием позволит детям не только легче усвоить материал, но и немного отвлечься. Тогда возвращение к основной теме занятия позволит перейти к выводам, к обобщению основных вопросов, о которых шла речь.
В данном случае перед учителем возникает очень сложная задача: направить процесс восприятия памятника от анализа к синтезу, к формированию не только в сознании, но и в душах слушателей целостного художественного образа произведения. Решить ее может постепенное «собирание» памятника, последовательное краткое напоминание обо
всем сказанном и увиденном, но школьники уже устали, внимание начинает рассеиваться... Попытайтесь его сосредоточить обращением к сущности мемориального произведения — теме жизни и смерти, любви и скорби. Пусть потом слушатели забудут какие-то детали занятия: дату создания надгробия или рассуждения учителя о значении жеста рук плакальщицы, но результатом процесса восприятия как сотворчества станет художественный образ произведения, обретшего в истории русского искусства значение символа. Финалом занятий может стать разговор о проблеме стиля, об антикизации как способе художественного обобщения.
Возможны любые варианты, ибо предложенный путь рассмотрения памятника лишь один из многих. Об одном и том же произведении каждый раз вы будете рассказывать по-разному. Изменится ваше отношение к нему, состав аудитории, но всегда в любом профессиональном разговоре должно присутствовать стремление к прочтению вещи на ее языке. В данном случае — на языке скульптуры.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Назовите основные скульптурные материалы
Какие металлы используются для создания скульптуры?
Какими качествами отличается мраморный оригинал от гипсового отлива?
Расскажите об использовании воска в скульптуре
5. Для каких целей в скульптуре используется каркас^
6. Как соотносятся композиция, конструкция и каркас в памятнике Петру I
Э М. Фальконе?
7. Чем отличается копия от слепка3
8. Расскажите о способах перевода скульптурной модели в твердые материалы.
9. Расскажите о значении патины в бронзовой скульптуре (с точки зрения естест
венной защиты материала в условиях хранения на открытом воздухе и в связи с особен
ностями восприятия).
10. Чем отличается восприятие мраморной скульптуры в парке и в музейной экс
позиции?
11. Сравните условия экспозиции скульптуры в античных залах и в зале О. Роде
на в Эрмитаже.
13 14. |
12. Определите роль и функции цвета в мраморной античной скульптуре.
Что роднит скульптуру с архитектурой3
Что такое монументальность скульптурных форм?
15.Дайте определение понятия «памятник».
16.Какими функциями может обладать городской монумент?
17.Назовите известные вам формы пьедесталов и определите их роль и значение
в создании художественного образа памятников
18 Какова роль рельефов в пьедесталах городских монументов и мемориальных сооружений?
19. Какова роль рисунка в построении композиций рельефов? 20 Какие типы рельефов известны вам3
21.Приведите примеры и дайте определение понятия «живописность», «живо
писная трактовка формы» по отношению к скульптуре.
22.Почему языческие религиозные представления получили наиболее яркое во
площение в скульптурных формах3
23 Приведите примеры портретных изображений в монументальной, монумен-декоративной ч <_танкивий скульптуре
24.Приведите примеры воплощения исторической темы в монументальной, мо
нументально-декоративной и станковой скульптуре.
25.Приведите примеры использования скульптуры для раскрытия темы триумфа
в архитектурных сооружениях.
ЗАДАНИЯ
1. Сравните особенности восприятия отливов античных статуй Геркулеса и Фло
ры на фасадах Академии художеств, Камероновой галереи и Михайловского замка.
2. Проанализируйте композиционную роль произведений русских скульпторов
конца XVIII века в ансамбле Большого каскада в Петергофе, попытайтесь выявить ос
новные средства, определяющие единство художественного образа ансамбля,
3. Сравните пластические особенности работ Ф.И. Шубина, представляющих
прижизненные и посмертные портреты.
4. Рассмотрите специфику взаимодействия категорий «пространство» и «время»
в скульптурном ансамбле Аничкова моста.
5. Проследите эволюцию пространственных построений в мемориальных соору
жениях И.П. Мартоса.
6. Раскройте программу аллегорических рельефов Летнего дворца Петра I.
7. Рассмотрите проблему аллегорической и символической трактовки образа в
скульптуре на примерах памятников искусства эпохи барокко и классицизма.
8. Проанализируйте особенности изображения скульптуры в произведениях рус
ской живописи второй половины XVIII — начала XIX века.
9. Объясните, какие художественные средства использовали A.M. Опекушин и
М.К. Аникушин при создании образа А.С. Пушкина.
10. Проанализируйте портреты Петра I и АД Меншикова работы К.Р. Растрел
ли из собрания Эрмитажа в различных аспектах {с точки зрения их типологии, возмож
ной парности, выражения социальной программы, способов обработки поверхности
формы и т. д.).
11. Рассмотрите проблему исторических портретов на примере памятника, ис
полненного по проекту М.О Микешина
12. Сравните пути и способы художественного воплощения образа Ивана Гроз
ного в творчестве М.М. Антокольского и мастеров живописи его времени.
13. Приведите примеры использования традиций античной скульптуры в русском
искусстве Нового времени (в аспекте «цитирования» античных фигур, поз и жестов, ис
пользования принципов руинирования скульптуры, обращения к антикизации как спо
собу художественного обобщения).
14. Проследите этапы работы К.Б. Растрелли над образом Петра I.
15. Раскройте проблему портретное™ в монументальной скульптуре на примере
изображения исторического персонажа (Петра I, Екатерины II, А.В. Суворова и т. п.).
Что может считаться портретным в их изображениях: лицо, фигура, поза, жест, костюм
и т. д.?