double arrow

Градостроительство


В разных странах, при разном уровне развития производительных сил, разных местных условиях и традициях, средневековые города чрезвычайно разнообразны. Но между ними можно отметить и общие черты. К ним относятся, в первую очередь, процесс возникновения городов и их местоположение.

Материальную основу зарождения городов в раннем средневековье составляло развитие ремесел и торговля. Но при этой единой основе конкретные условия формирования городов были различными.

Города возникали у подножия феодальных замков, около монастырей. Они вырастали и на новом необжитом, но удобном с точки зрения торговли и обороны месте, или создавались центральной властью специально для борьбы с местными феодалами (так называемые «королевские города»).

Основные торговые пути в Европе проходили по ее крупнейшим рекам, поэтому города, как правило, возникали на водных путях.

Общая для многих городов средневековья черта заключалась в том, что они были укреплены. Поэтому города чаще всего сооружали в треугольнике при слиянии рек и таким образом они оказывались защищенными с двух сторон. Природные условия дополнялись искусственными укреплениями – рвами, валами, каменными стенами с городскими воротами и башнями.

Необходимость размещения растущего населения на ограниченной стенами территории вело к скученности застройки.

Большинство городов средневековья застраивалось стихийно. Но именно в готическую эпоху закладывались и города с регулярной, прямоугольной сеткой улиц («новые города» во Франции, «королевские города» в Чехии). Те города, которые возникали на месте старых городов или военных лагерей античного Рима, сохраняли хотя бы незначительные элементы регулярной планировки.

В городах средневековья существовали лишь зачатки городского благоустройства.

Жилые дома. Скученность застройки определила узкую и глубокую форму участков с жилыми домами. Дома, покрытые двускатными крышами, выходили на улицу чаще всего торцевыми фасадами, завершенными щипцами или фронтонами, и вплотную примыкали один к другому. Исключение составляли лишь дома богатых патрициев и то лишь в более богатых итальянских и французских городах.

В период готики совершился переход от деревянного строительства к каменному. (Деревянные дома часто горели). Хотя господствующим видом рядовых построек в Северной и Центральной Европе в 13-14вв. оставался фахверк.




Жилые дома имели несколько этажей. На первом этаже обычно размещались мастерские, здесь же велась торговля. Крутая винтовая лестница вела на второй этаж, где размещались жилые комнаты. Количество этажей доходило иногда до 4-5.

Жилище феодала обычно находилось в стороне от общей городской застройки.

Жилая застройка в большой мере обуславливала общий облик города, в разных странах имевших свои особенности.

Общественные здания. Из общей массы рядовой застройки выделялись ратуши, здания цехов и церкви.

Важную часть градостроительных мероприятий того времени составляло строительство мостов. На мостах в городах Италии и Франции часто строились небольшие лавки торговцев, ремесленников и менял.

В раннем средневековье вся духовная культура была сосредоточена в монастырях. Начало расцвета городов в готическую эпоху принесло с собой значительные изменения.

С конца 12в. увеличилось число школ, открывавшихся духовенством в городах. Возникают первые университеты (в 11в. был основан болонский, а самым крупным был парижский, в 1348г. был основан пражский).

Архитектура, которая ранее была делом монастырских орденов или крупных феодалов, становилась в новых, свободных городах делом городской коммуны. Соборы становятся не только местом богослужения, но и местом собраний, торжеств.



В эпоху готики архитектор выделился из среды ремесленников. Начиная с 13в. в больших соборах стали увековечивать имена зодчих, помещая в соборах их портреты.

Строительство больших соборов осуществлялось при цеховой системе организации труда. Во главе строительства стоял главный мастер-каменщик со своими помощниками. В цеховую организацию входили резчики по камню, каменотесы, плотники, резчики по дереву, кузнецы, паяльщики, штукатуры, маляры, стекольщики. Профессиональная замкнутость цехов, особенно характерная для Германии 14в., поддерживалась передачей мастерства из поколения в поколение, заключением браков между семьями одного цеха. Так образовался ряд архитектурных семейств, которые в течение многих десятилетий обслуживали целые области.

В массовом строительстве, в народном жилище и в эпоху готики основным строительным материалом оставалось дерево. Но дошедшие до нас уникальные памятники готики строились все из камня, а в некоторых областях (Нидерланды, Северная Германия, Ломбардия, отчасти юго-запад Франции) – из кирпича.

Новые конструктивные задачи требовали более тщательной обработки камня, чем это было в романских зданиях.

Экспериментаторство чрезвычайно характерно для готического зодчества. В процессе развития готики, например, несколько раз менялась форма контрфорсов. Менялись и формы аркбутанов. Готические мастера постоянно искали новые и новые приемы, неустанно совершенствовали свое искусство. Это – один из важнейших моментов в их творчестве, сделавший их произведения живыми и индивидуальными.

По мере того как собор становится господствующим типом городского культового здания, в нем постепенно отмирают черты, получившие преимущественное развитие в монастырской церкви.

План сохраняет продольную вытянутую форму с акцентированным средокрестием. Однако, столь характерное для романских церквей развитие трансепта, которое отражало специфику богослужения в церкви, где преобладающее место занимали монахи, и где организация пространства была подчинена ритуалу монашеского ордена, в готическую эпоху уступает место противоположным тенденциям: слабо выступающий трансепт то зажимается между капеллами (собор в Париже), то его пространство сливается с пространством хора (Амьен). Иногда трансепт вовсе отсутствует. Крестообразность плана постепенно исчезает.

Далее готика отказалась от крипт, исчезает и нартекс. Зато обход хора и венец капелл стали почти обязательными элементами готического плана, что в свою очередь привело к увеличению хоровой части здания. Апсида хора – полукруглая в плане во Франции, прямоугольная в Англии.

Готические храмы строились базиликального типа (трехнефные, реже пятинефные) и зального типа. В строительстве соборов и больших монастырских и городских храмов ведущим типом оставалась трехнефная базилика.

Зальные церкви иногда строились трехнефными, сходные с зальными церквами романского периода на юге Франции. Реже встречаются двухнефные церкви, где столбы или колонны расставлены по центральной продольной оси. Небольшие сельские и приходские церкви в городах имели один неф с примыкавшим к нему хором.

Внутреннее пространство романской церкви носило замкнутый характер. Оно четко делилось на средний и боковые нефы, трансепт и хор. Подпружные арки так же четко делили нефы на отдельные отрезки – травеи.

Готические строители уничтожили как эту замкнутость, так и принцип противопоставления друг другу отдельных пространственных звеньев

.

Готические культовые здания отличаются довольно большим разнообразием, обусловленным рядом обстоятельств, начиная от назначения постройки (кафедральный собор, приходская или монастырская церковь и т. д.) и кончая национальными и местными архитектурными традициями.

Большое влияние на готическое зодчество всех европейских стран оказали типы готических соборов Шартра, Реймса и Амьена. (Рис.194, 195, 196). Огромное тело здания в этих соборах охватывается с боковых фасадов и со стороны апсиды открытой системой контрфорсов и аркбутанов.

Аркбутан– наклонная полуарка, передающая усилие распора сводов на контрфорсы.

Контрфорс– (фр. contrefort – противодействующая сила) – вертикальный выступ или ребро, усиливающее основную несущую конструкцию и воспринимающее усилие распора от сводов.

Апсида хора имеет двухъярусное членение с большими витражными окнами, занимающими все пространство между устоями. Средокрестие завершено высоким остроконечным декоративным шпилем. Средний неф покрыт двускатной крышей, боковые нефы – односкатной. Слабо выступающий трансепт имеет богато украшенные порталы (или портал), над которыми часто размещены огромные круглые окна – «розы».

Главный западный фасад, обычно двухъярусный, имеет по сторонам две мощные башни, четырехугольные в плане и в некоторых случаях завершенные восьмигранным шпилем. Главенствующее место в первом ярусе фасада занимают скульптурно обработанные глубокие перспективные порталы. Среднюю секцию верхнего яруса, отвечающую среднему нефу, целиком заполняет окно – «роза», по бокам которого располагаются высокие окна. Между башнями наверху – арочная галерея или ажурный фронтон.

Для зальных церквей, а также для некоторых немецких базилик, типична одна башня, завершающая западный фасад (Альби, Фрейбург, Ульм); иногда появляются башни над трансептом, рядом с боковым порталом (Лан, Вена, Прага). В Англии мощная башня над средокрестием является обязательным элементом композиции (Линкольн, Солсбери и др.). Иногда отсутствует столь характерное окно – «роза», и фасад получает более дробное членение (в Англии и в Испании). Иногда сохраняется более близкая к романскому типу храмов трактовка фасадов (в Италии). Контрфорсы и аркбутаны часто сводятся к минимуму (Англия, Италия), увеличивается число башен (Англия). (Рис. 197).

Во французских соборах башни не примыкают в качестве особых частей к основной массе, а органично из нее вырастают. Готические башни, в отличие от романских, прорезаны большими сквозными проемами.

Снаружи башен в месте перехода к восьмерику по углам квадрата обычно стоят небольшие остроконечные башенки – фиалы или портики с высокими фронтонами - вимпергами. Башни всегда суживаются и облегчаются кверху, даже в том случае, если они не завершены шатром.

Конструктивная система соборов зрелой готики представляет собой пространственный каркас, состоящий из четырех основных связанных друг с другом элементов – опор (столбов, колонн, пилонов), перекрытий в виде нервюрных сводов стрельчатой формы, контрфорсов, вынесенных за пределы стены и аркбутанов. Стена сведена к минимуму и играет роль заполнения. (Рис. 198).

Опоры. Простейшую форму опор представляет собой унаследованный от романской архитектуры цилиндрический столб, поставленный на квадратный цоколь и круглую подушку и завершенный капителью. (Рис. 199(1)).

Этот тип столбов применялся почти во всех соборах 12в.

Следующий по времени тип опоры – тот же цилиндрический столб, но с приставленными к нему с 4-х сторон тонкими колонками. (Рис. 199(2)).

Высота столба, как правило, увеличивается, что придает ему большую стройность (Амьен, Реймс). Приставные («служебные») колонны строятся как бы по ярусам и пока еще не повторяют профилировки нервюр свода. Опора в целом еще сохраняет самостоятельный характер и не сливается с элементами несомого свода. Но тенденции развития готической опоры ведут к слиянию несущих и несомых элементов, которое намечается в так называемом «пучке колонн», где служебные колонны, приставленные к основному столбу, превращаются в равноправные элементы опоры.

Нервюры свода и профили архивольтов арок переходят в соответствующие им служебные колонки, а слабо развитая капель или декоративный поясок лишь отмечает переход от опоры к нервюре и арке. Но «пучок колонн» лишь в общей форме повторяет профилировку нервюр.

Следующий тип колонн уничтожает и эти последние остатки самостоятельности несущих и несомых элементов. Начинается формальное перерождение тектонических принципов готики: происходит дальнейшее дробление служебных колонн, и тем самым усложняется профилировка опоры, отдельные части которой свободно сливаются с нервюрами свода.

В других случаях, опора снова превращается в гладкий цилиндрический столб, но лишенный капители. Его верхняя часть разветвляется веерообразно, и нервюры «врастают» в тело столба. Зрительно опора целиком сливается со сводом, приобретается вид опущенных до базы и сросшихся нервюр (поздняя готика).

Опоры среднего нефа базиликальных храмов связаны между собой в продольном направлении арками в первом ярусе, арками окон в верхнем ярусе и арками трифория – в среднем. Эти арки распирают опоры в продольном направлении и придают им взаимную устойчивость.

Готический свод, как правило, представляет собой крестовый свод на нервюрах стрельчатой формы (в продольных аркадах применялись и полуциркульные арки). Наиболее простой квадратный или прямоугольный в плане свод опирается на два пересекающихся ребра и четыре арки. Диагональные рёбра имели, особенно в 12в., полуциркульное очертание, а продольные и поперечные ребра - стрельчатую форму. Эти рёбра (нервюры) составляют конструктивный скелет свода; они сложены из прочного камня в отличие от заполнения между рёбрами - распалубок, состоящих из лёгкого, менее прочного материала (Рис. 200, 201).

При описанной системе свод образуется из 4–х распалубок (четырёхчастный свод) и годен для перекрытия небольших пространств прямоугольных в плане. Введение дополнительной нервюры по поперечной оси свода привело к расчленению его на 6 распалубок (Рис. 202 (1)). Получилась система, при которой четырем травеям двух боковых нефов соответствует одна травея среднего нефа, перекрытая шестичастным сводом. Примерами такой системы могут служить своды большинства французских соборов 13 в. (Рис. 203).

Дальнейшее усовершенствование системы сводов состояло в том, что большой квадрат травеи среднего нефа поперечной аркой был разбит на два прямоугольника, каждый из которых равняется двум травеям боковых нефов по его сторонам (Рис. 202 (2)). Такая система применялась с начала 13 в. (Амьен, Реймс и др.). Апсиды перекрывались сводом, опиравшимся на радиально расходящиеся нервюры (Рис.202 (3)).

На этой простейшей основе выросли все дальнейшие усложнённые типы готических сводов, из которых наиболее простой – звёздчатый свод. Дальнейшее развитие звёздчатого свода привело к появлению сетчатого свода. Сетчатые своды в разных вариантах и в комбинации со звёздчатыми сводами широко применялись в 15в., когда они получили преимущественно декоративную трактовку (Рис. 204).

Готические строители разрешили задачу уравновешивания распора сводов при помощи контрфорсов – самостоятельных элементов конструкции, вынесенных за пределы здания (Рис. 199 (3), Рис. 205).

Распор передавался на контрфорсы через аркбутаны, которые обычно находятся над крышей боковых нефов, но иногда (особенно в английской готике) скрыты под нею. В конструктивном отношении аркбутаны представляют собой дальнейшее развитие полусводов боковых нефов. (Рис. 206).

Контрфорсы раннеготических памятников обычно имели ступенчатую форму.

Позднее эта громоздкая форма контрфорсов была вытеснена более стройной формой со слабо выраженными уступами. В развитой готике контрфорсы увенчаны небольшими башенками - пинаклями, которые, помимо декоративного назначения, имеют и конструктивный смысл – они увеличивают вес контрфорса и придают ему большую устойчивость.

Аркбутаныстроились в один или два яруса, в один или два пролёта. В больших соборах с особенно высоким средним нефом обычно применялась двухъярусная система, в невысоких постройках – одноярусная. Двухпролетные аркбутаны применялись чаще в больших пятинефных соборах, хотя и в этом случае не исключалась однопролётная система.

Неотъемлемую часть наружного облика готического собора составляет декоративное – в первую очередь скульптурное – убранство. Тектоническая основа здания часто выступает в богатой пластической одежде. Но скульптура не затушёвывает тектоники здания, а, наоборот, подчёркивает её. Украшающие здание скульптурные фигуры, место которых оправдано тематически, одновременно имеют тот или иной конструктивный или композиционный смысл: акцентируют вход, зрительно облегчают вес данной части здания, служат водостоками и т.п.

Готические соборы, особенно соборы Франции, дают примеры высокого понимания синтеза архитектуры, скульптуры, изобразительного и декоративного искусства, в частности живописи на стекле.

Рёбра пирамидки (башенки-пинакли) на контрфорсах украшались завитками – «краббами», а вершина пирамидки - так называемым «крестоцветом». (Рис. 207).

Над оконными проёмами, особенно в 14в, воздвигались сквозные декоративные фронтончики – «вимперги». Рёбра вимпергов украшались мотивом «ползучих» бутонов или, позднее, листьев – «краббами». «Фиалы», «вимперги», «краббы» (Рис. 208), «крестоцветы» вместе с повторяющимися в различных формах стрельчатыми арками и с тонкими, вытянутыми колонками оконных переплётов, наличников и балюстрад галерей создают впечатление ажурности и бесконечного разнообразия вертикальных линий, столь характерное для готики.

Готические окна применялись двух типов: прямоугольные с арочным завершением и круглые окна–«розы». Они имели ажурные переплёты криволинейной формы. (Рис. 209). Окна–«розы» применялись уже в романской архитектуре, но широкое распространение они получили в эпоху готики.

Готические окна заполнялись витражами (Рис. 210, 211, 212).

Западный фасад собора обычно имел три глубоких перспективных портала, имеющих арочное завершение. Они широко применялись уже в романской архитектуре, но готика довела их пластическую выразительность до высшей степени совершенства. (Рис. 213).

По сравнению с богато декорированными интерьерами английских и особенно испанских соборов, с их чрезмерной дробностью форм, интерьеры французских соборов ранней и развитой готики просты и лаконичны. Свободно устремляющиеся вверх профилированные опоры, смело очерченные нервюрные своды, аркады трифорий, ажурная поверхность заполненных разноцветным стеклом окон создаёт законченное художественное целое.

В архитектурной взаимосвязи опор и нервюр большое значение имела профилировка, облегчавшая вес камня в наиболее ответственных частях здания (Рис. 214).

Профилировка несущих и несомых частей взаимообусловлена. Пята архивольтов боковой аркады среднего нефа обычно упирается в капитель. Орнаментация капители ограничена почти исключительно растительными мотивами (Рис. 215).

Профилировка архивольтов арок и нервюр сводов в одном и том же памятнике строится по единому принципу. Налицо рост усложнений форм в ходе развития готики (Рис. 216).

Однако, перейдя определённую грань художественной меры и такта, это богатство легко превращается в вычурность (хор собора в Солсбери).

Нервюры в точке пересечения объединяются замковым камнем. Замковый камень романских арок не выделяется из ряда остальных камней арки. В готических сводах, где сходятся 4 или 6 нервюр, замковый камень играет более ответственную роль. (Рис. 217).

В готическом соборе был создан совершенно новый архитектурный образ. Он вызывает представления, в которых сливаются ощущения покоя и движения, устойчивости и лёгкости, реальной правды и не считающегося с реальностью воображения.

Готическая каркасная система не механически строится на принципе статики вертикальных и горизонтальных несущих и несомых элементов, а даёт новый принцип соединения вертикальных опор, плавно перерастающих в объединяющие их нервюры сводов.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: