Зрелая готика. (13-14вв.)

Период зрелой готики во Франции разделяется на 2 этапа, которые довольно точно обозначаются 13 и 14 вв. 13в. – время наивысшего подъёма, век создания зрелых произведений. 14в. - период достроек и нарастания декоративных тенденций.

13в. во всех отношениях был веком расцвета Франции. Общий подъём в хозяйственно – политической и культурной жизни страны создал ряд благоприятных предпосылок и для расцвета архитектуры. К этому времени относится создание трёх основных произведений зрелой готики во Франции – соборов Шартра, Реймса и Амьена, в которых в концентрированном виде выражены все лучшие достижения ранней и зрелой готики.

Собор в Шартре (Рис. 194, Рис. 242, 243). Строительство собора началось в 1194г. после уничтожения пожаром старого собора, продолжалось до 1225г., а доделки – до 1260г.

В развитии готики шартрский собор является важнейшей ступенью. Особенность его плана заключается в значительном увеличении пространства хора, вызванном необходимостью разместить в хоре собора большое количество певчих, и в перемещении алтаря в глубину апсиды. (Рис. 244).

Трансепт, отодвинутый к западу был расчленён на три нефа и стал просторнее (Рис. 245). Боковые нефы хора (обходы) сделались шире, чем в ранней готике, в них свободно вливается пространство трансепта. Нефы утратили коридорообразный вид, значительно улучшилась обозреваемость происходящих в хоровой части церемоний.

Средний неф, в отличие от собора в Лане, имеет трёхъярусное членение.

Шартрский собор – первый из больших соборов готики, где галерея сужены, что позволило улучшить освещение путём увеличения высоты аркад и окон. Иными стали опоры, получившие форму цилиндрического столба с приставными колоннами (Рис.199).

Начиная со второго яруса опоры имеют более дробное членение и состоят из 5 служебных колонн, по профилировке соответствующих профилям нервюр.

Все своды и арки имеют стрельчатую форму.

Если в интерьере Парижского собора каждый ярус ещё имеет самостоятельное композиционное значение, то в соборе Шартра выступает уже единый композиционный ритм, проходящий в опорах через все три яруса.

Вместо сопоставления частей – композиционная расчленённость целого – особенность архитектурной системы соборов зрелой готики (Рис. 246, 247).

Внешний вид шартрского собора, особенно его западного фасада, во многом сохранившего романские черты (Рис. 242), находится в контрасте с его готическим интерьером.

Узкая портальная часть занимает лишь среднюю треть фасада и зажата между двумя самостоятельными башнями, которые фланкируют основное тело храма, как это было в большинстве романских построек. Как в средней части, так и в башнях доминирует стена, плоскости которой оставлены гладкими. По романски узки оконные проёмы башен. Перспективные порталы близко придвинуты друг к другу. Статуи в нижней части порталов ещё сохранили характер скульптурно - обработанных столбов. В этих вытянутых, фронтально поставленных фигурах ещё очень робки попытки вдохнуть жизнь в инертный камень, придать ему форму и движение. Тимпаны порталов украшены барельефами (Рис. 248).

Больше мягкости и свободы в скульптурах на портиках трансепта, исполненных позднее (Рис. 249).

Шартрский собор имел 146 витражей (18в.), которые принадлежат к лучшим образам в мировом искусстве (Рис. 212; Рис. 250, 251).

Собор в Реймсе является наиболее ярким памятником зрелого периода французской готики. «Благороднейший из всех соборов Франции», как о нём сказано в одном из документов Карла VIII. Собор был традиционным местом коронации французских королей (Рис. 195, Рис. 252, 253).

Готический собор был заложен в 1211г. на месте романского, сгоревшего годом ранее. В основном был закончен к концу 13в. Собор представляет собой целостное, построенное по единому плану здание, т.к. строители, в отличие от зодчих шартрского собора, совершенно не считались с остатками романской постройки.

План реймского собора близок к плану собора в Шартре, но более гармоничен. Западная трёхнефная часть ведёт к трёхнефному же трансепту, который свободно вливается в широкий хор, завершённый венцом из 5 капелл (Рис. 254).

Структура интерьера – та же, что и в соборе Шартра: трёхъярусное членение по вертикали, отсутствие галерей. (Рис. 255, 256). Между продольной аркадой среднего нефа и верхними окнами на большой высоте расположены трифории.

Своды, стрельчатого очертания, с повышенной стрелой подъёма, опираются в среднем нефе на круглые столбы с четырьмя приставными колоннами (Рис. 257). Капители лишь отмечают переход от ствола к арке, от нижней части столба к более профилированной верхней зоне. Капитель широкой лентой охватывает все части усложнённых приставными колоннами столбов среднего нефа, подчёркивая этим единство всех составных частей.

От всех предшествующих соборов реймский собор отличается большей стройностью пропорций, лёгкостью масс и богатством декоративных элементов, при полном сохранении ясности композиционной структуры (Рис. 258).

Боковые фасады делятся по вертикали на 3 зоны. Нижняя зона цокольной части с основанием выступающих вперёд контрфорсов образует хотя и расчленённое, но мощное основание здания. Во второй зоне – контрастное сочетание тяжёлых вертикальных объёмов контрфорсов и лёгких вертикальных оконных проёмов. Наконец, третья зона образуется из верхней части контрфорсов с примыкающими к ним однопролётными аркбутанами и из ряда верхних окон среднего нефа. Лицевая сторона верхней части контрфорсов превращена в лёгкие двухколонные портики, завершённые остроконечными фиалами, по углам которых расставлены четыре пирамидки меньшего размера.

В портиках размещены статуи, карнизы портиков украшены скульптурами зверей, птиц, людей в полуфантастической и шаржированной трактовке. По рёбрам фиалов «ползут» краббы. Получается лёгкое, но логически ясное завершение, одновременно демонстрирующее всю структуру каркасной системы здания.

Северный фасад в зоне трансепта имеет портал в два пролёта с двумя дверями, разделёнными статуей папы Сикста (Рис. 259).

Этот портал скромнее западных порталов. Южный трансепт портала не имеет.

Западный фасад собора в Реймсе по богатству и количеству скульптур превосходит фасады Парижского и Амьенского соборов (Рис. 260). Здесь также сделан решительный шаг к преодолению тяжеловесной массивности оснований башен, к преобладанию вертикальных элементов. Стена присутствует только местами – в цоколе, в зоне, которая отвечает трифориям интерьера, и между окнами и венчающим карнизом. Во всех остальных частях стена уничтожена большими пролётами.

Вертикальные элементы не только преобладают численно, но и скомпонованы так, что врезаются в горизонтальные членения. Вимперги над порталами зрительно разрывают горизонтальную линию междуэтажного карниза, а фиалы контрфорсов – линию венчающую карниза.

Квадратные в плане башни, сплошь прорезанные проёмами, по углам фланкированы высокими арочными портиками, которые вместе с оконными проёмами придают им лёгкость, не разрушая, однако, их компактности.

Есть в фасаде парижского собора яруса, ясно отделённые друг от друга, поставлены чётко один над другим, то здесь они во множестве точек связаны между собой и переходят один в другой. Вертикальная направленность объёмов выражена уже в первом ярусе.

Важное композиционное значение в фасаде реймского собора имеют проёмы: глубокие порталы (глубина портала равна почти 6м), два окна – «розы», высокие окна.

Три портала западного фасада сближены и объединены. Впервые для лучшего освещения нефов, тимпаны порталов оставлены ажурными, а традиционное место рельефа с изображением «Страшного суда» в среднем портале занимает малое окно – «роза».

В стилистическом смысле и в отношении мастерства скульптура стоит на очень высоком уровне. Зарождавшийся реализм придал непринуждённость положению фигур, пропорции которых отходят от чрезмерной вытянутости раннеготических и романских статуй (например, собора в Шартре). Трактовка одежды становится более свободной, лица получают индивидуальную и психологическую характеристику (Рис. 261).

Из витражей 13в., заполнявших все окна собора, сохранились немногие. (Рис. 262).

Собор в Амьене – третий из замечательных памятников зрелого периода готики. Он был построен на месте сожжённого в 1218г. молнией старого здания (Рис. 263, 264). Строительство было начато в 1220г.

Образцом для строительства амьенского собора послужил шартский собор. Это – трёхнефная базилика с широким трансептом и развитой хоровой частью, окружённой венцом капелл, число которых доходит до семи, причём средняя из них сильно выдвинута вперёд (Рис. 265, 266, 267).

Трансепт имеет три нефа, а центр средокрестия, как и в соборе в Шартре, совпадает с серединой храма.

Амьенский собор – самый большой из соборов Франции. Его длина (внутри) – 118м (без выступающей средней капеллы), высота среднего нефа – 42,3м.

В соборе Амьена интерьер стал единым, плавно раскрывающимся внутрь, ввысь, во все стороны. Чрезвычайно проста композиция среднего нефа (Рис. 268): развитый карниз первого яруса делит общую высоту нефа пополам. Нижнюю половину занимает высоко поднятая продольная аркада. Верхняя половина нефа разделена на 2 части; нижнюю из них занимает пояс трифориев, а верхнюю – стройные высокие четырёхчастные окна.

Система опор и сводов – такая же, как в Реймсе. Своды - крестовые, стрельчатые, за исключением средокрестия, где применена простейшая форма звёздчатого свода. Травея – четырёхраспалубковая.

Основные опоры, как и в соборе в Реймсе, состоят из цилиндрических столбов с приставными колоннами. Профиль опоры постепенно усложняется кверху, получая дополнительные членения в виде приставленных к ней колонок.

Облегчённые нервюры с заострённым книзу профилем предвосхищают тип нервюр 14 – 15вв.

От замкнутости и разобщённости пространства романских построек - к объединению пространственных элементов и к сравнительной свободе их трактовки в парижском соборе – этот путь готика проделала больше чем за полвека. От парижского собора, через одновременные поиски при строительстве разных соборов 13в., готика пришла в амьенском соборе к тому классическому для неё построению пространства, при котором она во всех измерениях освободилась от технической скованности, сохранив, однако, тектоническую ясность и конструктивную определённость окружающих его масс, объёмов, линий.

Пластическая выразительность несущих элементов, ощущение свободы, которое даёт пространство, рассеянный свет, придающий мягкость объёмным формам, - всё это вместе создаёт теплоту тектонически законченной композиции интерьера.

Общая конфигурация западного фасада собора в Амьене обусловлена тем, что высота сравнительно узкого трёхнефного пространства значительно увеличена по сравнению с высотой сводов не только парижского, но и реймского соборов. Основной объём фасада получает расчлененность и как бы уступчатое построение, искусно замаскированное путём перехода одних частей в другие. Разная высота и форма башен, не нарушая единства композиции фасада, усиливает его динамичность.

На фасаде амьенского собора горизонтальные линии членения не перерезаны, как в соборе Реймса, но преобладает в нём всё же вертикальная направленность.

Окно – «роза» диаметром 9м поднято в самую верхнюю зону фасада и соответствует зоне сводов. Полоса парных окон второго яруса, которая воспринимается вместе с «галереей королей», соответствует полосе трифориев интерьера, сквозных в средней части.

В фасаде амьенского собора сочетаются два принципа – строгой тектоничности и свободной живописности, что приводит к пластически ясному и живому образу.

Порталы амьенского собора традиционны по расположению и тематике скульптур Средний портал посвящён теме «Страшного суда». (Рис.213).

В применении скульптурных украшений амьенский собор не так богат, как реймский, и уступает ему по качеству скульптуры. В амьенском соборе, как и в предыдущих, широко применялись окна с витражами.

Амьенский собор, вместе с одновременно строившимся собором Реймса, является вершиной готического искусства Франции. Он оказал огромное влияние на мастеров готики и в других странах.

2.2.3. Поздняя готика (конец 14 – 15 вв.)

14в. – мрачная пора в истории Франции. Столетняя война, военные поражения, крестьянские восстания, междуусобицы, чума и другие события тяжело отразились на всей жизни страны. С трудом собранное государство вновь начало распадаться. Большие территории его захватила Англия, и только в начале 15в. началось их объединение.

В это время заканчивались начатые раньше постройки или перестраивались и достраивались уже выстроенные здания (башни реймского, боковые капеллы амьенского соборов).

В 14в. господствовал «лучистый» стиль французской готики, но ничего нового создано не было. Период поздней готики начался во Франции к концу 14в. и продолжался весь 15в.

Основные особенности архитектуры этого периода сводятся к следующему.

Каркасная система, ставшая основой строительства крупных храмов в предыдущем периоде, начинает трактоваться с точки зрения уже не её тектонических, а главным образом декоративных возможностей. Зодчие в своём стремлении максимально облегчить объёмы и массы стали их зрительно растворять в декоративных формах или маскировать декоративными элементами.

Как следствие этого, умножается количество декоративных деталей и членений, которые теряют тектонический смысл. В частности, характерно увеличение числа членений окон и усложнение рисунка их переплётов, приобретающих криволинейные, вытянутые, «пламенеющие» формы или формы «рыбьего пузыря», увеличение количества фиалов, вимпергов, превращение капителей в декоративные пояса с натуралистическим растительным орнаментом.

Начинают применяться арки различного очертания, стрельчатая арка перестаёт быть непременным атрибутом готики. Во Франции основным сводом остаётся крестовый, но и здесь начинают применять звёздчатые и сетчатые своды.

Одновременно с этим нарастает и другая – противоположная – тенденция: стремление к упрощению форм и отдельных элементов. Столб, нередко без капители, переходит в архивольт и в нервюры; гладкий ствол как бы постепенно разветвляется или нервюры упираются в небольшие кронштейны. Вертикализм и линеарный характер композиции становится господствующим.

Некоторые из этих черт, взятые отдельно, можно было наблюдать и в более ранних постройках 14в., но характерными для готических сооружений они стали лишь с конца 14в.

К позднеготическим памятникам Парижа относится башня Сен Жак (Рис. 269, 270). Это единственная сохранившаяся часть монастырской церкви Сен Жак, построенной в 1508 – 1522гг. До возведения Эйфелевой башни она служила видовой вышкой.

Над простым цоколем высится её трёхъярусный массив 53-метровой высоты, укреплённый по углам ступенчатыми контрфорсами, верхняя часть которых украшена фиалами позднеготического типа на чрезмерно тонких колонках.

Наиболее интересными и характерными памятниками поздней готики во Франции можно считать две церкви Руана – Сент Уан и Сен Маклу.

Церковь Сент-Уан была заложена ещё в 1318г. Строительство было продолжено во 2-й половине 15в. и в начале 16в. (порталы построены лишь в 19в.). (Рис. 271, 272, 273, 274, 275, 276).

Здание по своим размерам не уступает большим соборам и отличается вытянутостью плана, характерной для английской готики. Интерьер нефа имеет трёхъярусное членение. Опоры, лишённые капителей, проходят снизу доверху без членений. Сквозной ярус трифориев, более высокий, чем обычно, с дробными вертикальными членениями, занимает по высоте почти половину верхней зоны. Здесь были применены характерные для поздней готики «пламенеющие» мотивы оконных переплётов, очертания арок и рёбер сводов, очерченных из 2-х центров.

Средокрестие увенчано мощной, но декоративно размельчённой башней.

Церковь Сен Маклу, построенная архитектором Пьером Робеном в 1434 – 1470гг. (окончание строительства – 1580-е годы), представляет собой небольшое, изящное и богато декорированное трёхнефное здание (17 х 43м без капелл) (Рис. 277, 278).

Его центр подчёркнут не только выделением средокрестия сводом с лучисто расположенными нервюрами, но и тем, что апсида имеет лишь четыре пятиугольных в плане капеллы: отсутствие центральной капеллы лишает пространство глубинной направленности по оси.

Необычен западный фасад церкви, который заканчивается пятигранным в плане портиком с аркадой. Лёгки и ажурны вимперги над аркадой, галереи и даже аркбутаны. Все элементы здания отличаются сильно вытянутыми пропорциями. Единственная центральная башня над средокрестием завершена высоким, прорезанным проёмами шпилем. Церковь Сен Маклу была сильно повреждена бомбой в 1944г.

Помимо Нормандии, в других областях Северной Франции сохранилось большое количество памятников 15в., типичных для «пламенеющей» готики.

Таковы монастырская церковь Норт-Дам-де-л,Эпин близ Руана (Рис. 277), перестроенный в 15в. хор монастырской церкви Мон-Сен-Мишель (Рис. 279, 280, 281, 282, 283, 284).

Но основную характеристику готики во Франции дают не эти поздние памятники, а прекрасные, по-своему гармоничные и безусловно тектоничные памятники конца 12в. и всего 13в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: