double arrow

Рынки, госпитали и др


Здания хозяйственного и промышленного назначения,

Жилые дома.

Жилые дома, как городские, так и сельские, в зависимости от наличия местных строительных материалов и существующих строительных традиций, строились из дерева, камня (в сельской местности из рваного), а также имели фахверковые конструкции.

Городские дома строились в 2, 3 реже 4 этажа. Наиболее распространенными были деревянные дома, часто с каменным или кирпичным цоколем. Нередко из камня выкладывался весь первый этаж дома, а верхние этажи строились из дерева или были фахверковыми.

Иногда верхние этажи дома делались выступающими над нижним этажом. Такие нависающие этажи, опиравшиеся на консольные балки, иногда поддерживались декоративно обработанными подкосами.

Сохранившиеся фахверковые дома относятся ко времени не ранее 15в. (Рис. 292).

Самые старые из них очень просты; лишь со 2-й половины 15в. на них стал появляться декор – вначале готический, затем ренессансный. Если в 15в. заполнение фахверка ещё оставалось открытым, то к концу века оно скрывается за деревянными панно.

Первый этаж обычно был занят под помещения, связанные с профессией владельца (мастерские, лавки) и выходившие на улицу. За ними располагались кухня и боковой проход во двор. На втором этаже находился зал или жилая комната, на третьем этаже – жилые комнаты.




В зависимости от применённого материала, назначения, размеров участка и местных традиций можно различить ряд архитектурных типов городского дома. В более ранних постройках дома были обращены к улице продольной стороной. Позднее все больше распространяется ориентация дома на улицу торцевой стороной. Фасад дома завершался щипцом или фронтоном. Узкие фасады тесно примыкавших друг к другу домов, зубчатая линия частых фронтонов усиливает впечатление скученности застройки, характерной для улиц средневекового города.

Тип дома, распространённый в Бургундии, Нивернэ и Шампани, характерен для 12в. и заключает в себе черты, переходные от романского к готическому жилищу (Рис. 293 - 1).

Первый этаж – каменный, второй, нависающий – фахверковый. Дом имеет обширный, перекрытый сводами подвал. Архитектурные элементы фасада ещё романские по формам, но более свободны по трактовке.

Смежные дома с общими для двух владений стенами были распространены во многих французских городах. Иногда такие сдвоенные дома имели общую крышу, как, например, дом в Монреале (начало 13в.) (Рис. 293 – 2).

Уже вполне зрелый тип готического жилого дома представляет собой дом в Амьене, построенный в 1230 – 1240гг. из камня. Его парные окна, заполняющие всю ширину двух верхних этажей, сохранились от 13в. (Рис.293 - 3).



Особый тип представляют дома, лестничная клетка которых образует на фасаде выступающий цилиндрический объём, как бы эркер – приём, применявшийся и в дворцовом строительстве (Рис. 293 – 4).

Примерами домов готического стиля являются «Дом музыканта» в Реймсе (1240 – 1250гг.) (Рис. 294), дом «Сокольничьего» в Корде (конец 13в.) (Рис. 295 –1)), Дом Вольюзан в Провене (2-я половина 14в.) (Рис. 295 – 2).

В готическую эпоху складывались новые виды сооружений: гостиницы, госпитали, колледжи, промышленные и крупные хозяйственные постройки. Эти сооружения первоначально создавались в рамках монастырского строительства, но развитие получили уже в городе, как здания гражданской архитектуры.

Формы монастырской архитектуры стали исходными для многих из этих новых типов зданий.

Черты общественного здания были присущи таким монастырским помещениям, как трапезные, дормитории, залы капитула. Их планировка, структура и архитектурные формы во многом были общими со зданиями светской, гражданской архитектуры. В основе этой общности лежало применение одной и той же конструктивно – пространственной единицы – травеи, как первоначальной ячейки в структуре большинства готических зданий, независимо от их назначения.

Близкие по плану, монастырские помещения различались между собой пропорциями и декоративным убранством.

Важным помещением был зал капитула. Большой прямоугольный или квадратный в плане, он имел сводчатые перекрытия и часто разделялся на нефы рядами колонн (Рис. 296).



Трапезные представляли собой продолговатые залы, часто с каменными сводчатыми перекрытиями, однонефные, а в больших аббатствах в 2 и 3 нефа (Рис. 297). Тот же план имели и дормитории, находившиеся, как правило, на втором этаже. Они обычно были разделены на 2 нефа идущим вдоль зала рядом колонн.

К этим монастырским помещениям очень близки по формам постройки хозяйственного назначения – амбары или риги, а также постройки промышленного характера, например, кузницы. Для них характерно деление пространства рядами отдельно стоящих колонн или столбов (Рис. 298, 299).

Первые городские крытые рынки строились по образцу амбаров. Одни были открыты со всех сторон – состояли из крыши на каменных столбах или деревянных стойках, другие были со всех сторон закрытыми. (Рис. 300).

Больничные помещения строились ещё в романскую эпоху, но более массовое строительство госпиталей началось с ростом городов в эпоху готики. (Рис. 301, 302). Значительные по размерам госпитали (например, в Анжере) представляли собой комплекс зданий, объединённых клуатром. Госпиталь в Анжере включал в себя больничный зал, капеллу, обширный амбар, а также жилые здания для персонала. Большой трёхнефный зал больницы был перекрыт стрельчатыми сводами на нервюрах, опирающимися на высокие колонны.

К концу 13в. план больничного зала изменяется: в одном помещении объединяются больничная палата и капелла. (Рис. 301 – 3, Рис. 302 – 3). Этот тип госпиталя стал особенно распространённым в 14в.

Франция по праву гордится древностью своих университетов, из которых Парижский славился уже в средние века. Но если университет, колледж, школа как учреждения появились рано, то архитектурный тип здания подобного назначения складывался медленно и в готическую эпоху находился ещё в начальной стадии развития.

В этом отношении Франция 14в. сильно отличалась от Англии того же периода, где колледж с его большим залом с возвышением и эркерами приближается по типу к дому знати. Французские колледжи по своей схеме тяготели с бедным монастырским помещениям.

Один из первых и самых известных парижских колледжей был основан в 1253г. Робертом де Сорбоном.

Библиотека Орлеанского университета (1444-14450 гг.), известная под названием «Диссертационного зала» – редкий пример сохранившегося здания подобного назначения (Рис. 303).







Сейчас читают про: