double arrow

Ратуши


Замки и дворцы.

Гражданское строительство.

Строительство замков продолжалось во Франции и в эпоху готики, но оно имело уже иной характер, чем в романский период. В условиях растущей централизации страны у феодальных замков не было будущего. Гораздо большее значение имели, наряду с городскими укреплениями, большие королевские замки, строительство которых в начале 13в. интенсивно велось Филиппом II Августом.

Крупнейшим сеньориальным замком, построенным при Людовике IX, был замок Нажак в Руэрге (1253 г.), расположенный на вершине холма (Рис. 285). Он был перестроен из романского замка, донжон и наружное кольцо стен которого вошли в новую постройку. Цилиндрические башни замка почти не возвышались над стенами (Нстен = 26м, включая зубцы). Лишь квадратный в плане донжон, с примыкающей к нему мощной цилиндрической башней (высота 38 м), возвышался над крепостью.

Донжон и стены были оборудованы сложной системой боевых коридоров и крупных внутренних лестниц, перекрытых сводами.

Постепенно французский замок меняет свой характер, становясь просто хорошо укреплённой резиденцией, которая позднее превращается в парадный загородный замок.




Этот переход яснее всего прослеживается на королевских замках 14в. Лувр, построенных Филиппом Августом в начале 13в. и достроенный в 14в. (не сохранился), представлял собой донжон, окружённый рвом и защищённый стеной. (Рис. 286).

Он служил одновременно и форпостом для города, и крепостью, защищавшей короля от самого города, и увеселительным (охотничьим) замком. Лувр занимал почти квадратное в плане пространство с большим цилиндрическим донжоном посередине.

При Карле V архитектор короля Раймон дю Тампль превратил Лувр в комфортабельный и пышный дворец. Жилые и хозяйственные здания, окружавшие двор, уже утратили крепостной характер: они соединились наружными лестницами и имели сравнительно большие окна. Длинные залы с широкими каминами, вымощенные покрытыми эмалью плитками, имели потолки с открытыми расписными балками и были украшены фресками. Королевские апартаменты включали парадную комнату, спальню, ванную и часовню. В донжоне была размещена библиотека.

Замок Пьерфон (1390 – 1420гг.) близ Компьена представляет собой комфортабельную резиденцию. В трактовке угловых башен замка уже намечается стремление к изяществу (Рис. 287).

Прекрасный образец укреплённой резиденции переходного типа от замкового к дворцовому строительству представляет собой комплекс папского дворца в Авиньоне, защищённый стенами и высокими башнями. (Рис. 288). Он объединяет в себе элементы крепости (мощный, четырёхугольный в плане донжон с зубцами) и дворца (большие залы для конклава, трибунала и т.д.), а также капеллы, украшенные живописью, которая поражает гармоничностью красок, светским характером и свободой выражения (сцены охоты, купанья, рыбалки).



В эпоху готики было построено немало дворцов духовной и светской знати, обычно двухэтажных, с большим залом на втором этаже. Но они часто перестаивались и потеряли свой первоначальный облик.

Наиболее роскошный памятник дворцового строительства, относящийся к периоду поздней готики – Дворец правосудия в Руане (Рис. 289).

Во французских городах, вольности которых рано были утрачены в связи с интенсивной централизацией страны, не очень богатых из-за постоянных поборов королевской власти, ратуши не играли ведущей роли в политической жизни. К тому же соборы, до конца 15в. служившие местом собрания горожан, восполняли потребности в большом городском общественном здании.

Ратуши, как специальные здания, появились во Франции поздно, а архитектура их сравнительно скромна. Многие из них были разрушены в разгаре борьбы городов за свою независимость. Сохранившиеся ратуши большей частью относятся к 15 – 16вв.

Ранние муниципальные здания мало отличались от частных домов. Они строились над аркадами рыночной площади (в новых городах), иногда для них приобретался обычный городской дом. Набатная башня, служившая признаком городской независимости, по существу была первой ратушей. Это могла быть башня укреплённой церкви или надвратная башня городских ворот.



Позднее городская башня стала частью ратуши. Главным помещением ратуши был большой зал, который отделывался с большой роскошью и всегда располагался на 2-м этаже. Нижние этажи были заняты торговыми помещениями и складами.

Ратуша обычно выходила главным фасадом на улицу или на площадь и имела два этажа (Рис. 290). Иногда она строилась вокруг внутреннего двора.

Характерной чертой ратуши (особенно на севере) был балкон, с которого населению объявлялись новые распоряжения, городские правила и т.д. Такой балкон имеется в ратуши Арраса (Рис. 291).







Сейчас читают про: