double arrow

Вопрос 5. «Великие реформы» 60-70-хх 19 в. Александр II: судьба царя реформатора. Реформа мсу: Делится на 2 составляющих: 1. Земская реформа, кот была проведена в


Вопрос 4

«Великие реформы» 60-70-хх 19 в. Александр II: судьба царя реформатора.
Реформа мсу:
Делится на 2 составляющих: 1. Земская реформа, кот была проведена в губерниях 2. Городская
1. В январе 1864 вышло положение « о губернских, уездных и земских учреждениях». В соответствии с ним создавались органы мсу, кот назывались земствами. Эти земства формировались на выборной основе, к выборам допускались все сословия. Все население было разделено на 3 избир группы - курии. 1 курия - землевлад, имеющие > 2 десятин земли или владельцы недвитж-ти от 15000 руб. 2 курия - городская. Сюда допускались гор промышленники и торговцы, имевшие оборот не менее 6000 руб/г 3 - сельская курия. 1 гласный выбирался на каждые 3000 высших кр наделов. Т.о. было обеспечено представит-во дворянского сословия. Для сельской курии выборы были многоступенчатыми. Структура земских учреждений: это орган законодательный и исполнительный. Председателями были местные предводители дворянства. Губ и уездн собрания работали независимо друг от друга. Они лишь раз в год собирались для координации действий. Исполнит органы - губ и уездн управы. Выбирались на земских собр-х. Права органов мсу: решали проблемы сбора налогов. При этом определ % оставался на местах. Решали вопросы хоз жизни региона. Проблемы культуры, обр-я, соц обеспечения. Губ, земск учрежд-я подчинялись только сенату. Губернатор в деят-ть местн учрежд-й не вмешивался, а только следил за законностью дейтвий. К нач 70-х г на терр России было создано 35 омсу (в 35 губ-х из 59)
«негласный комитет»; это были граф П.А.Сгроганов, граф В.П.Кочубей и др.
В сентябре 1802 года был. издан манифест об учреждении министерств, которые должны были заменить устаревшую систему петровских коллегии.: 1) военных сухопутных и 2) мор¬ских сил, 3) иностранных дел, 4) юстиции, 5) внутренних дел, 6)финансов, 7) коммерции, 8) народного просвещения. Министерства были построены на началах единоличной власти и от¬ветственности. Одновременно было издано новое «учреждение» Сената, который был «хранителем
. законов», высшей судебной инстанцией и органом надзора за администрацией; министры должны были представлять Сенату годовые отчеты. ,
«Негласный комитет» (заседания которого продолжались около двух лет) обсуждал также вопрос о крестьянской реформе, но здесь, несмотря на желание облегчить положение крепостных крестьян, члены комитета не решились произвести каких-либо серьезных перемен.. Был лишь издан указ (в феврале 1803 г.) о «свободных хлебопашцах Положительным фактом было то, что Александр положил конец расширению крепостного состояния, ибо он начисто прекратил раздачу казенных населенных имений в Был составлен план довольно широкого развития среднего и выс¬шего образования. План этот, изложенный в указе 26-го января 1803 г. устанавливает четыре рода училищ: I) сельские прихот-ские, 2) уездные, 3) губернские училища или гимназии 4) университеты
Цели реформ:
- сохранение сил в Европе
- закрепление своих границ
- разграничение сфер влияния
- последствие - война со Швецией
Итоги:
- укрепление междунар авторитета
- свящ союз
- неудача в б-бе с революц во Фр-ции
- укрепление собств границ

Контрреформы алексанра 3

Трагическая гибель отца в глазах Александра III означала пагубность либеральной политики. Такое заключение предопределило переход к реакционной политике. Злым гением царствования Александра III стал Победоносцев К. П., обер-прокурор Святейшего синода.Победоносцев К.П. вырабатывает позицию, отрицающую демократию и современную ему западноевропейскую культуру. Он не признавал европейский рационализм, не верил в добрую природу человека, был яростным противником парламентаризма, называя его "великой ложью нашего времени", считая, что парламентские деятели в большинстве принадлежат к самым безнравственным представителям общества. Победоносцев К.П. ненавидел печать, которая, по его убеждению, вторгается с собственным мнением во все уголки жизни; навязывает читателю свои идеи и воздействует на поступки людей самым вредным образом. По мнению Победоносцева К.П., общество держится на "натуральной силе инерции", основанной не на знании, а на опыте. В политическом отношении это означало уважение к старым государственным учреждениям. Противопоставление рациональной мысли и традиционного быта было очень желанным для консерваторов выводом, но опасным для общественного прогресса. На практике реализация этих сложных правовых идей осуществлялась при помощи насаждения псевдонародных взглядов, идеализации старины, поддержки национализма. Александр III одевался в одежды народного покроя; даже в архитектуре официальных зданий господствовал псевдорусский стиль. Период царствования Александра III отмечен серией реакционных преобразований, получивших название контрреформ, направленных на пересмотр реформ предшествующих десятилетий.
В год двадцатилетия крестьянской реформы было запрещено даже простое упоминание об отмене крепостного права.12 июля 1889 появился закон о земских участковых начальниках. В губерниях создавались 2200 земских участков. Во главе участков ставились земские начальники с широким кругом полномочий: контроль за общинным самоуправлением крестьян, рассмотрение судебных дел, ранее совершавшееся мировым судом, решение земельных вопросов и т.д. Должности земских начальников могли занимать лица только дворянского происхождения, обладавшие высоким земельным цензом. Особый статус земских начальников означал произвольное усиление власти дворянства.
В 1892 появилось новое положение о городах.Городское самоуправление уже не могло действовать самостоятельно.Правительство получило право не утверждать законно избранных городских голов.Для избирателей повышался имущественный ценз.В результате число избирателей сократилось в 3-4 раза.Так, в Москве количество избирателей уменьшилось с 23 тыс.до 7 тыс.человек. Фактически от городского управления были отстранены служащие и трудовая интеллигенция. Управление всецело оказалось в руках домовладельцев,промышленников, торговцев и трактирщиков.
В 1890 права земств были ещё более ограничены. По новому закону за дворянами в земствах сохранялось 57% гласных. Председатели земских управ подлежали утверждению администрацией,а в случаях их неутверждения они назначались начальством.Сокращалось число гласных от крестьян,вводился новый порядок выборов гласных от них. Сельские сходы выбирали только кандидатов, причём на каждое место не менее двух-трёх,из которых губернатор назначал гласного.Разногласия между земствами и местной администрацией решались последней.
В 1884 был введён новый университетский устав,отменявший внутреннюю автономию университетов.Преподаватели, избранные на свои должности учёными советами, должны были пройти процедуру утверждения министра просвещения.Повысилась плата за обучение. Ограничивались льготы по призыву в армию лиц с образованием.Применительно к средней школе был издан печально известный циркуляр о "кухаркиных детях", рекомендовавший ограничить поступление в гимназии "детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей,детей коих, за исключением разве одарённых необычайными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат".


Сейчас читают про: