double arrow

Россия в начале нового тысячелетия


Поиск новых ориентиров. 31 января 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ель­цин во время новогоднего Обращения к гражданам России объявил о своей отставке. Обязанности президента, в соответствие с Конститу­цией, возлагались на Председателя Правительства В. В. Путина, а но­вые президентские выборы назначались на май 2000 г.

Накануне в прессе появилась программная статья В. В. Путина «Рос­сия на рубеже тысячелетий», в которой потенциальный еще тогда президент изложил свое видение прошлого и представления о сто­ящих перед страной задачах. По его мнению, прежде всего была необ­ходима консолидация российского общества: «Плодотворная, сози­дательная работа, в которой нуждается наше Отечество, невозможна в обществе, находящемся в состоянии раскола, внутренне разобщен­ном». При том, подчеркивал автор, «не должно быть принудительно­го гражданского согласия. Любое общественное согласие здесь может быть только добровольным».

В. В. Путин писал о важности укрепления государства: «Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно-политической сфере. Россия нуждается в сильной государственной власти и должна иметь ее». И, конкретизируя эту идею, автор подчер­кивал: «Сильная государственная власть в России — это демократи­ческое, правовое, дееспособное федеративное государство».

Касаясь экономических проблем, он писал о необходимости зна­чительного повышения эффективности экономики, проведении пос­ледовательной и результативной социальной политики, нацеленной


на борьбу против бедности, на обеспечение устойчивого роста благо­состояния населения.

В статье говорилось о важности государственной поддержки на­уки, образования, культуры, здравоохранения, поскольку «страна, где люди не здоровы физически и психически, малообразованны и невежественны, никогда не поднимется на вершины мировой циви­лизации».

Заканчивалась статья тревожной констатацией того, что Россия переживает один из самых трудных периодов своей многовековой ис­тории: «Пожалуй, впервые за последние 200—300 лет она стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эше­лоне государств мира». Чтобы этого не произошло, нужно огромное напряжение всех интеллектуальных, физических и нравственных сил нации. Потому что «все сейчас зависит только от нашей способности осознать степень опасности, сплотиться, настроиться на длительный и нелегкий труд».

Укрепление государственности. Основные идеи статьи нашли от­ражение в предвыборной платформе В. В. Путина и поддержаны боль­шинством граждан страны, что в полной мере проявилось в мае 2002 г., когда второй президент России был избран уже в первом туре, набрав 52% голосов избирателей. Началась интенсивная работа по совершен­ствованию всех общественных структур. Ее смысл Путин определил в одном из выступлений, где констатировал, что в 90-е годы в стране были заложены основы рыночной экономики и демократического ус­тройства, для закрепления и развития которых в новых условиях не­обходимо навести порядок.

По мнению президента, к 2000 г. Россия приобрела ряд призна­ков, присущих «не федеративному, а децентрализованному», конфе­деративному государству. Ослабление Центра не позволяло ему про­водить в регионах России эффективный социально-политический и экономический курс. Поэтому насущной стала задача укрепления ста­рой и создание новой «вертикали власти». С этой целью уже в мае 2000 г. Указом Президента РФ на территории России создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они не были ни новыми административными единицами, ни тем более субъектами Федерации. Их возглавили полномочные представители президента, на которых возлагалась обязанность координировать деятельность ме­стных органов власти на основе общероссийского законодательства, добиться неукоснительного исполнения Конституции России всеми субъектами Федерации. Развернулась большая работа по приведению региональных правовых актов (конституций, законов, указов) в со­ответствие с обшефедеральными нормами.

На повышение эффективности государственного управления была направлена и реформа верхней палаты Федерального Собрания Рос-


сии — Совета Федерации, в который входили главы исполнительной власти (президенты, губернаторы) и законодательных собраний субъек­тов Федерации. В 2000 г. места руководителей республик, краев и обла­стей стали постепенно занимать их представители, которые теперь работали в Совете Федерации на постоянной основе. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав созданного Государственного сове­та — нового совещательного органа при Президенте РФ.

В 2000-2003 гг. изменились отношения между Государственной Думой и органами высшей исполнительной власти. Удалось преодо­леть характерную для ельцинской эпохи конфликтность между парла­ментом и президентом. В Думе сформировалось устойчивое пропрези­дентское большинство, стоящее на центристских позициях. В 2000 г. его составляли фракции «Единство», «Отечество — вся Россия», «На­родный депутат» и группа «Регионы России», которые вместе распо­лагали 235 мандатами. Это позволяло президенту проводить более ак­тивную политику, опираясь на поддержку законодателей.

Дан был новый импульс реформе Российской армии. В соответствии с «Планом строительства Вооруженных сил РФ» (январь 2001) предус­матривался рост их финансирования при сокращении личного состава; запланировано оснащение войск современной и перспективной боевой техникой. К 2010 г. предполагается перейти преимущественно на кон­трактную основу комплектования армии. В процессе экспериментов 2001— 2004 гг. отрабатывались элементы этой программы. В июне 2002 г. был принят закон «Об альтернативной гражданской службе».

В том же году озвучены планы радикальной перестройки системы МВД. На его базе намечено создать муниципальную милицию (быто­вые преступления), федеральную полицию (угрозыск, ГАИ, борьба с оргпреступностью и наркотиками, лицензионно-разрешительные и миграционные службы), а также Федеральную службу расследований и Национальную гвардию. Эта реформа на время отложена.

Произошли значительные структурные изменения в системе орга­нов государственной безопасности. В 2003 г. Федеральной службе безо­пасности возвращены Федеральная погранслужба (ФПС) и Федераль­ное агентство правительственной связи (ФАПСИ). Расформирована Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), нал о го во-фискаль­ные функции которой переданы в МВД.

Активизировалась работа по совершенствованию организацион­ных и правовых основ деятельности других звеньев государственного аппарата. Модернизируется судебно-правовая система: в 2002 г. при­няты новые акты, регулирующие деятельность суда и адвокатуры, интенсивно вносились поправки в действующие кодексы. В 2003 г. под­готовлены акты, определяющие основные параметры административ­ной реформы, призванной четко определить перечень полномочий различных уровней власти и обеспечить их необходимыми финансо­выми источниками.


Обеспечение гражданского согласия. Широкая поддержка антитер­рористической операции федеральных сил в Дагестане и Чечне осе­нью 1999 г. отразила стремление россиян к избавлению от беспредела, обеспечению безопасности, наведению порядка, утверждению ста­бильности в обществе. Борьба против террористов, которую возгла­вил тогда еще премьер-министр В. В. Путин, сплотила большинство российских граждан. Вновь избранный президент придавал большое значение преодолению разобщенности, достижению национального согласия, развитию структур гражданского общества в России.

После долгих лет острых дискуссий в декабре 2000-го по предло­жению президента Дума утвердила государственные символы России. Ими стали: герб в виде двуглавого орла и трехцветный флаг; за Воору­женными силами сохранялись красные знамена советской эпохи; в качестве музыкального символа был возвращен созданный в годы Великой Отечественной войны гимн А. В. Александрова с новыми сло­вами того же автора — С. В. Михалкова. Такое сочетание элементов символики имеет целью объединить различные эпохи истории Рос­сии, примирить сторонников различных политических настроений, продемонстрировать преемственность и новизну в развитии страны.

Весной 2001 г. Госдума приняла новый закон о политических парти­ях. Его идея состояла в том, чтобы партии были не узкими регио­нальными объединениями, а являлись выразителями интересов граж­дан в государственном масштабе. Поэтому все существующие долж­ны в течение двух лет пройти перерегистрацию, чтобы доказать свое право выступать от имени граждан в качестве общефедеральных объе­динений.

В 2000—2004 гг. большое внимание в публичной политике уделя­лось укреплению института президента, который рассматривался не только как высшее должностное лицо, но и один из сплачивающих общество личностных символов. Очевидно стремление главы государ­ства выступать в роли общенационального лидера, проводящего по­литику с учетом позиций всех социальных групп для укрепления стра­ны в целом. Путин часто, и в разных формах, выступал сразъяснени­ем предпринимаемых руководством мер, в том числе тех, которые длительное время считались непопулярными. Президент и правитель­ство налаживали конструктивный диалог с организациями, отражаю­щими интересы различных корпоративных и других структур. Так, в ноябре 2001 г. в Москве прошел Гражданский форум, на котором присутствовали делегаты, представлявшие сотни общественных не­политических организаций. Он принял решения, направленные на координацию усилий представителей общественных объединений и государственных учреждений по обсуждению крупных, социально значимых проблем. В этом контексте следует рассматривать и острую полемику о роли средств массовой информации в формировании граж­данского общества в России.


Экономическая политика. В 2000 г. Министерство экономического развития и торговли подготовило обширный документ — «Основные направления социально-экономического развития Российской Феде­рации на долгосрочную перспективу», который определил стратеги­ческие приоритеты экономической политики государства на период до 2010 г. С первых дней нового тысячелетия внимание президента и правительства, руководимого в период первого президентского срока В. В. Путина премьер-министром М. М. Касьяновым, было сосредото­чено на решении серии безотлагательных вопросов.

Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов* от власти, т.е. ликвидации необоснован­ных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некото­рые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и политиками. К этой теме общественное внимание было привлечено в 2003 г. при расследовании так называемого «дела ЮКОСА», когда были усилены многие акценты, касавшиеся ответственности крупного бизнеса перед государством и обществом. Власть стремилась создавать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятель­ности. Закон РФ «О противодействии отмыванию преступных дохо­дов». Для реализации этой задачи в ноябре 2001 г. при Минфине был учрежден новый орган — Комитет по финансовому мониторингу. Рос­сия вступила в сообщество международных финансовых разведок.

Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавле­ний в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшены таможенные ввоз­ные пошлины. Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Но обсуждаются и пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.

В 2000—2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными мо­нополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммуналь­ного хозяйства направлены на создание конкурентной среды, при­влечение инвестиций, что должно привести к качественному улучше­нию положения в этих областях. Многие министры экономического блока правительства исходили из того, что государственное управле­ние неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходи­мы для реализации его функций. На этой основе проводилась даль­нейшая приватизация государственных предприятий, которая посте­пенно охватывала новые отрасли.


Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закре­пившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяй­ственного назначения. Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкциони­ровал куплю-продажу и этой категории угодий. Принятый акт срав­нивали по значению с реформой Александра II. На улучшение ситуа­ции в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекцио­нистские меры.

В 2000—2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабочен­ность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промыш­ленности. В качестве стратегической поставлена задача добиться про­гресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и про­изводящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соот­ветствует мировому уровню.

В этой связи государство стало уделять больше внимания оборон­но-промышленному комплексу (ОПК), в котором традиционно со­средоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Рас­ширение финансирования и начавшиеся в ОПК. преобразования на­правлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.

Новые инициативы экономической политики уже дали положи­тельный эффект. В течение трех последних лет государственный бюд­жет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.

Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значи­тельно усилить социальную направленность проводимой политики. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной за­долженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001—2004 гг. не­сколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реаль­ные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек. Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной ре­форме. На перспективы социального развития благотворное влияние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений на­уки, культуры и образования. Особое внимание правительство уделяет модернизации средней и высшей школы.

Новые черты во внешней политике. Кначалу тысячелетия россий­ская внешняя политика завершила стадию своего становления. Ре­зультатом осмысления роли и места в мировом сообществе и путях


реализации долгосрочных национальных интересов нашей страны на международной арене стало появление в 2000 г. трех новых важных базовых документов. Концепция национальной безопасности содер­жит анализ внешних угроз интересам Российского государства. На ее основе принята Военная доктрина, развивающая положения этой Концепции применительно к оборонному строительству. Концепция внешней политики (2000, июнь) решает ту же задачу применительно к конкретным областям внешнеполитической деятельности страны.

Суть внешней политики России в концентрированном виде изло­жена В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в апреле 2002 г. «Мы строим со всеми государствами мира — хочу это подчеркнуть — со всеми государствами мира — конструктив­ные нормальные отношения. Однако хочу обратить внимание и на другое: нормой в международном сообществе, современном мире яв­ляется и жесткая конкуренция — за рынки, за инвестиции, за поли­тическое и экономическое влияние. И в этой борьбе... России надо быть сильной и конкурентоспособной... Российская внешняя полити­ка и в дальнейшем будет строиться сугубо прагматично, исходя из наших возможностей и интересов — военно-стратегических, эконо­мических, политических. А также с учетом интересов наших партне­ров, прежде всего по СНГ».

Реализуя идею разновекторной политики, Россия в 2000—2004 гг. поддерживала связи со многими странами мира на разных континен­тах. Продолжался интенсивный диалог по самой широкой проблема­тике с США и другими государствами Запада. Наряду с двусторонни­ми контактами сотрудничество осуществлялось в рамках многосто­ронних форумов и организаций («большая восьмерка», НАТО, ОБСЕ, ЕС, МВФ и др.). Помимо визитов в западные страны, российский президент посетил Китай, Индию, Японию, Северную и Южную Корею, Вьетнам, Кубу, участвовал в региональных форумах Азиат­ско-Тихоокеанского региона.

Огромное влияние на состояние международных отношений ока­зали террористические акты в США 11 сентября 2001 г. Они привели к консолидации мирового сообщества в борьбе против мирового тер­роризма. Сентябрьские события объективно способствовали осозна­нию той важной роли, которую призвана играть Россия в формирова­нии новой системы международной безопасности, где на первый план выдвигаются противостояние терроризму и борьба за нераспростра­нение средств массового поражения.

В октябре 2001 г. США начали крупную акцию возмездия в Афга­нистане, где, по их мнению, находился центр главной «виновницы» американской трагедии 11 сентября — руководимой Ладеном органи­зации «Аль-Каида». Центральным событием международной жизни в 2003 г. стала начатая 20 марта США и Великобританией антитеррори­стическая операция в Ираке. Формальным предлогом для вооружен-


ного вмешательства в обход ООН стала информация о наличии у «не­предсказуемого» иракского руководства оружия массового уничтоже­ния. Однако подтвердить эти сведения не удалось. Руководство России назвало агрессию «серьезной ошибкой США». События в Ираке при­вели к росту антиамериканизма в мире, вызвали всплеск терроризма. Вновь, как и после югославских событий 1999 г., возобновилась дис­куссия о месте ООН в структуре современных международных отно­шений.

Интенсивными были многосторонние и двусторонние контакты России со странами, входящими в СНГ. И хотя уровень взаимодей­ствия с различными государствами был разным, концентрация вни­мания на решении конкретных проблем (безопасность, совместные экономические проекты и т.д.) способствовала прагматизации отно­шений между ними. Наша страна стала уделять больше внимания под­держке российской диаспоры за рубежом. Этой теме посвящался Кон­гресс соотечественников в Москве в октябре 2001 г.

Проблема чеченского урегулирования. Эта проблема и в 2000—2004 гг. занимала важное место в политической жизни России. Походом Ш. Басаева в Дагестан в августе 1999 г. террористические действия сепаратистов не ограничились. 5 и 9 сентября последовали взрывы домов в Буйнакске (Дагестан) и Москве. В результате 147 человек по­гибли и десятки получили ранения. Комментируя все эти события, В. В. Путин еще в ранге и.о. премьера заявил: «Россия защищается: на нас напали. И поэтому мы должны отбросить все синдромы, в том числе и синдром вины». 23 сентября ракетно-бомбовому удару были подвергнуты склады боеприпасов и оружия боевиков в окрестностях Грозного, а 29 сентября федеральные войска перешли границу с Чеч­ней и начали наземные операции против бандформирований. Актив­ные боевые действия продолжались зимой 1999—2000 гг., в феврале федеральные войска взяли Грозный. В марте 2000-го командующий российской группировкой генерал Г. Н. Трошев заявил о завершении войсковой фазы операции. Однако в дальнейшем проявились сложно­сти партизанской войны. Будучи победителями в дневное время, «фе­дералы» уступали инициативу противнику ночью. Зимой 2001 г. руко­водство операцией в Чечне передано от Министерства обороны Фе­деральной службе безопасности (руководитель — Н. П. Патрушев).

В 2000 г. федеральный Центр предпринял решительные шаги по созданию гражданских органов власти в Чечне. В июне указом Прези­дента РФ муфтий Чечни А. Кадыров назначен главой администрации. Утверждение в этом статусе бывшего активного участника первой че­ченской войны свидетельствовало о готовности Москвы считаться со сложившимися внутричеченскими реалиями. В январе 2001 г. в прави­тельстве России была учреждена должность федерального министра по делам Чечни, создано правительство Чеченской республики, при­нята Федеральная программа восстановления ее экономики и соци-


альной сферы, на которую выделено 14,7 млрд руб. (примерно 500 млн долл.). Реализовать же мирные планы оказалось трудно, поскольку отряды боевиков вели борьбу как против российских военных, так и кадыровской администрации. Сохранялась ситуация вялотекущего кон­фликта и по-прежнему оставался открытым вопрос о его политиче­ском урегулировании в новых условиях. С конца 2001 г. велись перего­воры между доверенным лицом А. Масхадова М. Удуговым и предста­вителем Президента РФ в Южном федеральном округе В. Казанцевым. Однако видимых результатов они не дали.

23 октября 2002 г. отряд чеченских террористов-смертников под командованием М. Бараева численностью более 50 человек захватил в заложники около тысячи зрителей и актеров мьюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на Дубровке в Москве. Лидеры боевиков требова­ли от российского руководства полного вывода войск с территории Чечни, угрожая взорвать здание. Но в спецоперации по спасению за­ложников 26 октября почти все террористы были уничтожены, взрыв здания удалось предотвратить. Хотя в результате штурма погибли и 129 заложников — в основном вследствие вынужденного применения усыпляющего газа на фоне переутомления и длительного стресса. Впер­вые со времен рейда Басаева на Буденновск в 1995 г. террористам не удалось уйти с места преступления. Российская власть продемонстри­ровала твердое намерение не идти на уступки террористам.

События октября 2002 г. актуализировали поиск альтернативных военным подходов. В ноябре того же года инициировано начало кон­ституционного процесса в Чечне. В марте 2003 г. в республике проведен референдум, в котором за принятие предложенного проекта Консти­туции высказались 96% его участников. Они поддержали также идею выборов президента и парламента республики, что отразило стремле­ние населения к нормализации обстановки. В октябре 2003 г. выборы состоялись, президент и парламент избраны. Началась подготовка до­говора о разграничении полномочий между федеральными и респуб­ликанскими органами власти, значительно увеличились ассигнова­ния на восстановление разрушенной экономики и социальной сферы. Эти меры призваны привести к постепенному перенесению центра тя­жести борьбы с боевиками и наведения порядка в Чечне на местные структуры. Для решения этих проблем активно привлекалась чеченская диаспора России, возвращающиеся беженцы из Ингушетии. Однако события 2000-2004 гг. продемонстрировали, что и у новой чеченской политики Москвы по-прежнему имеются непримиримые противники. Помимо действий боевиков в самой Чечне, страна узнала новый вид преступлений — акции террористов-смертников. Жертвой теракта стал и Президент Чеченской республики А. Кадыров, взорванный на ста­дионе в Грозном 9 мая 2004 г. во время торжественного парада.

Итоги первого президентства В. В. Путина. Еще в марте 2000 г. В. В. Путин в книге-интервью «От первого лица» наметил график дей-


ствий на предстоящие годы. «Технологи, с которыми мы работаем, выстраивают программу действий по годам. Первый год — формиро­вание целей и команды; второй год и половина третьего — поэтапное достижение конкретных результатов; конец третьего и начало четвер­того — предъявление этих результатов и вхождение в новую избира­тельную кампанию», — говорил тогда будущий президент.

Анализ основных событий 2000-2004 гг. позволяет сделать вывод о том, что в целом этот график выдерживался. К середине 2002 г. стаби­лизирована общественно-политическая и социально-экономическая ситуация, намечены основные направления дальнейшего совершен­ствования государственного устройства, продолжения либерального реформирования экономики и социальной сферы. В то же время на характер внутренней политики с середины 2002 г. во все возрастаю­щей степени оказывало влияние приближение электорального цикла 2003—2004 гг., когда россиянам предстояло избирать новую Думу (де­кабрь 2003) и Президента РФ (март 2004). Поэтому в центре внимания властных структур находилась задача выстраивания баланса обществен­ных сил, позволяющего, с одной стороны, поддерживать стабиль­ность, а с другой — добиться наилучшего результата на выборах.

Это нашло отражение в практике бесконфликтного согласования интересов между различными частями политической, экономической и региональной элит. Не было громких разоблачений и отставок среди политиков, продолжалась приватизация привлекательных «кусков» го­сударственной собственности, подтверждено право глав исполнитель­ной власти в регионах переизбираться на третий срок. Одновременно создавались политические и организационно-правовые условия для предсказуемого исхода будущих голосований. Президентские структу­ры обозначили цель парламентских выборов — формирование кон­ституционного пропрезидентского большинства в нижней палате. Для этого действующая Дума повысила с 5 до 7% избирательный барьер для прохождения партий в парламент, что должно было заставить более мелкие объединения искать союза с имеющими большие шансы на избрание партиями.

Поправки в Закон о референдуме, запрещающие его проведение за год до общенациональных выборов, предусматривали ограничение возможностей использования этого института в популистских пред­выборных целях. Сближением дат выборов парламента и президента они превращались в единый неразрывный цикл, а на политическую рекламу отводится лишь один месяц. Развернулась кампания по вовле­чению в партии известных журналистов, деятелей культуры, космо­навтов, что должно было улучшить имидж предвыборных объедине­ний.

Обстановка грядущих выборов оказала влияние и на экономичес­кую политику, рамки которой определялись итогами развития пред­шествующего периода и ожидавшимся осложнением условий функ-


ционирования экономики в 2Q03 г. В 2000-2002 гг. она развивалась в благоприятной обстановке, что было во многом обусловлено высоки­ми мировыми ценами на сырьевые товары, составляющие основу рос­сийского экспорта, — нефть, газ, черные металлы, продажа которых обеспечивала надежные поступления в бюджет. Однако в 2003 г. ожи­давшегося в связи с войной в Ираке падения цен на нефть (до 17,5 долл. за баррель) не произошло: она осталась на уровне 25 долларов. Государство безболезненно выплатило 17 млрд долларов по внешним долгам, а золотовалютные резервы Центрального банка достигли ре­кордного уровня за всю историю страны — 84 млрд долларов.

К началу 2004 г. удалось добиться существенного снижения темпов инфляции. В 1999 г. она составляла 36%; в 2001 — 18; а в 2003— 12. Рост валового внутреннего продукта (ВВП) колебался, составив в 2003 г. 7%. На этот показатель влияла совокупность внешних и внутренних факторов. Как отмечал В. В. Путин, за эти годы был создан плацдарм для решительного поворота в экономическом развитии страны.

Постановка новых задан. К началу 2004 г. у окружения президента сложилось достаточно четкое понимание задач, которые стране пред­стоит решать, и представление о механизмах, посредством которых это можно сделать. Для придания новых импульсов развитию россий­ской экономики в 2002 — 2003 гг. создавалась правовая база для ре­формирования системы железнодорожного транспорта (МПС), изме­нения жилишной политики (ЖКХ), преобразований в электроэнер­гетике (РАО «ЕЭС России»), управления газовой отраслью (РАО «ГАЗПРОМ»). Большая часть этих мер относится к числу так называ­емых «непопулярных» и связанных с сокращением государственных дотаций на сдерживание роста тарифов и поддержание фиксированно низких цен за услуги. Эти преобразования, как и реформу банковской системы, специалисты признают жизненно необходимыми, хотя мно­гие из них содержат угрозу социальных конфликтов. Все это заставля­ло как исполнительную, так и законодательную ветви власти особенно осторожно относиться к реформированию чувствительных для массо­вых слоев населения сфер. С этой целью в конце 2003 — начале 2004 г. предприняты значительные усилия для концентрации властных пол­номочий группирующихся вокруг президента реформаторов.

В результате выборов в Государственную Думу в декабре 2003 г. изменилась партийно-политическая конфигурация нижней палаты: ос­лаблены силы, игравшие видную роль в политике 90-х годов. Пяти­процентный барьер не преодолели кандидаты от Союза правых сил и «Яблока», а КПРФ получила почти вдвое меньше прежнего число голосов (12,7% голосов вместо 24,3). В парламент прошли ЛДПР (11,6%) и новое объединение — блок «Родина» (9,1%), отстаивавшие нацио-нально-государственнические позиции и выступавшие за продолже­ние социально ориентированных рыночных реформ. Наибольший ус­пех сопутствовал партии «Единая Россия» (37%), откровенно заяв-


лявшей о себе как о партии поддержки президента. Этой партии, с учетом прошедших по одномандатным округам депутатов, удалось сформировать самую большую фракцию и возглавить все думские ко­митеты. В новой Думе сторонники президента обладают конституци­онным большинством.

Реализуемые В. В. Путиным идеи сохранения социально-полити­ческой стабильности при проведении назревших, но неизбежно бо­лезненных реформ нашли поддержку у населения и отразились в ре­зультатах голосования по выборам Президента России 14 марта 2004 г. В. В. Путин получил 71,2% голосов участвовавших в выборах, канди­дат от КПРФ Н. М. Харитонов —лишь 13,7.

Электоральные предпочтения такого уровня дают триумфально победившему всех соперников В. В. Путину большой запас политичес­кой прочности, который он сразу же использовал при создании но­вого правительства во главе с М. Е. Фрадковым. Сама процедура фор­мирования нового Кабинета министров стала частью административ­ной реформы: кардинально изменились его структура и многие функции. Среди задач, которые предстоит ему решать, чаще называ­ют: проведение административной, налоговой реформ, реформы ес­тественных монополий; вступление России во Всемирную торговую организацию; обеспечение конкурентоспособности экономики через внедрение инновационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ

§ 3. Культура, официальная идеология, инакомыслие....................................... 541

Противоречия общественной жизни и культуры (541). Диссидент­ские движения (549).

§4. Национальная политика и национальные движения. 1964—1985 ..569

Глава IX. «ПЕРЕСТРОЙКА». 1985-1991

§ 1. Курс на ускорение социально-экономического развития

советского общества. 1985—1986................................................................ 588

Начало перемен (588). Апрельский (1985) пленум ЦК КПСС (589). Перемены в общественно-политической жизни (590). Новые черты в экономической политике (591). «Революция ожиданий» (594). Чернобыльская катастрофа (595). «Новое мышление» во внешней политике (596). От «ускорения» к «перестройке» (599).

§ 2. Начало перестройки системы общественных отношений

в СССР. 1987 - весна 1990............................................................................. 602

Демократизация и гласность (602). Начало реформы политической системы (609). Поиск решения национальных проблем (614). Эволюция представлений о путях экономических преобразований (617). «Новое политическое мышление» в действии (620).

§ 3. «Парад суверенитетов» и судьба реформ.

Середина 1990 — середина 1991............................................................. ......623

Начало независимой политики РСФСР (623). Трудности перехода к рынку (629). Осложнение общественно-политической ситуации (631). Вопрос о сохранении Союза ССР (636). Внешняя политика (640). Развитие культуры в период «перестройки (643).

§ 4. Демонтаж союзной государственности. Конец августа —

декабрь 1991 ................................................................................................... 645

Политический кризис 19-21 августа 1991 г. (645). Ликвидация государственно-политических структур СССР (649). «Ново-Огарево-2» и юридическое оформление распада СССР (652).

§ 5. РСФСР в канун превращения в Российскую Федерацию.

Сентябрь—декабрь 1991 .............................................................................. 655

Изменения в системе государственной власти и управления (655). Поворот в федеративной политике (658). Выбор модели экономи­ческих преобразований (662).


Сейчас читают про: