Вопрос 2. § 1.Начало перехода к новому обществу. 1992. 675

Глава X. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. 1992-2004

§ 1. Начало перехода к новому обществу. 1992.................................................. 675

Антикризисные меры и рыночные преобразования (675). Попытка остановить дезинтеграционные процессы (687). Формирование пояса нестабильности по периметру российских границ (690). Нарастание политического противостояния (692).

§ 2. Экономические преобразования и их социальные последствия.

1992-1999.......................................................................................................695

Борьба с инфляцией (695). Приватизация в Росси (699). Кримина­лизация экономической жизни (707). Изменения в социальной

структуре (712)


§ 3. Формирование и развитие новой политической системы.

1992-1999....................................................................................................... 715

Углубление конституционного кризиса. Январь—октябрь 1993 (715). Политический кризис 21 сентября — 4 октября 1993 (722). Выборы в Федеральное Собрание и принятие новой Конституции (728). Общественно-политическое развитие России в 1994 — середине 1996 (733). Второе президентство Б. Н. Ельцина (736)

§ 4. Российская культура в 90-е годы.................................................................. 743

Общие условия развития культуры (743). Образование и наука (745). Проблемы духовного развития общества (747). Художественное творчество в России (749)

§ 5. Внешняя политика России в 90-е годы......................................................... 751

Формирование концепции (751). Российско-американские отноше­ния (753). Россия и Европа (755). Россия и Содружество Независи­мых Государств (759). Россия и югославский кризис (761). Россия и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (763)

§ 6. Россия в начале нового тысячелетия............................................................. 765

Поиск новых ориентиров (765). Укрепление государственности (766). Обеспечение гражданского согласия (768). Экономическая политика (769). Новые черты во внешней политике (770). Проблема чеченского урегулирования (772). Итоги первого президентства В. В. Путина (773). Постановка новых задач (775)

 
Внутренняя политика Николая I
 
 
При Николае I (1825-1855) заканчивается эпоха «просвещенного абсолютизма». Начинается наступление на политические, а отчасти и экономические права дворянства ради укрепления самодержавия. Было сокращено участие малоимущих дворян в дворянских собраниях. Ограничился доступ в «благородное сословие» для недворян (для поощрения последних было создано сословие «почётных граждан», имевшее ряд привилегий). Укрепилась дисциплина среди чиновников. Созданное при Николае I Третье отделение императорской канцелярии во главе с А. X. Бенкендорфом, а позднее А. Ф. Орловым занималось борьбой с инакомыслием (а также надзором за тюрьмами, иностранцами, прессой, рассматривало жалобы крестьян на помещиков и др.). Усилилась цензура. Вскрывалась переписка. Недовольные отправлялись в ссылку, в армию на Кавказ. После либерального правления Александра I притеснения правительства вызвали резкое недовольство высших слоев. Николай I, пришедший к власти после восстания декабристов, панически боялся малейшей активности в обществе и потому всячески давил ее. На руководящие должности чаще назначались люди исполнительные, а не способные и инициативные.
В то же время проводились ограниченные реформы. Было упорядочено (кодифицировано) законодательство. В 1830 г. под руководством Сперанского начался выпуск Полного собрания законов Российской империи, в 1832 г. — Свод действующих законов государства. Это облегчило административную практику. В 1837 г. под руководством П. Д. Киселёва стала проводиться реформа управления государственными крестьянами. Многие из них получили больше земли (часто за счёт переселения в необжитые районы), в их деревнях строились медпункты, внедрялись агротехнические новшества. Однако делалось это обычно силовыми методами, что вызывало недовольство. Увеличилось число управлявших ими чиновников. Излишки производимой государственными крестьянами продукции нередко вывозились в другие районы. Это вызывало волнения. Были ограничены права помещиков — крестьян нельзя теперь было отправлять на горные работы, запрещалось продавать их с аукциона за долги.
В 1839-1843 гг. министр финансов Канкрин Е. Ф. провёл денежную реформу, установив твёрдое соотношение между серебряным рублём и ассигнациями.
Однако главный вопрос — о крепостном праве — оставался нерешённым. Николай не решал его, боясь волнений в обществе. Вопрос 3
Внешняя политика Николая I
  Основными направлениями внешней политики правительства Николая I являлись: борьба с революционным движением в Европе, стремление захватить средневосточные рынки, присоединение к России Каспийского побережья и решение восточного вопроса, которое означало преобладание в турецких делах, установление контроля в проливах Босфор и Дарданеллы и влияние на Балканах. Русско-иранская война 1826-1828 гг. завершилась Туркманчайским миром, по которому к России присоединилась восточная Армения. Россия также одержала победу в войне с Турцией в 1828-1829 гг., и по Адрианопольскому миру к ней отошли Анапа, Поти, Ахалцих и Алхалкалаки. В этой ситуации становилось возможным и неизбежным подчинение Россией всего Кавказа. Начавшееся движение мюридов1 в 30-х гг. возглавил имам Шамиль, одержавший ряд побед над русскими войсками. На территориях Дагестана и Чечни он создал государственную систему – имамат – с многочисленной армией. Но уже в конце 40-х гг. в государственной системе Шамиля стали проявляться признаки кризиса. Царизм воспользовался экономическим и военным ослабле-нием имамата. Перевооруженная и численно увеличившаяся русская армия перешла в наступле-ние. В 1859 г. остатки войска Шамиля были окончательно разбиты. Присоединение Кавказа к России было завершено в 1864 г. Значительно обострились противоречия между Россией и европейскими странами после под-писания в 1833 г. Турцией и Россией Ункияр-Искелессийского договора, установившего оборони-тельный военный союз с обязательством взаимной военной защиты. К середине XIX в. восточный вопрос во внешней политике стран Европы занял важнейшее место. Франция и Англия стремились к военному и торговому приоритету на Средиземном море; Австрия – к экспансии территории Османской империи; Россия – к полному разгрому в одиночку Турции, выходу в Средиземное море, закрытию входа в Черное море чужому флоту и усилению влияния на славянские народы Балкан. Все это привело к Крымской войне (1853-1856), которая началась с переправы русских войск через р. Прут и занятия территории Молдавии и Валахии. Осенью 1853 г. русская эскадра под командованием адмирала П.С. Нахимова (1802-1855) разгро-мила турецкий флот в Синоп-ской бухте. Но европейские державы не намеривались допустить по-беды России над Турцией. Английская и французская военные эскадры вошли в бухту Золотой Рог. Россия теперь вынуждена была воевать против Англии, Франции, итальянских государств – Пьемонта и Сардинии. Военные действия были перенесены в Крым. Главная военно-морская база России на Черном море – Севастополь оказалась в осаде. После 11 месяцев защиты Севастополь пал. 18 марта 1856 г. в Париже был подписан мир, по которому Россия уступала Турции часть Бессарабии, возвращала крепость Карс. России запрещалось иметь военный флот на Черном море и восстанавливать Севастополь как крепость. Поражение России показало глубокий кризис самодержавно-крепостнического строя, ее от-сталость от передовых стран Европы, настоятельно продиктовало необходимость коренных пре-образований во всех областях жизни, вывело страну из состояния политической неподвижности, вызвало протест широких слоев общества против существующих порядков, обусловило рост кре-стьянских выступлений. Самодержавие вынуждено было приступить к самосовершенствованию и саморегулированию на основе рыночных отношений и свободы граждан.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: