double arrow

Готический роман

Готический роман ориентируется на Средневековье. Основные принципы романа нового типа сформулировал создатель жанра готического романа Хораций Уолпол(1717-1797) в предисловии ко второму изданию «Замка Отранто» (1765): 1) соединение «средневекового» и «современного» повествования; 2) фантастических вымыслов и правдоподобия. Клара Рив, написавшая второй крупный готический роман «Старый английский барон» (1777), также вводит в повествование сверхъестественный элемент как санкционированный народным суеверием Средневековья.

Основная тема готических романов – загадочность жизни, невозможность проникнуть в тайны действительности.

Это отличает готический роман от романов Дефо и Филдинга, которые ориентированы на реальные картины жизни, в них главное – рационалистическое познание бытия.

Теперь на место просветительского рационализма, идеала порядка и единства приходит свобода воображения. В готическом романе создается картина мира, сознательно освобожденная от житейского правдоподобия. Особыми приметами нового жанра становятся: фантастический сюжет, мрачный колорит, зловещая атмосфера тайны и ужаса, вмешательство в судьбу героев неведомых, сверхъестественных сил.

В предисловии к первому изданию (1764) он писал: «Внимание читателя постоянно держится в напряжении. Развитие действия почти на всем протяжении рассказа происходит в соответствии с законами драмы (обратите внимание: у Уолпола 5 глав, что соответствует 5 действиям драмы). Персонажи удачно обрисованы, и – что еще важнее – их характеры выдержаны с начала до конца. Ужас – главное орудие автора – ни на мгновение не дает рассказу стать вялым…»

Ужас – необходимое качество готической прозы (вспомните Берка). Готическую прозу еще называют «историей ужаса». Ужас возникает почти на первой странице романа: «Очень скоро он (слуга) бегом возвратился назад, совершенно обезумивший, задыхающийся, с расширенными от испуга глазами и с пеной на губах. Не произнеся ни слова, он указал рукой на двор. Всех присутствующих охватило изумление и страх. Княгиня Ипполита, не зная, что произошло, но сильно встревожившись из-за сына, от волнения лишилась чувств».

Повышенным интересом пользуется иррациональное, сверхъестественное в человеческом поведении. Человек в готике становится предметом самого пристального внимания, потому что в человеческой натуре многое не поддается объяснению и определению. Привидения, призраки (а потом вампиры) стали обязательными героями этой литературы. Герои ощущают присутствие незримых сил, не могут противостоять вмешательству неведомого. Все это влияет на характер конфликта, систему персонажей, повествовательную технику, иерархию мотивов (предопределенность судьбы, случайность, алогизм событий, происходящих вопреки логике разумных построений).

Технику «тайны и ужаса» разработал создатель этого жанра – Х.Уолпол. Он же подарил жанру – хронотоп замка (его называют одним из элементов ужаса) и типы героев. В романе много фантастических событий. Главный герой Манфред – внук преступника, отравившего своего сюзерена и присвоившего его владения. Над его родом тяготеет проклятие. Чем ожесточеннее он борется с роком, тем больше действуют вокруг него сверхъестественные силы. Сверхъестественное выполняет здесь различные функции: служит средством испытание характера, участвует в развитии событий, создает готический колорит – нравы Средневековья, когда была распространена вера в чудеса. В предисловии к первому изданию сообщается: «Предлагаемое читателю сочинение было найдено в библиотеке, принадлежащей католической семье старинного происхождения, на севере Англии». Оно было напечатано готическим шрифтом в Неаполе, в 1529 году. Насколько раньше этой даты было оно написано, - неясно. Главные события повести приводят на ум мрачнейшие века христианской эры – именно тогда верили в возможность подобных происшествий… Повесть написана на чистейшем итальянском языке».

Таинственное здесь связано с образом готического замка. Это особое художественное пространство, с которого сняты все запреты бытовой логики. Замок является воплощением средневекового духа, свидетелем смены поколений и участником загадочных событий. «Портреты оживают, орудие обретают силу, двери магически закрываются перед виновными и раскрываются перед невинными. Своды и подземелья, башни и винтовые лестницы хранят тайну, ракрытие которой определяет готический сюжет» (Зеленко Т.В. Мотив фантастического в романе Уолпола «Замок Отранто»).

Авторы готических романов стремились к развлекательности, создавали захватывающий сюжет с нагнетанием преступлений, мотивом тайны, описанием порочных страстей. При этом авантюрный сюжет способствовал усвоению нравственных истин. Сюжетная линия, как ни странно, являлась вариацией на просветительские темы: о постепенном падении, преображении или взрослении человека. Родоначальник жанра готического романа в предисловии к первому изданию говорит о дидактизме, желании научить читателя состраданию, воспитать его чувства. «ужасу так часто противопоставляется сострадание, что душу читателя попеременно захватывает то одно, то другое из этих могучих чувств». В романе Уолпола развивается мысль о неправедно нажитом имуществе и неизбежности наказания за содеянное в прошлом зло.

«Замок Отранто» имел немедленный и шумный успех. Уолпол стал свидетелем бурного расцвета жанра. В конце 18 века были созданы следующие значительные произведения этого жанра: «Старый английский барон» Клары Рив (1777), «Ватек. Арабская повесть» Уильяма Бекфорда (1786), «Удольфские тайны» (1794) и «Итальянец»(1797) А.Радклиф, «Монах»(1796), написанный 20-летним Метью Грегори Льюисом. Каждый внес что-то новое в этот жанр. У К.Рив местом действия стала не экзотическая Италия, а средневековая Англия. Радклиф создала «романтический» пейзаж, использовала различные эффекты для нагнетания ужаса. Но все непостижимые тайны и ужасы получали у нее рациональное объяснение, а призраки оказывались существами из плоти и крови. Страшный и таинственный мир создал Льюис. Его романа наполнен ужасами, сатанинской фантастикой, о которой не мыслили создатели жанра. Бекфорд и Льюис повествуют о пагубности стремлений проникнуть в роковые тайны бытия. Они изображают «злодеев с могучей душой», подготавливая появление демонических героев в романтизме.

В эпоху романтизма жанр развивается В.Скоттом (Зеркало тетушки Маргарет. Комната с гобеленами) М.Шелли (Франкенштейн), Байроном (Полидори) «Вампир», Мэтьюрином «Мелмот-скиталец». Английский литературовед Питер Хэйнинг подсчитал, что в Англии с 1765 по 1840 год опубликовано около шестисот готических историй. Развивается этот жанр и других странах – Гофманом, Нодье, Гюго, Бальзаком, По, Бестужевым-Марлинским, Загоскиным и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: