double arrow

Поэтика готической прозы


Замок (аббатство) – обязательное место действия, элемент ужаса. Он имеет мрачный и величественный вид, рождает ощущение таинственности. В новелле Уильяма Харрисона Айнсворта «Невеста дьявола» замок представлен следующим образом: «Мощные каменные стены окружали высокие готические башни; построенный в духе времени, замок извне являл пышный архитектурный стиль, но внутри состоял в основном из темных извилистых коридоров и сводчатых покоев, увешанных гобеленами; огромные размеры его зал поражали душу своим величием…». Сюжет разворачивается в пределах замкнутого пространства. Замок имеет огромные размеры, бесконечные лестницы и лабиринты. На их фоне человек выглядит слабым и беспомощным. Готический замок всегда старинный. Замок – основное место действия романа «Тайны Удольфского замка»: «она с беспокойством оглядела все здание, но за темнотой могла различать только части его очертаний, с массивными стенами и брустверами, и вывести заключение, что замок старинный, огромный и мрачный». Удольфо – один из самых ярких готических замков. Он полон нежилыми комнатами, из которых доносятся стоны. В замке царит полумрак. Готический замок часто заброшен. Его новые обитатели не знакомы с планировкой здания, обнаруживаются потайные ходы, склепы. Помещение замка до конца не изучено даже хозяевами. С замком обычно связана тайна – какое-то кровавое событие, чаще всего убийство законного наследника.




Существовал набор деталей, описывающий замок: массивные двери, с грохотом поворачивающиеся на ржавых петлях, их скрежет гулко отдавался под сводом, шаткие лестницы; заброшенные покои, обвалившиеся перекрытия, бой колоколов, блуждающие привидения. Так, к героини новеллы «Невеста дьявола» леди Клотильде в 12 часов является призрак: «В дальнем конце залы беззвучно повернулась на массивных петлях дубовая дверь, и бескровная фигура, облаченная в могильный саван, медленно ступила в залу. Ни звука не раздалось при ее приближении… Девушка не замечала ее, но внезапно почувствовала, как ледяная рука сжала ее запястье, и печальный голос прошептал: «Клотильда».

Значительную роль в описании играет пейзаж. В романе «Удольфские тайны» есть еще один замок, расположенный в Пиренеях – Леблан. В него трудно попасть: густые заросли преграждают путь. Во время сумерек замок кажется страшным чудовищем. В окрестностях замка звучит музыка: «Помню, было это в чудную летнюю ночь… я услыхал вокруг такие звуки, что их описать невозможно… То была какая-то ангельская мелодия; я напряженно глядел на небо, точно ожидая увидеть самих ангелов».

Замок считается пассивным элементом ужаса. Активным элементом является готический злодей. Обычно он преследует, угрожает невинной героине. Герой-злодей совершает преступление или связан с силами зла. Чаще всего в роли злодеев оказываются итальянцы. В «Удольфских тайнах» Анны Радклиф готическим злодеем является Монтони. Он вводится в повествование портретным описанием: «мужчина лет сорока, чрезвычайно красивой наружности, с выразительными мужественными чертами; главной особенностью его лица была какая-то надменная властность и острый пронзительный взгляд». Глаза выделяются и отражают злодейскую сущность: «глаза Монтони теряли их обычную угрюмость и метали молнии…». У злодеев глаза горят нестерпимым блеском, их взгляд ужасающ.



Готический злодей отличается от обычных людей: мрачностью фигуры (Скедони в «Итальянце» Анны Радклиф), уродством («Франкенштейн» Мэри Шелли).

Преследование невинных девушек имеет оттенок кровосмесительного влечения: невесту сына хочет соблазнить Манфред, но чаще брат-сестра, опекун-воспитанница.

Ощущение непомерного зла в мире и душах героев часто связано с мотивом сговора с дьяволом и карой за это. Герой либо добровольно и самостоятельно отдает свою душу взамен вечной жизни (как, например, Мельмот в романе Мэтьюрина «Мелмот-скиталец»), либо подвергается искушению.



Нагнетанию действия способствует любимый авторами готики мотив узнавания. Он может быть связан с сюжетной линией «незаконно обиженного наследника». Так, в безвестном крестьянине окружающие постепенно узнают Теодора, потомка Альфонса Доброго и законного владельца замка Отранто у Горация Уолпола.

Раскрытию истины способствуют иррациональные силы: оживающий портрет, кровь, сочащаяся из статуи. О тайне происхождения могут быть осведомлены и обычные люди, а не только запредельные силы.

Важную функцию выполняет мотив сна. Он показывает неизбежность судьбы, является элементом, организующим развитие сюжета.

Общение с потусторонними силами осуществляется с помощью призраков, привидений, обитающих в замке или являющихся на место гибели. Призрак может приходить на место совершенного им преступления (Беатриса в одежде окровавленной Монахини сто лет в день и час совершения ею убийства своего любовника – барона – является в замок Линденберг в романе Льюиса «Монах»). В повести Вальтера Скотта «Комната с гобеленами» призрак дамы появляется в комнате, где ею было совершено кровосмешение и убийство. Призрак способен предсказать герою будущее и предсказание обычно сбывается.

Таким образом, поэтика готической прозы связана со сверхъестественными силами, фантастикой и ничем не ограниченным воображением автора.







Сейчас читают про: