double arrow

Введение. Стр. 339, 455, 497 Национальный трест, Лондон - 255 Освальдо Бём, Венеция - 208 Потсдам, Дворец Сансуси - 252 Прадо, Мадрид - 179, 229, 230, 265, 266, 318,


211,212,213,214,217, 232, 234, 235, 236, 242, 250,

Стр. 339, 455, 497 Национальный трест, Лондон - 255 Освальдо Бём, Венеция - 208 Потсдам, Дворец Сансуси - 252 Прадо, Мадрид - 179, 229, 230, 265, 266, 318, 319 Публичная библиотека, Бостон - 315 Рейнский изобразительный архив, Кёльн - 176

Я

Ю

Ш Шагал, Марк - 586; Виолончелист - 386Шантийи, Музей Конде - 144

Д Давид, Жак Луи - 483, 485, 501,506; Смерть Марата - 485, 316

Дадаизм - 606
Дакия - 121 Дали, Сальвадор - 592-593;
Явление лица и фруктовой вазы
на пляже - 592, 593, 391Данте - 214, 224, 266, 504
Дарем - 14, 175; собор - 13,
113, 114Дармштат - 274;

Музей замка - 240Дега, Эдгар - 527, 528, 554;

Анри Дега со своей племянницей
-343;
В ожидании выхода на сцену -
527, 344Дейк, Антонис ван - 405, 416, 420,
455, 462, 468, 476, 485;
Портрет английского короля
Карла 1-405, 261;
Портрет лордов Джона
и Бернарда Стюартов - 262;
Портрет принца Филиппа
Проспера Испанского - 410, 267
Делакруа, Эжен - 506, 507, 512,
551,585;
Нападение арабской конницы -
329 Дельфы - 78, 88, 89, 627;
Археологический музей -
47, 53,54 Детройт - 580;
Институт искусств - 379
Джакометти, Альберто - 590;
Голова - 390Джефферсон, Томас - 479
Монтиселло - 479, 314

Джованни да Болонья
(Джамболонья, Жан де
Булонь) - 367, 384;
Меркурий - 367, 235Джонсон, Самюэл - 465
Джонсон, Филип - 621, 400Джорджоне - 287, 329, 331,
354, 514;
Гроза - 329, 209; Джотто ди Бондоне - 201, 202,
205, 211, 212, 214, 223, 224, 229,
230, 236, 259, 287, 291, 298, 305,
393, 503, 595; Вера - 201, 134;
Оплакивание Христа -

202, 135,136Дзэн-буддизм - 604
Диккенс, Чарлз - 381
Дисней, Уолт - 25, 26

Домье, Оноре - 533 Донателло - 230, 233, 235, 243,

248, 251, 252, 256, 259, 264, 293,
300, 305;
Святой Георгий - 230, 150,
151,233;
Пир Ирода- 152,233,251
Дорический стиль - 77, 99, 117,
186, 288, 290, 478 Дрезден 337;
Картинная галерея - 215;
Дублин, Тринити-Колледж - 205
Дуйсбург - 569;
Музей Вильгельма Лембрука -
371Дура-Европос, синагога - 127,
128,82,628 Дуччо - 212
Дюран-Рюэль - 519
Дюрер, Альбрехт - 17, 18, 24, 287,
342, 343, 346, 347, 349-351, 356,
359, 374, 381; 393; 424;
Адам и Ева - 347, 348, 223;
Битва архангела Михаила
с дьяволом - 345, 220;
Кусок дерна - 345, 221,624;
Заяц - 24, 25, 9, 345;
Портрет матери - 17, 2;

Рождество - 346, 222;Дюшан, Марсель - 601

Евгений Савойский, принц - 451, 459
Европа - 13, 75, 150, 157, 163, 165, 207, 215,
224, 247, 248, 269, 285, 361,371,387,388,393,
411,413, 436, 440, 443, 444, 447, 449,475, 479,

481, 504, 523, 526, 536, 551, 553, 554
Евфрат - 70
Египет - 55, 70, 75,82, 108, 121, 143,201

Египет Древний - 55, 60-65, 70, 136, 138,273,627,630;

Древнее царство - 58;
Среднее царство - 63

Ж
Женева - 169, 245, 553;
Музей искусства и истории -
161, 360;
Фонд Мартина Бодмера - 169
Жерико, Теодор - 28;

Скачки в Эпсоме- 28, 13
Жильерон, Эмиль - 628

И
Иерусалим - 179 Изенхейм - 351
Иктин - 82, 82, 50Импрессионизм - 519, 522, 525,
527, 530, 536, 545, 547, 551, 562,
564, 570, 577, 595 Индия - 124
Инженерный стиль - 560
Ионический стиль - 99, 117, 288,
325, 478 Иордан - 178 Ирландия - 159
Испания - 40, 143, 190, 356, 371,
373, 402, 405, 413, 443, 449,
488, 514 Италия - 117, 197, 201, 205, 212,
221, 239, 247, 248, 259, 260, 270,
274, 285, 288, 307, 325, 329, 337,
351, 361, 373, 374, 381, 390, 396,
397, 407, 435, 443, 452, 464, 468,

626, 628

К
Каир - 61, 68;

Египетский музей - 34, 42
Калло, Жак - 384, 385;




Итальянские актеры — 249
Калф, Виллем - 430, 543;
Натюрморт -
430, 280
Калькутта - 124;
Индийский музей - 80
Кампен, Якоб ван - 268 Кан - 342;
церковь Сен-Пьер - 218Каналетто — 10
Кандинский, Василий — 570, 577,
581,604;
Казаки - 372 Караваджо, Микеланджело да -
30,31,390,392,393,397,406,
407, 427, 468, 475;
Неверие Фомы - 393, 252,406;
Святой Матфей - 30, 15;
Святой Матфей -31,16 Карадоссо - 186
Карл Великий - 163, 274 Карл I - 402, 405, 482
Карл V 331, 337 Карл VII - 274 Карл X - 497
Карнарвон, лорд - 628
Карпаччо, Витторе - 10 Каррара-305, 310
Карраччи, Аннибале - 390, 392,
393, 394, 395, 397, 464, 468, 475;
Пьета- 251Картер, Говард - 628
Картье-Брессон, Анри -
624, 625, 404Кверча, Якопо делла - 10
Квинси де - 592 Кельн - 249, 273;
Музей Вальраф-Рихарц - 176
Кембридж, Королевский колледж
- 269, 175;
Корпус-Кристи колледж — 132
Кемени, Золтан - 607;
Флуктуации - 396Кент, Уильям - 460, 461, 478,

Чизвик-хаус - 460, 301Керчь- 131

Кингстон-на-Темзе - 29 Кирико, Джорджо де - 13,
589, 609;
Песнь любви - 589, 388Китай - 143, 147, 150, 561, 602,
627, 632 Клайн, Франц - 605;
Белые формы - 605, 394
Классицизм - 478, 479, 483, 485
Клее, Пауль - 577, 578, 581,
592, 604;
Маленькая сказка о маленьком
карлике- 578, 378
Кодер, Александр - 583;
Вселенная - 383Кокошка, Оскар - 569;
Играющие дети - 569, 371
Коломб, Жан - 285 Кольвиц, Кете - 13, 567;
Нужда - 368Кольмар - 283, 343, 353;
Музей Унтерлинден - 224,225
Константин, император - 133,
157, 260 Константинополь- 138, 198,
325, 627 Констебл, Джон - 492, 494, 495,
496, 497, 507-509, 520;
Повозка с сеном - 496, 325;
Три дерева - 324
Контрреформация - 626
Контрфорс - 186
Коперник, Николай — 294 Копли, Джон Синглтон -
481,482;
Карл I требует ареста пяти
членов Палаты общин -
482, 315, 504 Коринф- 108;
коринфский ордер — 108, 117,
288, 460 Коро, Жан-Батист Камиль - 10,
13, 507, 508;
Тиволи, сады виллы д'Эсте-



330,508

Корреджо 12, 337, 339, 440, 364,
390, 464, 567; 215;
Вознесение Марии - 339, 217,
Вознесение Марии. Эскиз. - 339,
216;Святая ночь - 337 Крайова- 581;
Музей искусств - 380Краков - 279;
Мариацкий костел - 182, 183Кранах, Лукас - 354, 355;
Отдых на пути в Египет -
354, 226;Крит-68, 75, 371,628;
Кносский дворец - 628 Кубизм - 555, 570, 574, 575, 577,
578,581,586,611 Курбе, Гюстав - 510-512;
Встреча -511,332Кьюзи - 94;
Национальный

археологический музей - 58Кьяроскуро - 37

Л
Ламбет - 490
Лар, Питер ван - 411
Ласко, пещера - 40, 20,21, 42, 628
Лево, Луи - 291
Лейк Дистрикт - 600
Леонардо да Винчи - 287, 293,
294, 296, 298, 302-305, 315, 331,
337,361, 362,411,420,522; Анатомические штудии -
190, 300;
Мона Лиза - 300, 193, 194,303,
423, 514;
Тайная вечеря - 296, 191,
192,334 Ли Цай- 155 Лимбурги, братья - 218, 239,
255, 599;
Роскошный Часослов герцога

Беррийского - 144

Лисипп - 106 Литография - 533, 564, 566,
567; 335Лондон - 18, 42, 44-47, 50, 65, 60,
65, 70, 72, 73, 92, 124, 149, 160,
337, 379, 416, 418, 469, 470, 480,
481,492,493;
Британская библиотека -
103, 140;
Британский музей - 33, 38, 43,
45, 56, 57, 79, 95, 186, 216,
433, 321;
галерея Тейт - 323, 333,348,
384, 398;
Институт Курто - 354;
Кенвуд - 270;
Коллекция Уоллес - 4, 278, 290,
298, 305, 306;
Музей Виктории и Альберта -
81,91,117,244, 307;
Музей Джона Соуна - 303;
Музей человечества - 22, 23,
24,25, 27;
Национальная галерея - 143,
158-160, 166,256, 171, 237, 250,
260,262,271,272,279,280,
322, 351;
собор Святого Павла - 299,
церковь Сент Стивен Уолбрук
- 300;Лоррен, Клод - 396, 397, 405, 419,
430,461,492,494,508,520;
Пейзаж со сценой
жертвоприношения Аполлону -
255;Лохнер, Стефан - 273;
Мадонна в беседке из роз - 176
Льеж- 179, 179,252;

церковь Сан-Бартелеми - 118
Людовик Святой - 196
Людовик XIII - 401
Людовик XIV - 447, 455
Людовик XVI - 635
Лютер, Мартин - 291, 323, 355

м
Ма Юань - 152
Магритт, Рене - 13, 589, 590;
Попытка невозможного -
590, 389
Мадрид - 359, 385, 407, 487, Прадо- 229, 230, 318, 319
Мазаччо - 229, 230, 235, 236, 239,
240, 243, 245, 249, 252, 256, 259,
260, 264, 270, 273, 291, 300, 302,
305;
Троица- 149,544 Максимилиан, император 350
Малая Азия - 75, 108
Мальборо, герцог - 451, 459 Мане, Эдуард - 512-514, 518, 519,
521, 526, 530, 538, 548;
Балкон- 514, 334;
Лодка-мастерская Моне- 518,
337,542;
Скачки в Лонгшане- 517, 335Мантенья, Андреа - 256, 259, 260,
285, 302, 343;
Шествие Святого Иакова
на казнь - 259, 169Мантуя - 397;
церковь Сант Андреа - 162
Маньеризм - 387, 390, 519
Маринатос, Спирос - 628 Марини, Марино - 608;
Всадник- 398Мартини, Симоне - 212, 214, 215,
236, 252, 262, 264;
Благовещение - 141
Матисс, Анри - 572, 573;
Красная комната — 373
Медичи - 254, 256, 264, 273, 304,
305, 323 Медичи, Мария - 401
Мексика - 50, 53, 627 Мелос- 105,627
Мелоццо да Форли - 20, 23;

Ангел - 20, 5 Мельке, монастырь - 451,
296
Мемлинг, Ханс - 23;

Ангел - 21, 6 Мемми, Липпо - 212;
Благовещение- 141
Ментухотеп - 63
Мерион - 540,
Фонд Барнса - 350 Месопотамия - 55, 70, 72, 84,
127, 143, 627 Метопы - 77, 87, 117
Микеланджело - 287, 304, 305,
307,310,312,313,315,319,320,
331, 346, 361, 362, 367, 385, 420,
464, 490, 503, 528, 580;
Купол собора Святого Петра -
315;
Ливийская сивилла. Наброски -
199;
Росписи потолка Сикстинской
капеллы - 306, 197, 198,
200,319;
Умирающий раб - 312, 201,440
Микены - 68, 75, 627
Милан - 296-198, 305; 369
монастырь Санта Мария делле
Грацие- 191, 192;
Пинакотека Брера - 236
Милле, Жан Франсуа - 509-512,
567;
Сборщицы колосьев- 509, 331
Мирон - 90, 628;
Дискобол - 90, 55Мобиль - 583
Модерн - 536, 557, 622 Модернизм - 557, 611, 618, 619,
621,622 Мозаика- 136, 137,87,
Мольер, Жан-Батист - 476 Мон Салев - 245
Мондриан, Пит - 581-583, 604;
Композиция с красным, черным,
синим, желтым и серым - 381
Моне, Клод - 517-521, 523, 527,
528, 542;

Вокзал Сен-Лазар - 520, 338;Монпелье - 506;

Музей Фабра - 329, 332 Монреале- 141;
собор - 89Моранди, Джорджо - 13, 609, 610;
Натюрморт - 399
Моррис, Уильям - 535, 554
Мор, Томас 376 Москва - 141 «Мост» - 567, 568
Моцарт, Вольфганг Амадей -
10, 323 Мунгенаст, Йозеф - 297
Мунк, Эдвард - 564, 566;
Крик - 367 Мурбах, аббатство - 173, 111
Мурильо, Бартоломе Эстебан -18, 20;
Уличные мальчишки - 18, 3
Мур, Генри - 584, 585;
Полулежащая фигура - 384
Мэйбридж, Эдуард - 28;
Движение галопирующей
лошади - 29, 14Мюнхен - 18, 81, 166, 314, 355,
570, 589;
Баварская государственная
библиотека - 107;
Новая пинакотека - 326, 337;
Старая пинакотека - 3, 202,
227;
Государственные собрания
античного искусства

и глиптотека — 49

Н
Нанкин - 148 Нанни ди Банко - 245
Наполеон Бонапарт - 504, 626
Наумбург-193, 198,205;
Собор- 195, 130,207 Нахт - 63
Неаполь- 113, 121,391;

Музей Каподимонте — 251;

Национальный
археологический музей — 70,
71,76Нервюры - 185
Нерон, император - 121
Неф-133, 171, 186,269 Нефертити - 67, 40,
68 Нигерия - 44, 45, 50, 628
Нидерланды - 235, 274, 341, 350,
356, 380,401,411,413,415
Никола де Сталь - 607, 608;
Агридженто - 397
Николсон, Бен - 13, 582;
1934- 382Нил - 55, 70
Новая Гвинея - 46, 47

Новая Зеландия - 44

Нольде, Эмиль — 13, 568;
Пророк - 369Норвегия - 159
Нортумбрия - 160 Нью-Йорк - 49, 373, 487, 575,
590, 621;
Музей естественной истории -
26;
Музей Метрополитен - 115,
199, 238, 317;
Музей современного искусства

- 374, 383, 388, 393, 394Нюрнберг - 279, 342, 343, 350

О
Оксфорд - 247
Олимпия - 87, 89, 103, 627;
Археологический музей -
52, 62;
Храм Зевса - 90 Оранж - 119
Органическая архитектура - 558
Ордер - 99, 226, 288, 289, 435, 536
Орта, Виктор — 536;

отель Тассель - 349Осеберг- 159,627

Осло- 159;

Университетское собрание древностей - 101

П
Павел III, папа - 334, 214
Падуя-201, 247, 256;
Капелла дель Арена - 134,
135,236;
церковь Эремитани - 169
Палладио, Андреа - 362, 460,
476, 478;
Вилла Ротонда - 362, 232,461
Панини, Джованни
Паоло- 120,75 Папуорт, Джон - 312
Париж - 10, 23, 28, 70, 197, 198,
247, 300, 384, 393, 423, 447, 454,
480, 496, 504, 530, 545, 551, 573,
577, 578, 586, 589, 627, 637;
Лувр - 7, 13, 44, 65, 139, 145,
193, 194, 201,313, 248, 254, 261,
275, 308,497, 328, 330;
Музей декоративного
искусства - 92;
Музей Клюни - 413;
Музей Орсе - 331, 334, 338, 339,
347, 357,622;
Музей Родена - 345, 346;
Сент-Шапель - 124;
Собор Парижской Богоматери
-189, 122, 125,189, 251,
612,635 Парис, Матью - 196, 221;
Слон и погонщик- 196, 132;
Король Оффа в Сент Олбане —
205 Парлерж, Петр - 215;
Автопортрет- 142,Парма - 339, собор - 12, 217
Пармиджанино - 364, 373, 384;
Мадонна с длинной шеей — 364,

365, 234,367;

Пезаро-331,332, 210, 211;
Якопо - 332 Пергам- 108 Перикл - 82, 477
Персия — 627 Перспектива- 114, 229, 233,
254-256, 260, 270, 287, 293, 302,
331, 341,544,550,562, 571 Перу - 50, 52
Перуджино - 314, 315, 320, 329;
Явление Девы Марии Святому
Бернарду - 202Петрарка - 214, 215
Пиза- 197;
Баптистерий - 133
Пизанелло, Антонио - 221;
Зарисовки обезьяны - 145,221
Пизано, Андреа,
Мастерская скульптора - 221
Пизано, Никколо - 197, 198, 202;
Благовещение, Рождество,
Поклонение пастухов- 198, 133
Пикассо, Пабло - 26, 27, 573-578,
584, 597;
Голова - 575, 376;
Наседка с цыплятами- 26, 11;
Петух -27, 12;
Портрет юноши - 575, 375;
Птица-377;
Скрипка и виноград- 575,625;
Художник и модель - 597
Писсарро, Камиль - 522;
Итальянский бульвар- 522, 340
Платон 480 Полидор -111;
Лаокоон - 69Полимед Аргосский - 78, 47
Полициано, Анжело - 319 Поллайоло, Антонио - 262, 263,
264,276,279, 198,319;
Мученичество Святого
Себастьяна - 262, 171Поллок, Джексон - 602, 604, 618;

Одно - 393Помпеи- 113, 117,626

Поп, Александр - 460
Поп-арт- 610
Порта, Джакомо делла - 388, 389;
церковь Иль Джезу - 388,
250, 435 Постмодернизм - 618, 619, 623 Прага - 215;
Собор Святого Вита — 142 Пракситель- 103-106, 113,
316,320;
Гермес с младенцем Дионисом -
102, 103, 62, 63 Прандтауэр, Якоб - 452;
монастырь в Мельке - 296,257
Прерафаэлиты - 273, 511, 512,
514,533,551 Примитивизм - 555, 586, 589,
594, 602 Пуантилизм - 544, 547, 553
Пуссен, Никола - 395-397, 405,
506, 508, 539;
Аркадские пастухи - 395, 396,
254,465, 538 Пьеро делла Франческа — 259,
260, 274;
Сон Константина - 260, 170
Пьюджин, Огастес - 500, 501;
здание Парламента в Лондоне
-327
Р
Равенна- 135, 137, 163;
базилика Сант Аполлинаре
ин Класе — 86;
базилика Сант Аполлинаре
Нуово - 87 Райнальди, Карло - 282, 283
Райт, Франк Ллойд - 558, 363

Раннехристианское искусство -
128, 198,202,413,626

Рафаэль - 33-35, 287, 315, 320,
323, 331, 337, 346, 374, 390, 394,
464, 468, 468, 475, 506, 539, 546,

567, 626;

Мадонна в зелени — 33-35, 17;
Мадонна делъ Грандука -
316,203;
Портрет папы Льва X
с кардиналами - 323, 206,
334, 408;
Триумф Галатеи - 319, 204,
205,320, 394;
Четыре подготовительных
рисунка к «Мадонне в зелени» —
33-35, 18 Регенсбург - 355 Реди-мейд- 601

Рейнолдс, Джошуа - 35, 464, 465,
467, 468, 460, 470, 473, 475, 480,
485, 492, 569, 599;
Портрет мисс Боулз с собакой -
467, 305,468;
Портрет Джозефа Баретти -
467, 304 Рейнхард, Эндрю - 364
Рейсдал, Якоб ван - 429;
Озеро среди деревьев- 279

Рельеф - 92, 198, 221, 232, 233,
251; 387 Рембрандт - 37, 420-424, 427, 428,
429, 430, 433, 438, 487, 530,
568,618;
Автопортрет - 420, 273;
Давид и Ионафан - 424, 276;
Портрет Яна Сикса - 423, 274;
Притча о Немилосердном
должнике 275;
Проповедь Христа - 427, 277;
Слон -25, 10

Ренессанс - см. Возрождение Рени, Гвидо - 23, 24, 394, 395, 475;
Аврора - 253, 465;
Христос в терновом венце-
23,7 Ренуар, Пьер Огюст - 520-523,
527, 538;
Мулен-де-ла-Галетт - 521, 339

Рен, Кристофер - 457, 459;

собор Святого Павла - 457, 299;

церковь Сент Стивен Уолбрук
- 459, 300
Рёскин, Джон - 273, 533, 535

Реформация - 285, 291, 345, 374,
379,380, 381,436,475,595

Риаче - 628 Рим - 12, 30, 90, 114, 133,215,223,
224, 263, 274, 291, 296, 305, 307,
315, 385, 388, 390, 393-395, 407,
504, 508, 630, 457;
вилла Альбани - 72;
вилла Фарнезина - 204, 205;
галерея Дориа-Памфили -
264,408;
катакомбы Присциллы - 84;
Колизей - 117, 73, 250, 291, 325;
Колонна Траяна - 77, 78, 169;
Национальный музей - 55;
палаццо Паллавичини-
Роспильози - 253;
палаццо Цуккаро - 231;
Пантеон- 119, 120,226,
291,461;
Собор Святого Петра - 83, 186,
289, 291, 307;
церковь Иль Джезу - 250, 287;
церковь Сант Аньезе ин Агоне
- 282, 283;
церковь Сан Луиджи деи
Франчези - 16,
церковь Санта Мария
делла Виктория - 284; Ричард II-215, 143
Робер де Лузарш - 186, 123 Роден, Огюст - 528, 530;
Портрет скульптора
Жюля Далу - 345;
Рука Господа - 346Рококо - 454, 455, 479

Романский стиль - 171, 176, 179,
185, 188, 190, 195, 387

Романтизм 493, 497, 501

Россетти, Данте Габриэль -
511,512;

Благовещение- 511, 333

Россия - 581, 586
Руан, Дворец правосудия -
269, 174Рубенс, Петер Пауль - 15, 17, 397,
398, 400-403, 405, 407, 408, 415,
416, 420, 455, 503, 506, 514, 569,
602, 626;
Автопортрет - 258;
Аллегория мирного
благоденствия - 402, 403, 259;
Мадонна на троне со святыми
- 398, 256;
Портрет девочки - 400, 272;

Портрет сына— 16, 1 Румыния— 121 Руссо, Анри - 586;
Портрет Джозефа Бруммера
- 385

С
Саксония - 355
Сан Романо - 254, 255
Санкт-Галлен - 160;
Монастырская библиотека —
102

Санкт-Петербург - 131, 424;
Государственный Эрмитаж -
131,276,373 Сансовино, Якопо - 325;
библиотека Сан Марко -
207,389 Санторин - 628 Сезанн, Поль - 538-544, 550, 552,
553, 555, 563, 570, 573, 577, 600;
Гора Сент-Виктуар со стороны
Бельвю - 541, 350;
Горы в Провансе 351;
Натюрморт - 543, 353;
Портрет госпожи Сезанн -
542, 352Сент Олбан - 205 Сера, Жорж - 544, 553, 570;

Мост в Курбевуа - 354

Сиань - 632, 634, 411Сидни, Филипп 379 Сиена - 212, 249;
баптистерий - 152, 164Сиксденирс, Христиан -
Городская канцелярия
(Ауде Гриффи) в Брюгге - 219Сикст IV - 307

Синьорелли, Лука - 10

Сирия - 108, 127 Слютер, Карл - 235;
Пророки Даниил и Исайя —
235, 154Сойе, Пьер - 342, 218 Сократ - 94, 106

Соун, Джон - 478, 313

Спарта - 99 Средние века- 136, 165, 167, 196,
214, 218, 221, 235, 247, 248, 263,
264, 270, 273, 282, 285, 325, 356,
356, 359, 371, 413, 436, 437, 462,
500, 513, 539, 554, 561, 571, 586,
637 Стабии - 113 Стамбул - 106;
Археологический музей -
66,85Стен, Ян - 428, 429, 455, 463, 520;
Крестины - 428, 429, 278 Стерлинг, Джеймс - 621, 401

Страсбург- 13, 192, 198, 205;
собор- 13, 192, 128, 129,
279, 637 Сулаж, Пьер - 605;
3 апреля 1954 -605, 395Суффолк - 468

Сюрреализм - 13, 590- 592, 600,

602, 604 Сяо Цзин - 148

Т
Тавернье, Жан де - 274

Таити - 551

Тайбэй- 152, 153;
Дворцовый музей - 97, 98Танжер - 506

Ташизм — 602
Телль эль-Амарна - 68, 627 Тернер, Джозеф Мэллорд
Уильям - 492-494, 496, 497,
507,508,520,533,621;
Вьюга. Пароход у входа
в гавань - 493, 323;
Дидона, воздвигающая
Карфаген - 322;Тивериадское море - 245
Тигр - 70

Тимпан - 176 Тинторетто (Якопо Робусти) -
339, 367, 368, 371, 372, 373, 383,
385, 390, 530;
Битва Святого Георгия
с драконом - 371, 237;
Обретение тела Святого
Марка - 368, 236Тир- 179 Тит- 121

Тициан - 287, 329, 331-333, 337,
339, 361, 374, 368,400, 408, 464,
485,514 602;
Мадонна со святыми
и семейством Пезаро - 331, 210,
211,374,398;
Молодой англичанин - 334, 213,
Портрет папы Павла III
с Алессандро и Оттавио
Фарнезе- 334, 214,408Толедо - 371
Триглифы - 77, 117

Троя - 111 Тулуз-Лотрек, Анри де - 554, 571;
Афиша кабаре «Амбассадор» -
361Турне, собор - 173, 112
Тутанхамон - 68, 42,70, 97, 627

Тьеполо, Джованни Баттиста -
443, 444, 485;

Пир Клеопатры - 443, 288, 289

У
Уинстон-Салем - 589;
Музей американского
искусства Рейнольда Хауза —
387Уистлер, Джеймс Эббот Макнейл
- 530, 533, 554, 570, 573, 577;
Гармония в сером и черном.
Портрет матери художника -
530, 347;
Ноктюрн - 533, 348Ульм - 283 Улянцы - 147

Умбрия - 315 Уолпол, Орас - 477, 478;
Стробери Хилл - 477, 311Ур - 70, 628

Урбино-260, 315 Утамаро, Китагава — 527;
Поднимается штора... — 342

Уччелло, Паоло - 254, 255, 256, 259;
Битва при Сан Романе - 254,
166, 167,255
Ф
Фейнингер, Лайонел - 578, 580;
Парусники - 580, 379Феокрит- 113

Фивы - 60, 73

Фидий - 82, 84, 87, 90, 92, 99, 100,
113, 135,316;
Афина Парфенос - 84, 51 Филадельфия - 155, 542;
Музей искусств - 352;
Художественный музей - 99

Филипп II - 356, 632

Филипп III - 402
Филипп IV - 405 Финикия- 179
Фландрия - 247, 248, 400, 401, 403
Флоренция - 23, 212, 224, 226,
235, 248, 249, 254, 256, 260, 267,

287, 291, 293, 296, 304, 307, 315,

326, 364, 376, 504;
Галерея Уффици — 8, 141, 172,
206, 234, 242;
монастырь Сан Марко - 165;
Музей собора - 221;
Национальный музей
Барджелло - 150, 151, 173, 235,
284;
палаццо Питти — 203;
палаццо Медичи-Риккарди —
168;
палаццо Ручеллаи - 163;
церковь Санта Мария Новелла
- 149, 195;
церковь Ор Сан Микеле - 230,
245 Фовизм - 572, 575, 586 Фрагонар, Жан Оноре - 473, 508;
Парк виллы д'Эсте в Тиволи -
473 Франкфурт-на-Майне - 150,
350 Франциск I - 296 Франция - 40, 42, 55, 117, 119,
175, 176, 185, 192, 197,215,296,
341, 383, 384, 447, 457, 470, 472,
479, 482, 512, 530, 545, 555, 581,
600, 602, 635 Фрейд, Зигмунд - 591, 592, 614
Фрейд, Лусьен - 624;
Два растения - 403Фреска - 201, 134, 149,229, 252,
168,256, 170,262, 195,305 Фридрих, Каспар Давид -
497, 508;
Горный вид в Силезии -
497, 326Фриз - 92 Фрит, Уильям Пауэлл — 517;
Дерби - 336Фуке, Жан - 274;
Этьен Шевалье со Святым

Стефаном - 274, 178Функционализм — 560, 561, 621

Футуризм - 611

X
Халс, Франс - 12, 414, 415, 416,
420,423,468, 514,521, 548;
Групповой портрет офицеров
стрелковой роты Святого
Георгия - 415, 269;
Портрет Питера ван ден Бруке
- 416, 270;Харлем 414, 429;
Музей Франса Халса - 269Хесира- 61, 34
Хиденобу— 155
Хильдесхейм - 167;
церковь Санкт Михаэль —
108Хильярд, Николас - 379, 381;
Юноша среди розовых кустов -
379, 244Хнумхотеп - 35-37,62-65

Хогарт, Уильям - 462-464, 470,
480, 485;
Карьера мота - 462-464, 303;
Четыре степени жестокости -
462; Ходлер, Фердинанд - 554, 571;
Озеро Тун - 360Хокни, Дейвид - 625;
Моя мать - 405Хокусай, Кацусика - 526;
Вид горы Фудзи - 341Хольбейн Младший, Ханс — 287,
374,376,379,413,462,503;
Мадонна бургомистра Мейера -
374, 240;
Портрет Анны Кресакр -
241;
Портрет Георга Гисце —
243;
Портрет Ричарда Саутвелла -
376, 242,416 Хор - 133, 171

Хофмейстер, Генри - 364

Хох, Питер де - 18, 20;
Интерьер с женщиной,

чистящей яблоки - 18, 4

ц
Целла - 92
Цинь Ши-Хуанди - 632, 634 Цоффани, Иоганн - 473

Цуккаро, Таддео - 385

Цуккаро, Федерико - 362, 385;
палаццо Цуккаро — 231Цюрих - 553, 563, 601, 607;

Кунстхауз - 397;

Музей Ритберг - 366

ч
Челлини, Бенвенуто - 363, 364,
374, 381;
Солонка - 364, 233Челтнем - 478 Чемберс, Уильям - 477

Чикаго 557, 558 Чикаго - 52, 526, 557, 558;
Художественный институт -29, 343

Чикама, долина - 52 Чосер, Джефри - 207, 211

Чут, Джон- 311

Шарден, Жан-Батист Симеон -
470, 472;
Молитва перед обедом - 308Шартр - 183, 205, 637; собор - 13,
121,190, 126,127, Швейцария - 376 Швиттерс, Курт - 600, 606;
Невидимые чернила - 392Шекспир, Уильям - 294, 296,

381,350, 379 Шлиман, Генрих - 627 Шонгауэр, М. - 283, 284, 343, 346;

э
Эванс, Артур - 628, 635 Эвтимидом - 81, 49
Эйк, Хуберт ван - 235, 239

Эйк, Ян ван - 235, 236, 239, 240,
243, 255, 256, 270, 173, 274, 276,
302, 345, 346, 356, 359, 380,
397,411;
Гентский алтарь- 12, 236, 155,
156, 157,239, 346;
Портрет четы Арнольфини —
158-160,240-241, 243, 410, 599 Эйм, Жозеф - 497

Эйнштейн, Альберт - 613 Эксекий - 80, 48
Эксетер, собор - 207, 208, 137,269
Экспрессионизм - 555, 564, 566,
568, 570, 573, 581, 586 Экс-ан-Прованс - 538, 541, 544
Элджин, лорд - 627
Эллинизм- 114, 122, 124, 128,
136, 138, 229, 595 Эль Греко (Доменико
Теотокопули) - 371-373, 385,
390, 485;
Портрет Ортенсио Феликса
Парависино - 239;
Снятие пятой печати -
372, 373, 238Эльзас - 173, 283 Энгр, Жан Огюст Доминик -
504-506, 527;
Большая купальщица -

Юи, Рене де-178, 179; Юлий II - 289, 291, 305, 307, 312,313,319

Япония 526, 536, 554


Издатели выражают благодарность всем частным владельцам, музеям, галереям, библиотекам, архивам и другим организациям за разрешение воспроизвести произведения из их коллекций:

Жирным шрифтомвыделены номера иллюстраций

Австрийская национальная
библиотека, Вена - стр. 183 Альбертина, Вена -1,9, 10, 18,
221, 245,стр. 385, 445 Американский музей
естественной истории,
Нью-Йорк - 26Английское наследие - 270Андре Хельд - 58Артефот, Париж - 111, 297,
386 Артотек, Пейсенберг - 3, 202,
227, 326Архив Алинари, Флоренция — 72Архив Вернера Формана,
Лондон - 34Архив искусства и истории,
Лондон - 66, 115Бавария Бильдагентур,
Мюнхен - 104(© Йетнер), 295Баварская государственная
библиотека, Мюнхен - 107,
109, 110Бастен & Эврар, Брюссель - 349Библиотека земли Вюртемберг,
Штутгарт - 119, 120Библиотека по искусству
Бриджмена, Лондон - 5, 144,
159, 244, 263, 361Британская библиотека,
Лондон - 103, 140Британский музей, Лондон,
© - 22, 23, 24, 25, 27, 33, 38, 43,
79, 95, 186, 216, 321, 368,
стр. 433 Галерея Дориа-Памфили,
Рим - 264Галерея Института Курто,
Лондон - 354, 358Галерея Тейт, Лондон - 232, 333,
336, 348, 372, 382, 384, 398,
401,403Государственные собрания
античного искусства

и глиптотека, Мюнхен - 49

Государственный Исторический
музей, Москва - стр. 141 Государственный музей искусств,
Копенгаген - 75Государственный музей
этнографии, Лейден — 341Дворцовый музей, Тайбэй - 97, 98
Дейвид Хокни 1982 - 405Жиродон, Париж - 42, 124, 155,
156, 157, 174, 248, 253, 373, 389Изобразительный архив
Прусского культурного
наследия, Берлин - 2, 28, 30,
39, 40, 68, 178, 226, 243, 256;
стр. 97,285,411 Изобразительный архив
Роберта Хардинга, Лондон -
20,90, 137,292,302,411Индекс, Флоренция - 8, 84, 133,
135, 136, 231, 282, 283, 284, 286Индийский музей, Калькутта - 80
Институт искусств, Детройт - 379Картинная галерея, Дрезден - 215
Кен Кирквуд - 301
Коллекция Уоллес, Лондон -
4, 278, 290, 298, 305, 306Колорфото Ханц Хинц - 21
Королевская библиотека,
Брюссель - 177Королевская коллекция,
© 1995 Ее Величества
королевы - 190, 241,стр. 473 Королевские музеи,
Брюссель - 316Королевский институт
художественного наследия,
Брюссель - 118Корпус-Кристи-Колледж,
библиотека Паркера,
Кембридж - 132Кунстхауз, Цюрих - 397
Магнум Фото, Лондон - 404
Майкл Холфорд фотографс,
Лоутон, Эссекс - 31, 45, 74,

стр. 73

Малколм Барон - 353Мальборо файн арт,
Лондон - 392Монастырская библиотека,
Санкт-Галлен - 102Музеи Ватикана - 48, 64, 196, 197,
198, 200Музей американского искусства
Рейнольда Хауза,Уинстон-
Салем, штат Северная
Каролина, США - 387Музей Ван Гога, Амстердам -
стр. 555 Музей Виктории и Альберта,
Лондон - 81, 91, 117, 307, 309,
324, 342Музей Вильгельма Лембрука,
Дуйсбург - 371Музей Грунинге, Брюгге - 180
Музей декоративного искусства,
Париж — 92Музей Джона Соуна,
Лондон - 303Музей изящных искусств,
Бостон — 239Музей изящных искусств
и археологии, Безансон - 310Музей искусства и истории,
Женева - 161, 360Музей истории искусства,
Бена - 17, 32, 233, 246, 247,
258, 267, 273Музей Конинклийк,
Антверпен - 6 Музей Метрополитен,
Нью-Йорк © - 199, 238,
317, 320Музей Моранди, Болонья - 399
Музей Рицберг, Цюрих,
фото Ветштейн & Кауф - 366

Музей Родена, Париж - 345
(© Адам Жепка),
346(© Бруно Жарре) Музей современного искусства,

Нью-Йорк (© 1995) - 369,

374,383, 388, 393, 394
Музей Унтерлинден, Кольмар - 224
Музей Фабра, Монпелье -329, 332
Музей Франса Халса, Харлем - 269
Муниципальная библиотека, Безансон - 131
Муниципальная библиотека, Эперне - 106
Национальная галерея искусств, Вашингтон - 88, 340
Национальная галерея,
Лондон - 143, 158, 159, 160, 166, 167, 171, 237,
259, 260, 262, 271, 272, 270, 280, 322, 325, 351, 355

Национальная галерея, Прага - 228
Национальное объединение музеев, Париж - 13, 44,
65, 139, 145, 193, 194, 201, 254, 261, 275, 308, 328,

Скала, Флоренция - 8, 16, 19, 46, 47, 53, 55, 69, 70, 71,
77, 78, 85, 86, 87, 89, 123, 125, 130, 134, 138, 141, 146,
147, 148, 149, 151, 163, 164, 165, 168, 170, 172, 173,
187, 192, 195, 196, 203, 204, 205, 206, 207, 209, 210,

251, 276, 287, 288, 289, 291,
407, 408, 409,стр. 245, 323 Собор Святого Петра, Рим,
Ватикан - 83Собрание князя
Лихтенштейна, Вадуц - 257Собрание Сикса,
Амстердам - 274Соня Холидей и Лаура
Лусингтон - 121Стеделийк музеум,
Амстердам - 281, 381, 390Тони Шнейдер - 296Тринити колледж, Дублин -
стр. 136 Уильям Кёртис — 363Фонд археологических исследований, Афины -
41, 52, 62, 406Фонд Барнса, Мерион,
штат Пенсильвания, США,
© 1995-350 Фонд Мартина Бодмера,
Женева- стр. 169 Фонд Э.Г. Бюрле, Цюрих - 359
Фото Марбург - 116, 128, 154, 268Фотоархив Анжело Хорнака,
Лондон - 299, 300, 327Хирмер Ферлаг, Мюнхен - 108,
126, 127, 129, 182Художественная галерея
Олбрайт-Нокс, Буффало - 395Художественный институт,
Чикаго - 29, 343,Художественный музей,
Филадельфия - 99, 352, 356Эдвард Тейтельман, Камден,
Штат Нью-Йорк, США - 314Эзра Столлер, © Эсто
Фотографикс, Мамаронек,
штат Нью-Йорк - 364Экдотики Атинон, Афины - 51,
54, 61, 410Энн Палудан, Гилсленд,

Камберленд - 94

Э.Ф. Керстинг, Лондон - 60, 100,

113,114, 175,311 ZEFA, Лондон - 50, 73, 294, 400

© Эрнст Барлах. «Смилуйтесь!».
© 1919-370 Пьер Боннар. За столом.
© 1899-359 Константин Бранкузи. Поцелуй.
© 1907-380 Грант Вуд. Весенняя пашня.
© 1936-387 Сальвадор Дали. Явление лица
и фруктовой вазы на пляже.
© 1938-391 Альберто Джакометти. Голова.
© 1927-390 Василий Кандинский. Казаки.
© 1910-1911 -372 Анри Картье-Брессон.
Аквила дельи Абруцци.
©1952-404 Джорджо де Кирико.
Песнь любви.
© 1914 - 388 Франц Клайн. Белые формы.
© 1955-394 Оскар Кокошка. Играющие дети.
© 1909-371 Александр Колдер. Вселенная.
© 1934-383 Кете Кольвиц. Нужда.
© 1893-1901 -368 Рене Магритт. Попытка
невозможного. © 1928 - 389 Марино Марини. Всадник.
© 1947-398 Анри Матисс. Красная комната
(Десерт).© 1908-373 Пит Мондриан. Композиция
с красным, черным, синим,
желтым и серым. © 1920 - 381 Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар

© 1877-338

Джорджо Моранди. Натюрморт.
© 1960 - 399 Эдвард Мунк. Крик.
© 1895 - 367 Генри Мур. Полулежащая
фигура.© 1938-384 Бен Николсон. 1934 (рельеф).
© 1934-382 Эмиль Нольде. Пророк.
© 1912-369 Пабло Пикассо. Голова.
© 1928-376 Пабло Пикассо. Петух.
© 1938-12 Пабло Пикассо. Портрет юноши.
© 1945-375 Пабло Пикассо. Птица.
© 1948-377 Пабло Пикассо. Скрипка
и виноград.
© 1912 - 374 Джексон Поллок. Одно
(номер 31, 1950).
© 1950 - 393 Никола де Сталь. Агридженто.
© 1953-397 Пьер Сулаж. 3 апреля 1954 года.
© 1954-395 Лайонел Фейнингер. Парусники.
© 1929-379 Лусьен Фрейд. Два растения.
© 1977-1980- 403 Дейвид Хокни. Моя мать:
Брадфорд (Йоркшир),
4 мая 1982 года.
© 1982 - 405 Марк Шагал. Виолончелист.
© 1939-386 Курт Швиттерс. Невидимые чернила.

© 1947-392

Обращаясь к литературам отдаленных эпох — будь это античная литература, средневековая литература европейских или азиатских стран или литература Древней Руси, мы должны несколько отвлечься от привычных оценок и представлений, с которыми подходим к литературным явлениям нового времени, и попытаться представить себе с возможной полнотой те специфические условия, в которых развивалась литература в той или иной стране в изучаемую нами эпоху.

Письменность и литература пришли на Русь вместе с принятием христианства. На первых порах книжники — как византийские и болгарские миссионеры, так и их русские ученики и сподвижники — считали своей основной задачей пропаганду новой религии и обеспечение строившихся на Руси церквей книгами, необходимыми для богослужения. Кроме того, христианизация Руси повлекла за собой коренную перестройку мировоззрения. Прежние языческие представления о происхождении и устройстве вселенной или об истории человечества были отвергнуты, и Русь остро нуждалась в литературе, которая излагала бы христианскую концепцию всемирной истории, объясняла бы космогонические проблемы, давала бы иное, христианское, объяснение явлениям природы и т. д.

Итак, потребность в книгах у молодого христианского государства была чрезвычайно велика, но в то же время возможности для удовлетворения этой потребности были весьма ограниченны: на Руси было еще мало умелых писцов, только начинали создаваться корпорации книжников (скриптории), сам процесс письма был очень длительным,1 наконец, материал, на котором писались книги — пергамен, — был дорогим. Существовал строгий выбор,

20

сковывавший индивидуальную инициативу: писец мог взяться за переписку рукописи только в том случае, если он работал в монастыре или знал, что его труд будет оплачен заказчиком. А заказчиками могли быть либо богатые и именитые люди, либо церковь.2

«Повесть временных лет» сохранила нам важное свидетельство: киевский князь Ярослав Мудрый (ум. в 1054 г.), который, по словам летописца, любил «церковныя уставы» и «книгам прилежа, и почитая ѐ [их] часто в нощи и в дне», собрал писцов, которые «прекладаше» [переводили] греческие книги. «И списаша книгы многы, ими же поучающеся вернии людье наслажаются ученья божественаго».3 Преобладание среди переписываемых и переводимых книг «божественных» — т. е. книг священного писания или богослужебных — не подлежит сомнению. Удивительно другое: несмотря на первоочередную потребность в текстах священного писания или богослужебных, киевские книжники нашли все же возможность привезти из Болгарии, перевести или переписать произведения других жанров: хроники, исторические повести, сборники изречений, естественнонаучные сочинения. Тот факт, что среди более чем 130 рукописных книг XI—XII в., сохранившихся до нашего времени, около 80 — богослужебные книги, находит свое объяснение не только в рассмотренных выше тенденциях ранней книжности, но и в том, что книги эти, хранившиеся в каменных церквах, скорее могли уцелеть, не погибнуть в огне пожарищ, опустошавших деревянные, по преимуществу, древнерусские города. Поэтому репертуар книг XI—XII вв. в значительной мере может быть лишь реконструирован по косвенным данным, ибо дошедшие до нас рукописи — ничтожная часть книжного богатства.

Не следует, однако, упрекать древнерусскую литературу в узкой «утилитарности»; ее жанровая система отражала мировоззрение, типичное для всех христианских государств в эпоху раннего средневековья. «Древнерусскую литературу, — писал Д. С. Лихачев, — можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история, и эта тема — смысл человеческой жизни».4 Действительно, древнерусского читателя прежде всего волновали вопросы большой философской значимости: каков он, этот мир, в котором мы живем, каково место в нем каждого

21

отдельного человека, кому следует подражать, чтобы оказаться достойным тех благ, которые церковь сулила праведникам, и избежать страшных мук, ожидавших, по ее учению, грешников.

Но наше представление о духовном мире древнерусского человека было бы совершенно неверным, если полагать, что богословские проблемы, вопросы христианской морали или агиографические предания определяли весь круг его интересов и запросов. Дело в том, что все сказанное выше относится лишь к литературе — написанному слову. Именно к книге предъявлял древнерусский читатель столь высокие требования, именно от литературы ждал он объяснения мира или наставлений о путях «спасения души». Литература еще долго, вплоть до XVII в., будет представляться ему как нечто значительное, не снисходящее до суеты жизни, бытовых интересов, простых человеческих чувств. Однако люди Киевской Руси не только молились и читали душеспасительные наставления, их волновала не только история мироздания или суть богословских споров. Подавляющее большинство людей того времени от простого крестьянина-смерда до боярина и князя, так же как и мы, пели и слушали песни, рассказывали и слушали занимательные истории о сильных, смелых и великодушных героях; они, вероятно, знали любовную поэзию, веселую прибаутку, смешную сказку, словом, были знакомы с большинством из тех жанров, без которых немыслима и современная литература. Но все эти жанры были жанрами фольклора,5 их не искали в литературе и не ждали от нее — у литературы были другие функции и задачи; иначе говоря, книга стоила слишком дорого, чтобы записывать в нее то, что и без того хранилось народной памятью, что не требовало такого буквализма в передаче текста, как малознакомые факты всемирной истории или богословские рассуждения.

Рассмотрение древнерусской литературы принято начинать с обзора литературы переводной. Это не случайно: переводы в X—XI вв. в ряде случаев предшествовали созданию оригинальных произведений того же жанра. Русь стала читать чужое раньше, чем писать свое. Но следует видеть в этом не свидетельство «неполноценности» культуры восточных славян, а одно из проявлений сложных взаимоотношений народов, стоявших на разных уровнях социального и культурного развития.

Литературу XI—XIII вв. называют «литературой Киевской Руси». Это определение нуждается в некоторых уточнениях. Очень рано, уже в XI в., Русь распадается на несколько удельных княжеств, среди которых собственно Киевское отнюдь не

22

было сильнейшим: во второй половине XII в. оно уступало в могуществе и авторитете (хотя киевский князь и носил еще титул «великого князя») Владимиро-Суздальскому княжеству на северо-востоке Руси и Новгороду на северо-западе. И тем не менее это все же «литература Киевской Руси», имеющая свои характерные черты, отличающие ее от литературы последующего периода.

Пожалуй, наиболее характерная ее особенность — это тяготение к Киеву как культурному центру. Основы этой литературы закладывались книжниками Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, одним из литературных (и книгописных) центров был Киево-Печерский монастырь, именно в Киеве и его окрестностях подвизались создатели первых образцов в ряде жанров древнерусской литературы — летописном, агиографическом, здесь появились первые летописи, первые жития, первый патерик, первые памятники торжественного и учительного красноречия. Новгород, хотя и являлся в XI—XII вв., бесспорно, вторым после Киева культурным центром Руси, не смог все же сравняться с «матерью градом русским» — Киевом.

Итак, можно говорить о литературе Киевской Руси в широком и узком смысле. В широком смысле — это литература XI — начала XIII вв., литература времени создания и первых веков существования древнерусского государства вплоть до монголо-татарского нашествия, литература не только самого Киева, но и других культурных центров, на северо-западе и северо-востоке Руси в том числе. В узком смысле — это литература, сложившаяся в Киеве или тяготевшая именно к этому культурному центру.

Временна́я грань литературы Киевской Руси в этом смысле термина определена прежде всего политическими обстоятельствами — падением государственного (а впоследствии и церковного) авторитета Киева, разгромом его полчищами Батыя, активизацией культурной жизни в Северо-Восточной Руси. Очень характерна в этом отношении судьба такого, казалось бы, почитаемого и необходимого в средневековье жанра как летописание: оно прерывается в Киеве, Чернигове, Переяславле-Южном (сохраняясь в течение XIII в. лишь в Галицко-Волынской Руси), но зато продолжает существовать и развиваться в Новгороде, Владимире, Ростове Великом.

Если же рассматривать литературу Киевской Руси во временно́м (широком) смысле термина, то окажется, что это литература «ознакомления» и «начал»: именно в этот период произошло знакомство с большинством жанров византийской литературы, именно в этот период стала складываться жанровая система литературы древнерусской. Литература Киевской Руси создавалась одновременно со становлением древнерусского литературного языка, и, что чрезвычайно важно, — уже в это время, на заре возникновения литературы, сформировались первые литературные

23

стили, повествование стало упорядоченным, подчиненным особому литературному ритуалу, так называемому литературному этикету. Именно в этот начальный период иноземные образцы — жанры и памятники византийской письменности (пришедшие на Русь как непосредственно, так и — по большей части — через болгарское посредство) были освоены и трансформированы; переводы и проникновение новых произведений и жанров продолжается и в дальнейшем, но тогда этот процесс проходит в других условиях: переводные памятники лишь пополняют репертуар оригинальных литературных произведений, знакомят русских книжников с новыми сюжетами, идеями, образцами иного стиля повествования и т. д., но во всех этих случаях новое, привносимое извне, встречает на Руси уже свои сложившиеся традиции. Поэтому начиная с XIV—XV вв. мы можем говорить лишь о влиянии византийской или южнославянских литератур, тогда как литературный процесс XI—XII вв. мы определим как процесс «трансплантации» на русскую почву византийской и общеславянской литературы и назовем это время периодом становления собственно русской литературы.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: