Идеи просветительства обусловлены научной революцией XVII в. (экспериментально-математическое естествознание было необходимо для стимулирования и развития производства), философскими материалистическими идеями Нового времени (Ф. Бэкона, Р. Декарта, Т. Гоббса и др.), выводящими на первое место рациональное мышление, подчинение веры разуму. Эпоха зарождения капиталистического способа производства требовала нового подхода к знаниям, обучению. Сторонники Просвещения считали возможным изменить общественное устройство согласно требованиям разума, путем просвещения, воспитания «особой породы людей». Наука в педагогике просвещения приобрела мировоззренческие функции, развитие нравственности и гражданственности ставились в зависимость от прогресса науки и искусства.
Джон Локк (1632-1704)
Англия - родина просветительства. Д. Локк - английский философ, просветитель, государственный деятель; в своих философ-ско-педагогических воззрениях отразил эпоху революционно-демократических преобразований в Англии и интересы нового формирующегося класса буржуазии. Ф. Энгельс назвал Локка «сыном классового компромисса 1688 г.». Он отстаивает социальные теории «естественного права» и договорную теорию происхождения государства.
Воспитание джентльмена ("Мысли о воспитании" -1693) - необходимая программа для обоснования права нового человека управлять государством.
Критика теории врожденных идей (Р. Декарта, Г. В. Лейбница) привела к созданию теории «чистой доски» («Опыт о человеческом разуме» - 1690): душа ребенка от рождения подобна чистой доске и формируется под влиянием внешних факторов, окружающей среды. Дети от рождения изначально равны. От воспитания и обстоятельств жизни зависит все развитие человека. Разница в результатах воспитания обусловлена также неравенством индивидуальных способностей, разной степенью прилежания. Это приводит к естественному имущественному и социальному неравенству.
Главные средства воспитания: пример, среда, окружение ребенка, выработка привычек.
Основа познания - чувственное восприятие (сенсуалистский взгляд). Кроме внешнего опыта существует и внутренний (рефлексия), обретаемый в акте мышления. Локк не отрицал естественных склонностей и индивидуальных особенностей детей, но считал, что девять десятых всех людей таковы, каковы они есть, только благодаря воспитанию.
Цель воспитания: становление гражданина, формирование нравственного характера. Необходима не только подготовка к успешному ведению дел, но и осознание воспитанником гражданской ответственности, возможности приносить пользу стране, вести добродетельную жизнь.
С актуальной для того времени идеей правового государства связана цель нравственного воспитания. Мораль выводится Локком из принципа пользы и интересов личности. Поведение человека должно быть разумным (регулятором поведения выступает здравый смысл), подчинено общественным интересам, однако во взаимодействии личности и общества приоритетное значение отдается индивидуальному началу. Моральные нормы должны быть не внешними регулятивами, а внутренними качествами личности.
Содержание образования более широкое, чем было до того принято, направлено на то, чтобы готовить к жизни, приносить воспитаннику практическую пользу (утилитаризм).
Роль воспитателя огромна, его задача - правильно регулировать каналы чувственного восприятия и формировать нужные знания, волевые устремления и мотивационные побуждения, развивать любознательность. Искусство воспитания в создании ситуаций, закрепляющих нужные привычки, в наблюдении за ребенком и подборе соответствующих его «страстям и господствующим наклонностям» методов.
Семья — среда, в которой воспитывается ребенок, ограждающая его от дурных внешних влияний. Воспитание дома осуществляется под руководством специально подобранного воспитателя (гувернера), являющегося наставником, примером.
Труд на свежем воздухе, занятия ремеслом полезны для здоровья, отвлекают от вредной праздности, дают закалку. Самостоятельное чтение совершенствует разум. Локк определяет круг самостоятельно изучаемой литературы («Мысли о том, что читать и изучать джентльмену»)
Локк предложил создавать обязательные для детей бедных (3-14 лет) рабочие школы, где дети бы обучались грамоте и основам ремесла, окупая издержки на свое образование («Рабочие школы»).
В теории Д. Локка выражен социоцентристский, формирующий подход к воспитанию. Соблазн создания «нового человека» на основании теории «чистой доски» (дальнейшее развитие теория получила в работах Гельвеция) проявился в социоцентристском подходе советской педагогики.
Джон Беллерс (1654-1725)
Дж. Беллерс - английский экономист, социальный реформатор, утопист. По его мнению, всеобщее вовлечение граждан в труд ведет к росту благосостояния страны. В «Проекте учреждения рабочего колледжа всех полезных ремесел и сельского хозяйства» изложил пути изменения общества путем трудового воспитания, которое рассматривал во взаимосвязи с физическим и умственным развитием. Считал физический труд наиболее полезным для человека и общества. Такое образование все - бедные и богатые, люди разных возрастов - могли бы получить в воспитательно-образовательных учреждениях, совмещающих промышленное предприятие и школу. Его концепция воспитания была основана на принципе: «Не трудящийся да не ест!».
Томас Пейн (1737-1809)
Т. Пейн - просветитель, участник Войны за независимость в Северной Америке и Великой французской революции. Название его философского трактата «Век разума» стало синонимом эпохи Просвещения. В «Правах человека» выдвинул идею бесплатного всеобщего обучения. Считал, что не просвещение масс приведет к социальным преобразованиям, а социальные изменения создадут условия для равноправного свободного образования.
Франсуа де Фенелон (1651-1715), Шарль Роллен (1661-1741)
Ф. дё Фенелон, Ш. Роллен - французские предшественники просветительства, отразили в своих произведениях педагогические идеи деятелей общины монастыря Пор-Рояль, оплота янсенизма (движение янсенизма во Франции включало в себя борьбу за новую организацию школ, против практики иезуитской школы. Концепция приближается к идеям Р. Декарта о господстве разума над авторитетом) во Франции. Новый подход янсенистов к задачам школы опирался на философские идеи нового времени Р. Декарта. Организация школ была близка идеям Я. А. Коменского.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755)
Ш. Л. Монтескье в «Духе законов» (1748) предложил заменить сословную школу системой демократического национального образования, воспитанием на идеалах конституционного государства. Его публикация положила начало борьбе за новые институты воспитания и образования.