double arrow

Экспериментальная педагогика


Теория свободного воспитания

Теория свободного воспитания продолжает руссоистские традиции. Главное внимание школа должна уделять развитию творческих созидательных сил, индивидуальных дарований, задатков и склонностей ребенка, его познавательной деятельности, самостоятельности, самодеятельности, саморазвитию. Важна и необходима преемственность между семьей и школой, материнские функции приобретают особую социальную значимость. Ведущую роль в воспитании должны играть переживание и накопление личного опыта воспитанника. Использование теории свободного воспитания на практике зачастую приводило к отказу от систематических занятий по овладению основами наук, замене их занятиями спортом, играми, творческими работами, что отрицательно сказывалось в конечном итоге на общем развитии детей.

Эллен Кей (1849-1926)

Э. Кей - шведский педагог, писательница. В «Веке ребенка» предложила формулу - «исходя из ребенка». Одна из задач общества, по ее мнению, - создание нового поколения образованных матерей. Домашнее воспитание спасает ребенка от обезличивания, развивает индивидуальность ребенка. Таким образом подчеркивалась социальная значимость материнских функций.




Мария Монтессори (1870-1952)

Школа М. Монтессори, итальянского психиатра и педагога, основана на теории свободного воспитания. Деятельность школы направлена на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста путем развития отдельных чувств и органов восприятия в сензи-тивные периоды (т. е. периоды в развитии ребенка, когда он становится особенно чувствительным к соответствующим данному периоду внешним воздействиям). М. Монтессори сформулировала принцип организации особой воспитывающей и активно формирующей среды, в которой развиваются дошкольники. Ребенку необходимо предоставлять условия для самовоспитания и самообучения. Ввела самостоятельные, индивидуальные занятия детей с материалами. Разработала интересный дидактический материал.

Фриц Гансберг (1871-1950)

Ф. Гансберг - немецкий педагог. Цель образования видел в формировании личности ребенка через стимулирование его творческого саморазвития, развитие познавательной активности. Важную роль отводил написанию сочинений, решению проблемных задач и т. п.

Людвиг Гурлитт (1855-1931)

Л. Гурлитт - немецкий педагог. Подчеркивал необходимость развития активности ребенка, всех его сил. Важно воспитание независимости суждений, воли, дисциплины. Содержание учебных программ у Гурлитта заменялось эстетическим воспитанием и ручной деятельностью. Занятия состояли из спорта, игр, творческих работ, бесед и т. п.

Экспериментальная педагогика ввела в научный арсенал педагогики и психологии экспериментальные методы исследования, появился термин «педагогический эксперимент». Основной принцип - принцип саморазвития личности. Ее представители (А. Лай, Э. Мёйман, Э. Торндайк, А. Бине) исходили их того, что только на основе достоверных эмпирических фактов из педагогической практики, проверяемых затем опытным путем, можно достигнуть настоящего усовершенствования педагогического процесса, объективной и научной его организации. Представители экспериментальной педагогики абсолютизировали эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, систему количественного измерения IQ («ай-кью» - коэффициент интеллекта ребенка). Обучение должно было следовать стадиям биологического развития человека, поэтому содержание экспериментальной педагогики сводилось к получению сведений из анатомии, физиологии, психологии.
Экспериментальная педагогика стимулировала развитие дидактики, исследования процессов понимания, особенностей внимания, разработку тестовых методик проверки умственного развития детей и т. п. Однако ее представители переоценивали роль биологического фактора в становлении ребенка, переносили закономерности психофизиологического развития детей в педагогику, не находили разумного баланса между теоретическими и экспериментальными исследованиями.
Экспериментальная педагогика дала импульс к возникновению педологии.









Сейчас читают про: