Эпоха просвещения

Литература

Литература

Движение Контрреформации

Движение Реформации

Большую роль в становлении педагогических идей Реформации сыграли М. Лютер (1483-1546) и Ж. Кальвин (1509-1564). Реформация - это движение против засилья католицизма как господствующей идеологии, стремление к перестройке религиозного сознания в духе рациональной трактовки христианства. Лозунг широкого образования детей всех сословий на родном языке. Распространению образования служили школы в «братских общинах» -светских организациях, исповедующих идеалы христианского коммунизма (как, например, «Чешские братья»). В основе Реформации лежал идеал общины, подчиняющей себе личность. Воспитание становилось инструментом власти над людьми.

Контрреформация - католическая реакция на движение протестантизма. Выступало против гуманистической традиции, противопоставив ей иезуитскую систему воспитания. Создавались бесплатные общественные начальные школы. Прогрессивные методы (состязания, конкурсы, театрализованные представления, школьное самоуправление и др.) сочетались с тотальной слежкой, авторитаризмом и формализмом обучения. Цель - воспитание фанатической преданности католической церкви.

Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х т. -М., 1984.
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М., 1965.
Безрогов В. Г., Мошкова Л. В., Огородникова И. И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе // Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография. - М., 1996.
Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднегосредневековья и начала Нового времени (исследования и материалы): Сб. научн. трудов. / Под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова. - М., 1990.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М, 1998.
Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 2000.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М, 2001.
Лещинский В. И., Лаврикова Г. В., Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.
Меньшова В. М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Луиса Вивеса. М., 1985.
Монтень М. Опыты: В 3-х кн. - М., 1980.
Мор Т. Утопия / Пер. Ю. М. Каган. - М., 1978.
Рабинович В. Л. Ученый человек в средневековой культу
ре: Наука и культура / Под ред. Б. И. Келле. - М., 1984.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / Пер. Н. Любимова. - М, 1981.
Струков Б. Г. Университеты Германии как центры образования и культуры в средние века. - М, 1980.
Уваров П. Ю. Университет в средневековом городе // Культура и искусство западноевропейского средневековья. - М., 1981.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.
Эразм Роттердамский. Философские произведения / Отв. ред. В. В. Соколов. - М., 1986.

Ян Амос Коменский (1592-1670)

Я. А. Коменский - великий чешский мыслитель, общественный деятель и педагог. Участник национально-освободительного движения в Чехии, один из руководителей «Чешских братьев», продолжатель национально-освободительного гуситского движения. Его педагогическая концепция формировалась под непосредственным влиянием плохо сочетавшихся между собой, во многом несовместимых, протестантизма, античной философии и идей Возрождения. Но главным в его мировоззрении был гуманизм.
С именем Коменского связано становление педагогики как самостоятельной отрасли знания. Его педагогические труды стали основой для развития педагогической теории и практики XVII и последующих веков, идеи реализуются в школьной практике и сегодня. Для педагогических взглядов Коменского свойственна ориентация на формирующую, знаниевую парадигму.
Демократизм и гуманизм взглядов Коменского проявился в идеях обучения всех всему (людей всех сословий, мальчиков и девочек), соответствие воспитания свойствам человеческой природы, соответствие содержания образования природному развитию ребенка, обучение на родном языке, воспитание как развитие духовных сил ребенка, личность как совершенное творение природы. Коменский видел в воспитании предпосылку для дальнейшего прогресса человечества: «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него граждане. В обилии мудрецов - счастье мира».
Центральной в педагогической концепции Коменского стала идея пансофии - всеобщей мудрости, под которой он понимает необходимость универсального знания о реальном мире вещей и явлений. Эта идея играет ведущую роль в определении цели воспитания, содержания образования, организации и методов обучения.
Цель школы: «стать мастерской для выработки из людей подлинных людей». Школа должна развивать способности, совершенствовать языки, давать реальные знания о реальном мире, воспитывать нравственность, готовить к разумному управлению собой и вещами.
Под воспитанием Коменский понимает целенаправленный и организованный процесс формирования ребенка в специально организованной среде под непосредственным руководством воспитателя-учителя.
Содержание образования: научное образование (ему соответствует реальное знание, пригодное в жизни, «открывающее двери природы», отобранное и отжатое); добродетель, или нравственность (добродетели: мудрость, умеренность, мужество, справедливость, достоинство, гуманность, привычка к труду, терпение, обуздание страстей), огромную роль отводил дисциплине как сознательному соблюдению школьных законов, норм, своего долга; религиозность, или благочестие. Упоминал также эстетическое, физическое воспитание, подготовку к труду.
Принцип природосообразности: человек - часть природы, и его воспитание должно строиться по тем же законам, которые существуют в природе. В такой формулировке принципа природосообразности говорится не об индивидуальной природе каждого человека, а только об общих природных закономерностях развития и воспитания человека.
Коменский первым спроектировал образовательный процесс, сформулировал законы организованной школы, создал классно-урочную систему, выдвинул дидактические принципы: наглядности («золотое правило дидактики»), сознательности, систематичности, прочности, посильности, развития познавательной активности и др.
Исходя из принципа природосообразности, разработал возрастную периодизацию, которой соответствует система школ (материнская школа - до 6 лет; школа родного языка - до 12; латинская школа - до 18; академия - до 24 лет) и определенное содержание образования на каждом из возрастных этапов.
Роль учителя: возвысил учителя, значимость его труда. Учитель - пример, источник знания, организатор учебного процесса. Главное для него - владение методом обучения. В то же время считал метод универсальным средством, применение и успех которого не зависит от личности учителя.
Педагогические идеи Коменского не утрачивают своей актуальности по сей день.

Алый Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского / Пер. с нем. - М., 1957.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М.,1998.
Джуринский А. Н. История педагогики. - М., 2000.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М., 2001.
Коменский Я. А. Избр. пед. соч.: В 2-х т. - М., 1982.
Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. — М., 1987.
Красновский А. А. Ян Амос Коменский. - М., 1953.
Лещинский В. И., Лаврикова Т. В., Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: