double arrow

Просвещение в Северной Америке


Просветительское движение. Энциклопедисты

Абсолютизм во Франции в XVIII веке приходил к упадку (со времени правления Людовика XIV). Тогда же разворачивается просветительское движение. Великой французской революции предшествовала долгая идеологическая борьба, оплотом которой явились просветители. Во главе просветительства почти 30 лет стоял Вольтер. Передовые люди критиковали существующий строй, власть религии и церкви, были пропагандистами нового мировоззрения.
«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» - совместный многотомный труд французских просветителей под редакцией Д. Дидро, превратившего первоначально задуманную как словарь энциклопедию в мероприятие огромной политической и культурной важности, монументальное произведение общенационального значения. Цель: пропаганда нового естественнонаучного мышления, критика идеологии феодализма.
В создании «Энциклопедии» участвовали Э. Кондильяк, Ж. Л. Д'Аламбер, П. А. Гольбах, К. А. Гельвеций, Ж. -Ж. Руссо.
Теория «просвещенной монархии» - вера в разумное правление просвещенного монарха на благо народа, государства, монархии.
Спор о пределах возможностей воспитания, начатый Дж. Локком, продолжили К. А. Гельвеции и Д. Дидро.




Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Ж. -Ж. Руссо - один из виднейших деятелей Французского Просвещения.
Краеугольным камнем его социальных и педагогических взглядов является естественное право человека быть свободным. Ж. -Ж. Руссо выдвинул теорию естественного и свободного воспитания. По его мнению, человек рождается справедливым, равноправным.
Воспитание должно следовать индивидуальной природе ребенка. Под природосообразностью воспитания Руссо понимал соответствие воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка. В каждый из четырех возрастных периодов решаются определенные воспитательные задачи.
Свобода - главное средство и условие воспитания. Одновременно и благо, и зло. Руссо требует уважения к личности ребенка, отмены всякого насилия: от телесных наказаний до подчинения воле воспитателя, навязывания готовых знаний.
Теория свободного воспитания по-новому определяет роль воспитателя, который, следуя природе ребенка, направляет его в заданное индивидуальной природой русло, косвенно помогает. Среда, общество не должны влиять на развитие ребенка, так как это мешает его свободе.
«Естественное воспитание» - воспитание как процесс естественного развития ребенка согласно его индивидуальной природе. Руссо отрицает общественное воспитание, поэтому ребенок должен воспитываться на природе, самостоятельно из собственного опыта получая необходимые знания. Вся окружающая среда, люди «подсказывают» правильное решение. «Естественные последствия» поступков, а не общественная мораль, покажут ребенку, что хорошо, а что плохо. Поэтому из обучения до 12 лет исключаются и книги (кроме «Робинзона Крузо» Д. Дефо).
Три вида воспитания: воспитание природой, воспитание людьми (развитие и использование способностей человека), воспитание вещами (формируется собственный опыт человека) дол5кны быть гармонично связаны.
В трактате «Эмиль, или О воспитании» Руссо дает программу воспитания добропорядочного гражданина, которая включает физическое воспитание, воспитание органов чувств, умственное воспитание в сочетании с трудовым обучением, нравственное и трудовое воспитание.
Ж. -Ж. Руссо оказал огромное влияние на становление развивающей парадигмы образования, его идеи и, в первую очередь, идея свободного воспитания оказала огромное воздействие на умы современников и последователей (Л. Толстой, М. Монтессори, К. Вентцель и др. ).



Просвещение в Америке развивалось под влиянием идей английской философии. Оно было связано с борьбой за независимость, становлением и укреплением нового государства. Стремление обеспечить свободу, независимость, благосостояние народа заставляло государственных деятелей заниматься вопросами просвещения и образования.

Бенджамин Франклин (1706-1790)

Б. Франклин - ученый в области экономики, естествознания, философии, литературы, член Российской академии наук. Основатель учебных заведений. Говорил о необходимости такого образования, которое учило бы самостоятельно учиться. Возражал против ранней профессионализации в школе. Критиковал схоластическую систему образования, утверждая, что человек должен знать законы объективной реальности, что образование должно ориентироваться на потребности действительности, быть связанным с экономикой и культурой. По его проекту в 1751 г. в Филадельфии была открыта «Академия», состоящая из трех школ: классической, математической и английской, где предоставлялось право выбора типа образования.



Томас Джефферсон (1743-1826)

Т. Джефферсон - третий президент Соединенных Штатов Америки, автор проекта Декларации независимости, ректор университета штата Виргиния. В 1779 г. разработал проект закона о всеобщем распространении знаний, в котором школа утверждалась как всеобщая, бесплатная и обязательная. Школа должна быть такой, чтобы удовлетворять потребности нации. Участвовал в разработке модели трехступенчатой школы, принципиально отличной от европейской модели образования. Первая ступень - трехлетняя начальная школа, знакомила с основами грамотности и с ремеслами, необходимыми в обиходе. Вторая ступень давала прикладные знания для развития сельского хозяйства и промышленности, содержала два направления - для тех, кто склонен к ремеслам, и тех, кто склонен к наукам. Третья ступень - совершенствование знаний и практических умений по выбранному ранее направлению.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)

И. Г. Фихте - философ, представитель немецкого классического идеализма, педагог, профессор Иенского университета, профессор и ректор Берлинского университета. В философских воззрениях признает огромную роль человека как познающего мир и действующего. Возглавил группу немецких педагогов-просветителей, предложивших ряд проектов по созданию единой светской школы, общественно полезного обучения. Цель воспитания - развить цельного человека, для чего необходимо развивать у него волю и любовь к добру, творческую деятельность, создающую образы добра. Воспитание не мыслится им вне национальности. Основную роль в образовании отводил государству, которое таким образом создает для общества полезных граждан.

Фридрих Август Вольф (1759-1824)

Ф. А. Вольф - уделял внимание реорганизации гимназии, которая должна давать одновременно классическое образование и «современное», содержанием которого были бы практически полезные и необходимые знания.

Вильгельм Гумбольдт (1767-1835)

В. Гумбольдт - немецкий филолог, философ, государственный деятель. Реформатор гимназического образования. Инициатор открытия университета в Берлине (1810). Написал «Идеи к опыту», «Язык и философия культуры». Разработал общие принципы организации общественного воспитания, предлагал передать управление школой государству, ограничить изучение религии. Изъял гимназии из ведения церкви. Видел основополагающее образовательное и воспитательное значение языка.

Иоганн Бернгард Базедов (1724-1790)

И. Б. Базедов - основатель педагогического течения филантропизма. Выступал за связь школьного образования с жизнью, за религиозный нейтралитет школы. Цель школы — подготовить детей к общеполезной, патриотической и счастливой жизни. Видел воспитание в единстве умственного, нравственного и физического. В 1774 г. открыл первое принципиально новое учебное заведение -филантропин, в котором обучение было связано с природой, жизнью. В содержание образования были включены новые языки, философия, мораль, математика, естествознание, история и др. Важное значение в содержании образования придавал ручному труду.







Сейчас читают про: