double arrow

Культура России XVII века

XVII век — последний этап в развитии древнерусской средневековой культуры и начальный период в развитии культуры нового времени. Переплетение старых, отживающих явлений и новых, нарождающихся и постепенно набирающих силу в общественно-культурной жизни России XVII в., было одной из самых характерных черт эпохи. По-прежнему новый год начинался с 1 сентября, а сутки, как и раньше, делились на дневные и ночные часы. Отсчет дневного времени начинался после восхода солнца — 1-й час, 2-й час и так далее. После захода солнца точно так же отсчитывали вечернее время. В зависимости от времени года количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. Соответственно были устроены часы, установленные на Спасской башне Московского Кремля. Они имели циферблат с 17 делениями, который вращался и подводил одну из цифр к неподвижно укрепленной на стене стрелке.

Церковь прилагала большие усилия, препятствуя обмирщению культуры. По требованию церкви, в 1648 г. царь Алексей Михайлович специальным указом запретил скоморошество и всякую игру на народных музыкальных инструментах. После этого в 40—60-е гг. прокатилась волна репрессий против скоморохов по всей стране. Их хватали и отсылали в Сибирь. Музы­кальные инструменты ломали, топили в реке или сжигали. Запрету подлежали игра в шахматы и катание на качелях. В 1652 г. было запрещено шатровое зодчество как несоответствующее церковным канонам. Художникам рекомендовалось писать иконы так, как писал их в конце XIV — начале XV в. Андрей Рублев. Пожелавший создать при своем дворе театр царь Михаил Федорович так и не смог этого сделать. А спектакли времен царя Алексея Михайловича проходили тщательную церковную цензуру. Церковь препятствовала распространению научных знаний. Московский патриарх Иоасаф писал:"... Богомерзостен перед Богом всякий, кто любит геометрию. Духовный грех учиться геометрии и иностранным книгам. Проклинаю радости тех, которые занимаются астрономией... Следует любить простоту больше мудрости... Что вверх тебя, выше тебя — о том не думай, что непонятно для тебя — того не познавай. Тебе дано готовое учение — его и держись.” Однако борьба эта была безнадежной.

Время русского средневековья постепенно кончалось. Светские элементы постепенно, но неумолимо отвоевывали в обществе одну позицию за другой. Значительное расширение связей со странами Западной Европы меняло образ жизни, традиционное общественное мировоззрение и вызывало существенные перемены в культурной жизни страны.

Как и в предшествующее столетие, много сил и средств тратилось на обустройство государства, на изменение его внешнего облика. Только теперь темпы кирпично-каменного строительства заметно выросли. Оно ве­лось и в городах, и в крупных феодальных хозяйствах. Зданий из кирпича и камня в XVII в. построили в несколько раз больше, чем в XVI в. В культовых постройках большое распространение получили архитектурные комплексы, в которые входили церковь, трапезная и колокольня. Чаще, чем в XVI в., теперь строили гражданские кирпично-каменные здания. В 1675—1683 гг. было построено здание Приказов — первое административное здание в Московском Кремле из кирпича и камня. Обычным явлением постепенно становились каменные жилые дома. Б 1635—1637 гг. в Московским Кремле был построен Теремной дворец. В 1651 г. там жe были построены палаты боярина Милославского. В 1671 г. они были соединены каменным переходом с царским дворцом и получили название Потешного дворца. Позже в Москве появились двухэтажные палаты дьяка Аверкия Кириллова, палаты купца Чулкова. Каменные жилые дома стали строить в Ярославле, Курске, Калуге, Пскове и других городах страны. Эти дома часто имели верхние деревянные этажи, собственно в которых и жили. Нижние каменные этажи обычно использовались в парадных или хозяйственных целях. Это говорило о том, что хотя и входили в моду жилые каменные дома, русские люди все же предпочитали по традиции жить в деревянных помещениях. Среда обитания, основанная на глубоком понимании эстетических начал в природе, продолжала оставаться неотъемлемой частью бытия народа.

В XVII в. начинается строительство кирпично-каменных торговых и промышленных зданий. Так, в 40-е гг. был построен Гостиный двор в Москве, в 60—70-е гг. — Гостиный двор в Архангельске. В Москве также были построены из камня Пушечный и Хамовный дворы. Что касается крупных оборонительных кирпично-каменных сооружений, то они в этом столетии почти не возводятся. Более того, некоторым прежним боевым крепостям придается парадный, торжественный вид. Именно так стал выглядеть Мос- ковский Кремль после реконструкции его башен. Например, Спасская башня была украшена часами, белокаменными скульптурами и получила острое шатровое завершение. Хотя общее число кирпично-каменных построек в России XVII в. было значительным, они не изменили принципиально внешний облик огромной по территории державы. Основным строительным материалом до конца столетия и в городах, и тем более в селах оставалось дерево. Для жилых зданий использовали сосну, для культовых и оборонительных сооружений — более прочный дуб. Редкие памятники народного деревянного зодчества XVII столетия свидетельствует о том, что русские "древодели" были прекрасными мастерами. Наиболее типичными жилыми постройками оставались срубные избы с сенями и клетями. Они часто украшались коньками, крылечками, резьбой. Богатые дома были двух- и трехэтажными. Их называли теремами или дворцами.

Переходный период в XVII в. переживала не только русская архитектура, но и изобразительное искусство. Впервые русские художники стали делить себя на иконописцев и живописцев. Живописцы пропагандировали новые эстетические вкусы в обществе, выступали за натуралистические методы изображения в искусстве. Наиболее ярко процесс обмирщения изобразительного искусства проявился в "парсуне" (от лат. persiona —личность, т.е. портрет реального лица). Этот чисто светский живописный жанр получил особое развитие во второй половине XVII в. (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра). Лучшие парсуны были написаны в конце века. Это, например, портреты стольника В. Ф. Люткина, дяди и матери Петра I — Л. К. и Н. К. Нарышкиных. В них уже наметились черты русского портрета XVIII в. — внимание к внутреннему миру портретируемого, поэтизация образа, тонкий колорит. Всего за несколько десятилетий новый жанр в живописи прошел заметный путь — от полуиконописных парсун до вполне реалистических изображений. Реалистические устремления в изобразительное искусстве, как и в архитектуре, выражали становление нового, внерелигиозного мировоззрения.

Заметно светский характер приобретает литература. В значительной степени этому способствовали изменения, происходившие в развитии русского литературного языка. Рост образованности в демократических слоях населения, прежде всего городского, привел к усилению влияния на литературу устного народного творчества. Появляются первые чисто светские произведения, героями которых становятся вымышленные лица — выходцы из разных слоев российского общества. Внутренний мир обычного человека, его переживания, участие в семейных, общественных и государственных делах лежали теперь в основе сюжетов повестей и романов ("Повесть о Савве Грудцыне", "Служба кабаку", "Повесть о Шемякине суде" и многие другие). Под влиянием народного творчества изменялись такие традицион­ные жанры древнерусской литературы, как жития. Так, "Житие протопопа Аввакума", "Повесть об Улиании Осорьиной", хотя и повторяют приемы житийных произведений, больше похожи на биографические повести.

К XVII в. относится начало профессионального стихосложения в России. Первым русским поэтом стал Симеон Полоцкий — монах, известный и талантливый поэт, драматург и проповедник. Он переложил на стихи «Псалтырь», написал ряд стихотворных произведений, прославлявших Русское государство и сильную власть монарха. Учениками и продолжателями русского поэтического творчества стали С. Медведев и К. Истомин. Развитие отношений со странами Западной Европы усилило приток переводной литературы, главным образом любовного и приключенческого содержания. Она поступала обычно из Чехии и Польши (например, "Повесть о Бове королевиче" или "Повесть о Василии Златовласом”).

В первой половине XVII в. русская православная церковь достигла наивысшего уровня в своем развитии. Однако с середины столетия роль церкви в духовной жизни страны постепенно начала ослабевать, что ярко проявилось в ходе реформ патриарха Никона, закончившихся расколом. Расширялся круг интересов российских жителей, росла потребность в зна­ниях, практических советах и примерах. Обычным делом становилось обу­чение детей не только чтению, письму и счету, но и иностранным языкам особенно важно было знать латинский, польский и греческий языки. Более широкое распространение получает печатная книга. В 1648—1649 гг. на складах Московского Печатного двора находилось 11 450 экземпляров книг, среди которых большинство составляли светские и учебные книги. Многие из книг, например буквари, переиздавались в XVII в. по нескольку раз. В 1627 г. была составлена "Книга Большому чертежу" — главное практическое руководство по географии и этнографии России. В 1648 г. издана "Грамматика" Мелетия Смотрицкого, а в 1682 г. — таблица умножения. Большую популярность со второй половины века приобретает "Синопсис" первый учебник по истории Русского государства. Книгу теперь можно было встретить не только в царской семье, но и в семьях посадских людей и купцов.

В XVII в. в России появляются школы, создававшиеся по примеру школ Украины и Белоруссии. В них изучали не только богословские дисциплины, но и риторику, иностранные языки, философию. В 1687 г. в Москве было открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. В академии могли поступать люди "вского чина, сана и возрас­та". Выпускники академии пополняли кадры высшего духовенства и чиновников. Любителям западноевропейского образования и комфорта нелегко было служить и жить в суеверном и малоразвитом российском обществе XVII столетия. Порой их обвиняли в волшебстве, как, например, это случилось с Артамоном Сергеевичем Матвеевым. Известный русский боярин, дьячий сын, любимец царя, первый москвич, открывший в своем по-европейски убранном доме нечто вроде вечеров с целью поговорить, обменяться мыслями и новостями, с участием хозяйки и без попоек, устроитель придворного театра, А. С. Матвеев был обвинен в чародействе. На него показали, что будто бы он вместе с доктором Стефаном, запершись в палату, читал черную книгу и в это время к ним являлись нечистые духи. По этому доносу Матвеева сослали в заточенье с отнятием у него всех имений и боярского сана. Находясь в ссылке, боярин много раз писал царю, патриарху и знакомым боярам, но долго не мог добиться успеха. И все же, несмотря на трудности, новые явления в общественно-культурной жизни России XVII в. постепенно прокладывали себе дорогу, создавая тем самым условия для культурных и иных преобразований в грядущем веке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: