Тема 1. Методы изучения региональной истории в современной исторической науке.
Темы дисциплины и виды занятий
Содержание курса.
Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах) для студентов очного отделения.
№ п/п | Виды учебных занятий | Количество часов |
1. | Всего часов по дисциплине | |
2. | Самостоятельная работа | |
3. | Аудиторная работа | |
в том числе: | ||
– лекций | ||
– семинаров |
Наименование разделов и тем. | Макс. учеб. нагрузка студента, час. | Количество аудиторных часов при очной форме обучения. | Само-стоятель-ная работа студента. | ||
Лекции | Лабо-ратор-ные- работы. | Практи-чес- кие занятия. | |||
Раздел 1.Основы научных исследований: теоретическая история. | |||||
Тема 1. Методы изучения региональной истории в современной исторической науке. | |||||
Раздел 2.Характерные черты становления этнических общностей и государства у тюркоязычных народов Евразии. | |||||
Тема 2. Этногенез татарского народа. | |||||
Тема 3. Становление государственности тюркских народов. | |||||
Тема 4. Волжская Булгария. | |||||
Тема 5. Золотая Орда. | |||||
Тема 6. Казанское ханство. | |||||
Раздел 3.Исторический опыт сосуществования культур в Поволжско-Уральском регионе в XVI – XX веках. | |||||
Тема 7. Казанский край во второй половине 16 – 17 веках. | |||||
Тема 8. Казанская губерния в 18 веке. | |||||
Тема 9. Революция 1905 года и национальное движение | |||||
Тема 10. Образование ТАССР. Национальная политика большевиков. | |||||
Тема 11. ТАССР в 30-е – 80-е годы. | |||||
Тема 12. Проблема федерализма в современной России: Республика Татарстан в 1990-е годы. | |||||
итого: |
2.2. Содержание разделов дисциплины «История Республики Татарстан»
Раздел 1 .Основы научных исследований: теоретическая история.
Региональная (локальная история) как попытка создания подлинно «тотальной истории». Локальная история как способ изучения реального пространства, на котором в обществе сталкиваются противоположные интересы. Локальная история как поле исследований, на котором устраняются барьеры специализаций на пути тематически интегрированного видения прошлого. Воздействие культурологического подхода к истории на современную историографию. Антропологические исследования и формирование представлений о разнообразии менталитета людей. История «народной культуры». «Новая социальная история»: взгляд на общество как на целостный организм. История повседневности.
Раздел 2 .Характерные черты становления этнических общностей и государства у тюркоязычных народов Евразии.
Определение понятия «этнос» («народ»). Что такое «менталитет»? Концепции происхождения татарского народа. Синтез культур как основа формирования нового этноса: гунны, тюрки, сарматы, финно-угры. Хунно-гуннские тюркские племена и их предки. Понятие «Великое переселение народов». Распад союза гуннских племен, их уход в Причерноморье.
Происхождение слова "тюрк". Тюркоязычные татарские племена – "Отуз-татар" ("Тридцать татар") и "Токуз татар" ("Девять татар"). Кипчаки – кочевые племена Северного Алтая. Этнические процессы в первые века н. э. на территории Среднего Поволжья. Проблема тюркизации региона. Финно-угорские племена.
Ислам и формирование булгарской культуры. Этнос и этноним. Начало формирования этноса татар Поволжья и Приуралья.