double arrow

Архитектура. Крупнейшим представителем татарской художественной литературы второй половины XVIII – начала XIX вв. был Утыз Имяни. Он получил образование в медресе


Литература, искусство, театр

Крупнейшим представителем татарской художественной литературы второй половины XVIII – начала XIX вв. был Утыз Имяни. Он получил образование в медресе Каргалинской слободы, затем совершенствовал знания в Бухаре, Герате, Кабуле, Балхе, служил имам-хатибом и мударрисом в различных деревнях Казанской и Оренбургской губерний. Утыз Имяни написал десять поэм, в том числе «Подарок обездоленным и притчи о терпении», «Дары эпохи», «Добрые наставления для очищения мыслей», «Важнейшие проблемы эпохи». В его поэзии звучат уже новые, светские мотивы, новые мысли. Он воспевал в своих сочинениях добродетель, справедливость, взаимопомощь, осуждал лесть, стяжательство, зависть, другие пороки. Творчество Утыз Имяни является ярким свидетельством поворота татарской литературы от религиозно-дидактических к социальным, морально-этическим проблемам, демократизации языка, формы и стиля произведений.

Во второй половине XVIII в. в татарской литературе складывается новый жанр – «сэяхатнамэ» (записки о путешествиях), который отражал возраставший практический интерес к укреплению торговых связей с другими государствами. Самым известным памятником этого жанра являются «записки» Исмагила Бекмухаммедова о его путешествии в Индию.

Светскую направленность имели и произведения устного народного творчества. В байтах, исторических песнях, сказках, пословицах народ выражал свои представления о справедливом общественном устройстве, о лучших человеческих качествах.

В литературной жизни того времени заметный след оставил Михаил Иванович Веревкин (1732-1795), асессор Московского университета, первый директор Казанской гимназии. Он написал пьесы «Точь-в-точь», «Так и должно быть», «Именинник», сочинял стихи, активно занимался переводами, в том числе переводил на русский язык пьесы французского комедиографа, реформатора сценического искусства Мольера. В 1785 г. М.И. Веревкин был избран академиком Российской академии наук и художеств.

Российскую известность получил казанский поэт Гаврила Петрович Каменев (1772-1803). Его отец, купец П.Г. Каменев, происходил из татарского княжеского рода Макуловых.

Перу Г.П. Каменева принадлежат поэмы «Громовой», «Громвал», стихотворения, переводы. Его произведения публиковались во многих московских журналах, а поэма «Громвал» была помещена в «Собрание русских стихотворений», многие годы входила в литературные хрестоматии XIX в. О творчестве Каменева высоко отзывались Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. «Этот человек, – отмечал А.С. Пушкин, – достоин был уважения: он первый в России осмелился отступить от классицизма. Мы, русские романтики, должны принести дань его памяти». Г.П. Каменев, таким образом, был одним из первых представителей раннего русского романтизма.

«Отцом русских поэтов» стал уроженец деревни Сокуры Лаишевского уезда Гавриил Романович Державин (1743-1816). Он учился в Казанской гимназии, несколько раз бывал в Казани, став уже выдающимся мастером поэзии. О городе своей юности он оставил немало проникновенных строк. В стихотворении «Арфа» Г.Р. Державин писал:

Как весело внимать, когда она

Поет про Родину, Отечество драгое,

И возвещает мне, как там цветет весна,

Как время катится в Казани золотое!

Во второй половине столетия в Казани существовало литературное общество. В него входили секретарь Казанского магистрата С.А. Москотильников, Г.П. Каменев, директор Казанского главного народного училища И.И. Чернявский, литератор и библиофил И.А. Второв, писатель и историк Н.С. Арцыбашев. Общество знакомило общественность города с наиболее важными новинками русской литературы.

Первые публичные театральные представления в Казани известны со второй половины 20-х гг. XVII столетия. Их давали воспитанники Казанского духовного училища. Затем спектакли стали ставить гимназисты. Первой в Казанской гимназии была показана пьеса Мольера «Школа мужей» в апреле 1760 г. Гимназисты ставили также спектакли по пьесам А.П. Сумарокова, М. Хераскова, И.И. Дмитриева, М.И. Веревкина. Эти спектакли посещали и жители татарских слобод.

Одно время театральные зрелища прекратились. Узнав об этом во время посещения Казани в 1767 г., Екатерина II распорядилась возобновить их. Что и было сделано к удовольствию публики.

Театральные труппы появились в имениях отдельных дворян. Так, крепостной театр содержал в селе Юматовка казанский помещик П.П. Есипов.

В 1791 г. в Казани был создан постоянный публичный театр (с него берет начало Русский драматический театр). Его первым руководителем-антрепнером стал бывший придворный актер В.Р. Бобровский. Спектакли вначале ставились силами «любителей из благородных», а с 1800 г. появились своя труппа и свое специальное здание.

Первые шаги делало музыкальное искусство. В Казани было несколько военных оркестров. Свой оркестр имелся в театре П.П. Есипова, которым руководил дирижер-композитор А.В. Новиков. Любители-музыканты играли в публичном театре и Главном народном училище. Известными музыкантами среди татар были скрипачи М. Галеев, И. Загитов.

Определенное развитие в XVIII в. получила архитектура, прежде всего в Казани. В 1768 г. первым профессиональным казанским архитектором Василием Ивановичем Кафтыревым был разработан проект перепланировки города. Центральные улицы стали застраивать преимущественно каменными домами. Но после пугачевского «взятия» Казань сильно выгорела (в этом столетии Казань выгорала четыре раза). Потребовался новый генеральный план, который осуществлялся довольно энергично. В 1800 г. город посетил просветитель, литератор М.И. Невзоров. Он писал, что Казань «теперь представляет прекраснейший и во всей России, после Москвы и Петербурга, лучший город, регулярно по плану выстроенный и прямыми приятными улицами разделенный, великолепные церкви, татарские мечети и два большие рынка».

В.И. Кафтырев был представителем русского барокко. По его проектам в Казани было построено много гражданских и культовых сооружений. Среди них – комплекс Адмиралтейской конторы, дом Чекмарева-Каменева, здание Присутственных мест в Кремле, Архиерейская дача, церковь Четырех евангелистов.

Предположительно, по проекту В.И. Кафтырева на средства прихожан в 1766-1770 гг. была сооружена Первая соборная мечеть (мечеть Марджани). Она была построена в Старотатарской слободе в традициях татарской средневековой архитектуры и стилевых формах провинциального барокко. Автор проекта другой мечети, Апанаевской (Вторая соборная мечеть), неизвестен. Средства на ее строительство выделил купец Я. Султангалеев. Здание выдержано в традициях татарского зодчества с использованием элементов русского барокко и татарского декоративного искусства.

К первой половине столетия относится сооружение новых корпусов суконной мануфактуры, Дрябловского дома, Петропавловского собора, церквей Богоявления, Евдокии, Покровской церкви. Так, в 1723-1726 гг. на средства купца И.А. Михляева в стиле «украинского» барокко был построен в честь посещения Казани Петром I в 1722 г. Петропавловский собор.

Очень изменился и похорошел в XVIII столетии Кремль. Здесь появился комплекс обер-комендантского двора, который включал в себя губернаторский дворец, административные здания, церковь. Комплекс был обнесен каменной стеной с высокой проездной башней. На Спасской башне Кремля были установлены часы с боем и вращающимся вокруг стрелок циферблатом.

Таким образом, культурная жизнь края в XVIII в. развивалась довольно активно. Началось становление светского образования, утверждение светских мотивов в татарской литературе, формирование татарского просветительства, велись научные исследования. Возникло театральное искусство, развивалась архитектура. Достигнутое в тот период обогащало сокровищницу общероссийской культуры.


Сейчас читают про: