double arrow

Вопросы для обсуждения. Знания и умения, формируемые на занятии


Глоссарий

План

Знания и умения, формируемые на занятии

На занятии формируются следующиезнания:

- о выдающихся православных деятелях России и Курского края;

- важнейших методологических концепций исторического процесса, в частности "устной истории" (oral history);

- особенностей исторического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

умения:

- устанавливать причины, предпосылки и выявлять закономерности развития исторических событий и процессов;

- анализировать события культурной и религиозной истории Курского края и России;

- определять значение важных исторических событий и процессов российской истории;

- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

- осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений;

- формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его собственными историческими знаниями;

- участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации, тезисов;

Материально-техническое оборудование:мультимедийное оборудование, фотоаппарат, диктофон, бумага. Необходим доступ в Интернет, в частности на сайты, посвященные изучению "устной истории" (например, http://www.newlocalhistory.com/ustnaya/).

1. Языческие верования курян и русские народные традиции. Сохранение фольклора сегодня.

2. Принятие христианства на Руси. Феодосий Печерский – первый известный курянин, основатель российского общежительного монашества.

3. Иоасаф Белгородский и Серафим Саровский – святители земли курской.

4. Религиозные верования и православная церковь и куряне в ХХ - начале ХХI вв.: от гонений на верующих к возрождению Русской православной церкви.




5. Новомученики. Владыка Дамиан и сохранение его наследия – Дамиановские чтения.

Дайте определения следующих терминов: язычество, единобожие, христианство и православие, священномученик, святитель, епископ, архиепископ, новомученик, репрессии верующих, изъятие церковных ценностей, тоталитарная культура, реабилитация пострадавших в период политических репрессий.

1. Какими двумя противоположными явлениями характеризуется современный период культурно-политического развития втягивания российской провинции в мировой цивилизационный поток?

2. С какого периода в Курске начинается всплеск общественного интереса к сохранению культурного наследия, «возвращению» в культуру «белых пятен» истории?

3. Перечислите и охарактеризуйте этапы потерь культурного наследия в истории России.

4. Какие виды песен были распространены на Курской земле? Чем это объясняется?

5. Какие песни называются лирическими? В чем своеобразие курских лирических песен?

6. Вспомните особенности курского национального костюма. Расскажите о его символике.

7. П. Бульбанюк, исследовавший песни Курского края, отмечал: "Курские песни чрезвычайно богаты метафорическими образами, символами, сравнениями, разнообразными яркими эпитетами. Эмоциональность песни достигается очень частым употреблением уменьшительно- ласкательных форм: братец, сестрица, кукушечка, горюшко, солнышко, дубравушка, садик, реченька и т. д. Наконец, для лексики курских песен характерно наличие украинизмов, которые придают им особый колорит". Приведите примеры художественных приемов, используемых в курских лирических песнях.



8. Расскажите о языческих верованиях курян в VI - Х вв., о древнерусских народных обычаях и традиции. Какова, на Ваш взгляд, роль языческих и православных традиций в современной жизни и сознании курян?

9. 2. Объясните, почему принятие христианства на Руси в 988 г. стало началом расцвета русской культуры. Почему наш земляк Феодосий Печерский вошел в историю как основатель российского монашества и российской духовности.

10. Расскажите об истории обретения и дальнейшего почитания на Руси и в Курском крае иконы Божией Матери "Знамение" Курская Коренная.

11. Определите роль иконы Божией Матери Курская Коренная "Знамение" в строительстве Курского Коренного мужского монастыря, в возрождении г. Курска.

12. Что означает часто звучащая в современном мире фраза: "Коренная пустынь и монастырь – место паломничества"?

13. Какова судьба святыни Курского края – иконы Божией Матери "Знамение" Курская Коренная – после революции 1917 года?

14. Иоасаф Белгородский (ХVIII в.) и Серафим Саровский (род. в ХVIII, ум. в ХIХ, просл. в ХХ в.) были причислены к лику святых. Расскажите об их духовной деятельности, о том, как современники сохраняют культурно-историческое наследие, оставленное ими.

15. Расскажите о гонениях на священнослужителей и верующих Русской православной церкви в 1930-е годы. Что, на Ваш взгляд, было причиной репрессий священнослужителей и верующих?

16. Расскажите о жизни и служении владыки Дамиана. Как потомки хранят его духовное наследие?

17. Каков вклад Серафима Саровского в духовную и культурную жизнь страны и Курского края?

18. Назовите имена курян, причисленных к лику святых на Юбилейном Архиерейском соборе РПЦ в 2000 г.

19. Перечислите основные события жизни архиепископа Дамиана.

20. Какова роль новомученика Дамиана, архиепископа Курского, в трудных переговорах между высшими иерархами РПЦ и представителями ОГПУ?

21. Можно ли считать судьбу архиепископа Дамиана типичной для священнослужителей в период государственного атеизма и политических репрессий? Аргументируйте свой ответ.

22. Как куряне чтят память своего земляка – архиепископа Дамиана?

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: