Вопрос, 4 семинар
Процесс закрепощения крестьян
Вопрос, 4 семинар
Крепостное право – высшая форма неполной собственности феодала на крестьянина, основанная на прикреплении его к земле феодала (боярина, помещика, монастыря и т. п.) или феодального государства (при отсутствии частного собственника земли, когда крестьянские общины несут повинности в пользу государства).
Развитие экономики России в XV–XVI вв. связано прежде всего с постепенным закрепощением крестьян, которые жили на княжеских, боярских, церковных (монастырских) землях. По договору с землевладельцами они занимали определенные участки земли и платили за них условленный денежный или натуральный оброк, а также исполняли некоторые повинности: барщину, или издо-лье, издольщину.
Судебник 1497 г. сделал шаг по пути установления крепостного права. В 1580-х гг. в результате опричнины и неудачной Ливонской войны экономика страны оказалась в критическом положении. Массовое бегство крестьян на окраинные свободные земли вызывало большое беспокойство феодалов, терявших своих работников. Феодалы все более активно требовали от государственной власти юридического оформления зависимости крестьян от землевладельцев. Государство в свою очередь также было озабочено недопоступлением налогов в казну из-за бегства крестьян.
Постепенно сформировалась государственная система крепостного права. В 1582–1586 гг. впервые были установлены «заповедные лета», во время которых запрещался переход крестьян на Юрьев день, причем этот запрет относился ко всем категориям крестьян, как частновладельческим, так и государственным, а также и к посадскому населению городов. Эта мера, введенная как временная, позже превратилась в постоянную. В 1581 – 1592 гг. проводилась перепись земель и населения. Были составлены «писцовые книги» – юридические документы, в которых была указана принадлежность крестьян какому-либо владельцу на период переписи. В 1590–1595 гг. фактически произошла полная отмена Юрьева дня по всей стране. В это же время были установлены так называемые урочные лета, в течение которых объявлялся сыск беглых крестьян.
К середине XVI в. правительство пошло навстречу феодалам и осуществило окончательное законодательное оформление крепостного права. В январе 1649 г. на Земском соборе было принято Соборное уложение, по которому устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян и посадских людей, прикрепленных к феодалам. Крестьяне со своей семьей, имуществом и прочим объявлялись собственностью феодала.
В течение XVII в. власть феодалов над крестьянами непрерывно возрастала. Они полностью распоряжались личностью крестьян, обменивали их, дарили, продавали, закладывали, в своих хозяйствахбесконтрольно облагали сборами, подвергали физическим наказаниям. К концу XVII в. крепостные крестьяне приблизились к состоянию холопов, и в то же время некоторую часть холопов «сажали на пашню», что сближало их в экономическом отношении с остальными крестьянами. Но окончательно этот процесс завершился позже, в течение XVIII в.
[1] Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века: учебник для 10 класса. ― 6-е изд. ― М.: ООО "ТИД "Русское слово ― РС", 2006 (§22-23).
1. Становление новой российской государственности (1993–1999 гг.).
2. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации 1990-е гг.
Начало становлению российской государственности положила Декларация о государственном суверенитете, принятая съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г. Эта дата стала отмечаться как «День независимости», а позже - «День России». Декларация провозглашала верховенство Конституции и законов РСФСР на всей территории республики, предусматривала возможность приостановки действия актов СССР, вступающих в противоречие с суверенными правами России. Создается новая структура российского правительства, включающая 18 министерств, 13 государственных комитетов и Госкомиссию по экономической реформе.
Именно с этого времени начинается противостояние высших союзных и российских республиканских органов власти не только в политической, но и экономической сфере. Оно усиливается после избрания в июне 1991 г. президентом России Б.Н. Ельцина. Стремясь подорвать влияние партийных организаций КПСС на власть, Б.Н. Ельцин в июле 1991 г. принимает указ о департизации государственных органов, учреждений, организаций и предприятий. Государственным служащим разрешалось участвовать в деятельности политических партий только во внерабочее время.
В это же время начинается демонтаж советской системы местного управления. 19 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял «Положение о статусе и структуре органов управления города Москвы», вводившее должность мэра города, избираемого населением. Мэр получил широкие полномочия в руководстве социально-экономическим развитием города и в решении кадровых вопросов. Только с его санкции могли проводиться различные массовые мероприятия в столице. В дальнейшем изменения в городском управлении проводятся и в Ленинграде, переименованном в Санкт-Петербург на основании референдума. Первыми мэрами Москвы и Ленинграда избираются проельцински настроенные Г.Х. Попов, А.А. Собчак, что значительно укрепило позиции российского президента в важнейших городах страны, во многом определявших развитие политических процессов в стране.
Власть российских республиканских структур еще более усиливается после августовских событий 1991 г. В ноябре 1991 г. Россия прекратила финансирование 70 союзных министерств и других центральных учреждений, в том числе Госплана и Госснаба СССР, что и предопределило их судьбу. Вся полнота исполнительной власти на территории РСФСР переходит к правительству России. После Беловежских соглашений происходит окончательных крах союзных властных структур. РСФСР приобретает полный государственный суверенитет. По решению стран СНГ к ней переходят правомочия Советского Союза в международных организациях. Россия берет на себя и бремя долгов СССР.
Кадровые назначения в органы власти, как в центре, так и на местах, в основном проводились из числа активистов движения «Демократическая Россия». Эта организация окончательно оформилась летом 1990 г. и включала в себя самые разнородные политические силы, т.е. бывших диссидентов, демократически настроенную интеллигенцию, недовольную своим положением партгосноменклатуру, ярых антикоммунистов и просто карьеристов.
Именно демроссы в период избирательных компаний широко использовали социальную демагогию, т.е. критику КПСС, партийных привилегий, обещания создания подлинно демократических органов власти, избавление управленческих структур от нечистоплотных, обюрократившихся чиновников, улучшение жизни людей за счет перехода к рыночной экономике, высокой оплаты за честный производительный груд. Однако подлинная сущность многих «демократов» оказалась иной. Проникнув в органы законодательной и исполнительной власти, они не только обзавелись шикарными квартирами, дачами, служебными автомобилями, но и далеко небескорыстно оказывали услуги частным структурам, через подставных лиц занимались коммерцией. А это не могло не привести к быстрому падению авторитета и расколу демократов. Уже осенью 1991 г. из «Демократической России» уходят часть «сахаровцев», кадеты, христианские демократы, ДПР и другие.
Но особенно сильный удар по престижу демократов нанесла так называемая «гайдарономика» («шоковая терапия»), резко обострившая социально-экономическую ситуацию в стране и способствовавшая полевению общественных настроений. На этой почве происходит возрождение коммунистических организаций. Первой в январе 1992 г. организационно оформилось РКРП во главе с Ампиловым. Ее социальной базой стали наиболее пострадавшие в ходе реформы слои населения, т.е. часть рабочих, безработных и пенсионеров. РКРП требовала отставки правительства Ельцина - Гайдара, прекращения антинародной приватизации, воссоздания СССР в соответствии с итогами мартовского референдума 1991 г. Более умеренных позиций придерживалась воссозданная в феврале 1993 г. КПРФ как преемница РКП, лидером которой становится Г. А. Зюганов. Резко критикуя правительство за забвение интересов народа, слепое следование рекомендациям МВФ, западных советников, она в то же время признавала необходимость отказа от прежней централизованной командной экономики. Выступала за развитие многоукладной рыночной экономики по образцу нового нэпа. В политической области требовала ликвидировать институт президентства, создания правительства народного доверия из представителей различных политических партий, а в стратегическом плане - строительство демократического правового государства.
Аналогичных позиций придерживалась созданная в начале 1993 г. аграрная партия. Она была сторонницей постепенного перехода к рыночным отношениям, равноправия всех форм собственности, сохранения государственной поддержки отечественных производителей сельхозпродукции, выступала против купли-продажи земли.
Возникают организации державно-патриотической направленности. Наибольшей популярностью в 1992-1993 гг. пользовалась ЛДПР, во многом благодаря неординарности, артистическим способностям, умелому популизму ее лидера В. Жириновского. Лидер ЛДПР связывал все беды России с происками сионистов, международных финансовых организаций, ЦРУ и других западных спецслужб. Заявлял о своем стремлении возродить сильное централизованное российское государство в границах СССР путем ликвидации национально-государственных образований и воссоздания генерал-губернаторств. В экономической области ЛДПР объявляла себя сторонницей регулируемой государством рыночной экономики. Большой общественный резонанс получили обещания В. Жириновского принять решительные меры по защите русскоязычного населения в странах СНГ, создать сильную армию, покончить с преступностью и коррупцией, поднять жизненный уровень населения. Не случайно поэтому, в период парламентских выборов 1993 г. ЛДПР получила 25% мест в Государственной думе, т.е. больше чем проправительственный блок «Выбор России», КПРФ и другие партии. Но в дальнейшем, в связи с постоянным политическим маневрированием ЛДПР, ее авторитет резко падает.
С правых позиций правительство Ельцина-Гайдара критиковалось Партией экономической свободы (К. Боровой), на роль центра претендовал блок «Гражданский союз», но в условиях нарастающего социально-экономического кризиса и отсутствия в России оформившегося среднего класса, идеи центризма не получили широкой поддержки, а поэтому в дальнейшем эти партии фактически сходят с политической сцены.
Острота политической ситуации в стране усиливалась и в связи с развернувшейся борьбой за перераспределение властных полномочий между законодательной и исполнительной властями. В декабре 1992 г, съезд народных депутатов потребовал от Ельцина смены экономического курса, отставки Гайдара и внес ряд принципиальных изменений в конституцию. Одна из поправок предоставляла Верховному Совету право приостанавливать действие указов и распоряжений президента, постановлений и распоряжений Совета Министров. Б. Ельцин оценил данные решения съезда как «ползучий переворот» с целью восстановления коммунистической системы. 10 декабря 1992 г. он обращается к гражданам России с предложением провести в январе 1993 г. референдум о доверии президенту и Верховному Совету. Съезд ответил собственным обращением к россиянам и обвинил Ельцина в превышении конституционных полномочий и стремлении уничтожить законодательную власть.
Благодаря посреднической роли председателя Конституционного суда В. Зорькина на этот раз удалось несколько приглушить политический кризис. Съезд признал право президента определять своего кандидата на пост главы правительства. В свою очередь президент согласился с решением съезда об отставке Е. Гайдара. Премьер-министром был назначен В. Черномырдин.
Однако качественных коррективов экономического и политического курса не последовало. В тому же, Ельцин не собирался мириться с претензиями Верховного Совета на определяющую роль в государстве. Последним компромиссом между ними являлось решение о проведении 25 апреля референдума, в котором одним из основных являлся вопрос о доверии президенту и Верховному Совету. В голосовании приняли участие 69 млн. человек, из них 58,7% высказали доверие президенту, а 53% поддержали его политику.
Расценив итоги референдума как собственную победу, Б. Ельцин переходит к более решительным действиям. Возвращает в правительство Е. Гайдара и открыто заявляет о том, что для борьбы с двоевластием он не остановится и перед неконституционными методами борьбы. В свою очередь Верховный Совет блокирует указы президента и предложения правительства по экономической реформе, принимает проекты законов, расширяющие его правомочия. Совет Федерации 18 сентября высказывается за досрочные выборы президента и парламента.
Ответными действиями Б. Ельцина явилось принятие Указа о введении в стране прямого президентского правления на период до избрания нового парламента. Данный Указ был оценен. Конституционным судом как нарушение действующей конституции. Руководствуясь этим, Верховный Совет в ночь с 21 на 22 сентября 1993 г. отстранил Б. Ельцина от должности, и возложил обязанности президента на вице-президента А. Руцкого, приступил к формированию нового состава правительства. Эти решения были поддержаны съездом народных депутатов и большинством представительных органов власти в регионах.
Однако Обращение Верховного Совета и назначенных им новых руководителей силовых министерств к командному составу ВС, МВД и службы безопасности стать на защиту парламента не нашло поддержки.
21 сентября войска МВД блокировали «Белый дом», где находились члены Верховного Совета и их сторонники. По указанию Ю. Лужкова в здании отключили телефоны, электричество и воду. В дальнейшем происходят кровавые столкновения между милицией и сторонниками парламента, пытавшимися прорваться к Белому дому». По приказу Руцкого и Макашова вооруженные отряды берут штурмом мэрию и пытались прорваться в телецентр «Останкино». Президент объявил действия «Белого дома» фашистско-коммунистическим мятежом и ввел в Москве чрезвычайное положение. 4 октября для обстрела «Белого дома» были использованы ганки, а затем на штурм здания брошены элитные части спецназа. Руцкой, Хасбулатов, Макашов, Ачалов и другие руководители оппозиции были арестованы и помещены в Лефортово. По официальным данным, во время октябрьских событий погибло около 200 человек и ранено более 550, а по неофициальным сведениям, число жертв было гораздо больше.
9 октября был издан Указ о прекращении полномочий Советов. Первым был распущен Московский Совет, а вместо него создана городская Дума. В дальнейшем аналогичные органы создаются и в других регионах страны. Происшедшие изменения были закреплены в новой Конституции России. Ее проект был разработан президентской комиссией и 12 декабря 1993 г. вынесен на всенародное голосование, проводившееся одновременно с выборами Федерального Собрания. По официальным данным, за предложенный проект Конституции проголосовало 58,4% от ' участвовавших в голосовании (но их численность составляла лишь 32,3% от общего числа избирателей).
Новая Конституция провозглашала Россию демократическим правовым федеративным государством. Закреплялось разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства объявлялся президент, избираемый на 4 года и наделенный широчайшими полномочиями, в том числе правом вето в отношении законов и решений, принятых Федеральным Собранием; правом роспуска Государственной думы в случае троекратного отклонения предлагаемой им кандидатуры премьер-министра и другими. В то же время была предельно усложнена процедура отречения от должности президента. Поэтому не случайно некоторые независимые юристы назвали президентскую республику в России «президентской монархией».
Составной частью новой Конституции стал Федеративный договор, разработанный в 1992 г. В нем признавался полный суверенитет и государственная самостоятельность входящих в состав РФ республик, но без права выхода из состава Федерации. Земля, ее недра и все природные ресурсы передавались в совместное ведение федеральных и республиканских органов власти. На федеральные органы возлагалась лишь координация международных и внешнеэкономических отношений республик.
В марте 1992 г. большинство республик подписали Федеративный договор, удовлетворившись включенными в него уступками Центра. С Татарстаном был подписан двухсторонний договор, в котором в исключительное ведение этой республики передавались вопросы владения, пользования и распоряжения землей и природными ресурсами, а также ряд других прав, закреплявших ее особое, привилегированное положение. Это не могло не вызвать недовольства других субъектов Федерации, поэтому в дальнейшем Москва стала практиковать подписание с ними дополнительных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. Решительно отказалась подписывать Федеративный договор Чечня, где в 1991 г. была провозглашена независимость от России. Москва, занятая внутренней борьбой за власть, долгое время не только вяло реагировали на происходящие там события, но и позволила дудаевцам захватить находящиеся на территории Чечни оружие и боеприпасы Северо-Кавказского военного округа, развернуть широкомасштабную подготовку собственных вооруженных сил.
Лишь предельно обострившаяся здесь криминогенная обстановка, геноцид против русскоязычного населения, вооруженный разгон парламента, развал экономики, подчеркнутое дистанцирование Чечни от Москвы и другие негативные факты вынудили президента РФ пойти на крайние меры. 30 ноября 1994 г. Ельцин подписал Указ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чечни». В конце декабря в Грозный вводятся войска.
Как показало дальнейшее развитие событий, фактическое признание независимости Чечни в 1996 г. не привело к нормализации обстановки на Северном Кавказе. Ичкерия превращается в новый бесконтрольный центр международного терроризма.
События в Чечне, продолжавшая ухудшаться социально-экономическая обстановка в стране подорвали доверие к Б. Ельцину. Наглядно это проявилось на президентских выборах 1996. г. Проводимые опросы показывали, что на начальной стадии выборов его рейтинг составлял не более 4-5%. На изменение сложившейся ситуации были задействованы государственные и частные силы. В публичных выступлениях президент стал дистанцироваться от просчетов во внутренней и внешней политике, возлагает всю вину на правительство. Так А. Чубайс был обвинен в провале социальной политики и освобожден с поста первого вице-премьера. Аналогичная участь постигла и министра иностранных дел А. Козырева, названного главным виновником капитуляции российской внешней политики. Создается специальный президентский фонд для решения наиболее острых социальных задач, в который значительный вклад внесли отечественные олигархи. Для повышения рейтинга президента стал использоваться план мирного урегулирования в Чечне.
На помощь Б. Ельцину приходит и Запад, предоставивший РФ кредиты в сумме более 10 млрд. долл. Это позволило погасить задолженность по заработной плате, пенсиям и пособиям, щедро оплачивать агитационную работу популярных артистов и певцов, разъезжавших по всей стране с призывом голосовать за Ельцина («Голосуй сердцем!»). И тем не менее, по итогам первого тура Б. Ельцин опередил Г. Зюганова лишь на 3%. Это было шаткое преимущество, не гарантировавшее победу во втором туре. Решающим шагом, во многом определившим исход выборов, являлось привлечение на сторону Б. Ельцина очень популярного в то время генерала А. Лебедя, набравшего в первом туре более 14% голосов. А. Лебедь, который был назначен секретарем Совета Безопасности и помощником Президента по национальной безопасности, призвал своих избирателей голосовать за Б. Ельцина. По официальным данным, за Б. Ельцина во втором туре проголосовало 55%, а за Г. Зюганова 40,7% избирателей.
Но после выборов никаких изменений в политическом и экономическом курсе президента не последовало. Более того, после операции на сердце и других осложнений трудоспособность Б. Ельцина резко снижается. Его деятельность в основном сводилась к нечастым наездам в Кремль и перетасовкам в правительстве («Приехал, снял, уехал» - В. Рыжков). Поэтому, как считают многие политологи, реальная власть в стране во второй половине 1990-х годов принадлежала ближайшему окружению президента. И тем не менее, инициированная коммунистами в 1999 г. попытка импичмента президента провалилась. Б.Ельцину предъявили обвинения в развале СССР, в геноциде против советскою народа, в развязывании войны в Чечне и ряд других. Но ни один из пунктов обвинения не набрал необходимое количество голосов. По мнению известного кинорежиссера, депутата Государственной думы С. Говорухина, часть депутатов просто-напросто купили, другие, проголосовавшие против, хотели досидеть в теплом депутатском кресле до конца срока, опасались досрочного роспуска Думы.
В декабре 1999 г. прошли очередные выборы в Государственную думу. Наибольшее количество мест получили коммунисты, второй по численности фракцией стали представители проправительственного блока «Единство» (лидер С. Шойгу), на третьем месте оказался блок «Отечест-во - Вся Россия» (Е. Примаков, Ю. Лужков, В. Яковлев). Преодолели пятипроцентный рубеж «Союз правых сил» (С. Кириенко), «Блок Жириновского» и «Яблоко».
К 1999 г. в президентском окружении стали осознавать необходимость ухода Б. Ельцина в отставку и искать ему достойную замену. Именно это по мнению некоторых политологов, и явилось главной причиной частой смены премьер-министров. В конечном итоге выбор пал на бывшего председателя ФСБ В.В. Путина, утвержденного в августе главой правительства. 31 декабря 1999 г. Б. Ельцин в телевизионном выступлении заявил о досрочном прекращении своих президентских полномочий и возложил исполнение обязанностей президента на В. В. Путина.
2. Провал союзных проектов модернизации существовавшей социально-экономической системы и успешный переход некоторых восточноевропейских стран к рыночной экономике подтолкнули российское руководство к использованию более радикального варианта реформирования. Эту задачу взяло на себя новое правительство России, в которое вошли молодые экономисты Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс и другие.
Так как у нового правительства не было опыта в создании рыночной экономики была приглашена группа западных советников во главе с профессором Дж. Саксом (США), большая часть из которых до этого работали в Польше. Было решено применить метод «шоковой терапии», т.е. форсированного перехода к рыночной экономике. Для его реализации использовалась концепция макроэкономического реформирования. В ней основное внимание уделяется стоимостным показателям, таким как национальный доход, совокупный общественный продукт страны, совокупный спрос и т.п., но игнорируются специфика страны, эффективность отдельных отраслей и промышленных предприятий, доходы отдельных групп потребителей и другие социальные факторы. Важнейшее значение придавалось политике монетаризма, согласно которой не уровень развития производства, а количество денег является определяющим фактором перехода к рыночным отношениям.
Со 2 января 1992 г. в России проводится либерализация цен, т.е. переход в основном к свободным ценам, складывающимся под влиянием спроса и предложения на средства производства, потребительские товары, услуги и труд. Либерализация цен сопровождалась переходом к свободной торговле. Указ Президента от 29 января 1992 г. предоставлял равные права каждому, кто собирался заняться предпринимательством в сфере торговли. Но при этом не было подготовлено соответствующей законодательной базы, регулирующей данный процесс, а поэтому торгово-посреднические операции сразу же стали носить спекулятивный характер. Для народа эти меры имели катастрофические последствия. Вместо прогнозируемого увеличения цен в 3-4 раза, они выросли к концу 1992 г. в среднем в 36 раз, а на некоторые товары в 100-150 раз, в то время как заработная плата повысилась в 10-15 раз. К концу 1997 г. цены на продовольствие выросли в 10000 раз по сравнению с 1990 г. «Сгорели» сберегательные вклады населения. Только прямые потери населения по вкладам составили 500 млрд. руб. А с другой стороны, сказочному обогащению для сравнительно небольшой группы лиц способствовали не отрегулированные цены и механизм продажи энергоносителей. В начале 1992 г. на внутреннем рынке РФ цены на энергоносители составляли менее 1% мировых розничных цен. Такая ситуация объяснялась желанием правительства сдержать рост цен на другие товары, ибо энергоносители являются ценообразующей основой. Однако при продаже товаров этот фактор не учитывался. Цена определялась не себестоимостью, а общественным спросом. При этом не было принято соответствующей законодательной базы для исключения перепродаж энергоносителей за рубеж. Более того, был ослаблен государственный контроль над экспортными операциями. В результате значительная часть энергоресурсов перекачивалась легально и нелегально коммерческими структурами в страны дальнего и ближнего зарубежья. А огромные суммы оседали на частных счетах иностранных банков.
Таким положением умело воспользовались и страны Прибалтики. Пользуясь открытостью границ, они закупали на внутреннем рынке России дешевое сырье и энергоносители, а перепродавали их в Европе по мировым ценам, создавая тем самым основы своего благополучия. А Эстония в начале 90-х годов становится ведущим экспортером цветных металлов, хотя не имела соответствующих месторождений. Лишь в январе 1995 г. были установлены квоты на экспорт энергоносителей в соответствии с объемами международных договоров. Предпочтение отдавалось государственным экспортерам. Они освобождались от государственных пошлин, ибо предполагалось, что их валютные доходы будут идти в государственную казну, а затем использоваться для субсидирования централизованного импорта и обслуживания иностранного долга. Но даже при такой практике реальные поступления от централизованного экспорта были на треть меньше расчетных. Полная либерализация проводится и в отношении импорта. Централизованный государственный импорт с каждым годом сокращался, а самые благоприятные условия создавались для частных импортеров. В первой половине 1992 г. не было ни квот, ни тарифов на импорт, что приносило весомые доходы частным импортерам, особенно тем, кто имел связи в высших эшелонах власти. Лишь во второй половине 1992 г. Россия вводит единый тариф на импорт, составляющий 15% от стоимости. Затем были установлены дифференцированные тарифы на разные товары.
Важнейшим направлением реформы явилась приватизация, означавшая изменение форм собственности. Согласно Указу президента от 19 августа 1992 г. «О введении системы приватизационных чеков в РФ», каждый гражданин России, включая детей, имел право на получение одного приватизационного чека (ваучера) номинальной стоимостью 10 тыс. руб. Это пропагандировалось как наиболее справедливый путь приватизации, позволяющий гражданам страны стать собственниками. Всего было роздано 146 млн. чеков. На эту процедуру затратили огромные суммы денег, а получился завуалированный обман. Акции не были именными, а, следовательно, заранее можно было прогнозировать перемещение их основной массы в руки новой элиты. Но внешне все выглядело демократично. Гражданам предложили самим выбирать для себя схему реализации своего чека: либо использовать его при закрытой подписке на акции своего предприятия, либо продать, либо купить акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ). Таковых было создано 646. Пропагандируя свое детище, А. Чубайс заверял граждан России в том, что цена ваучера в ближайшее время возрастет до стоимости трех автомобилей «Волга». В действительности самая высокая цена ваучера наблюдалась осенью 1992 г. и составляла 8 тыс. руб., а весной 1993 г. - от 1,5 до 4,5 тыс. В результате значительная часть чеков была скуплена спекулянтами, теневиками, коммерческими структурами, администрацией предприятий и другими лицами, имеющими деньги. Сделать это было несложно в условиях стремительно снижающегося жизненного уровня населения.
Официальная чековая приватизация завершилась 30 июня 1994 г. В отчете Госкомимущества отмечалось, что она якобы способствовала «созданию широкого слоя частных собственников, который сформировали благодаря введению в обращение приватизационных чеков». На деле же все обстояло иначе. Мифом оказались и обещанные дивиденды. В 1994 г. с прибыльно работало лишь 10% приватизированных предприятий. Из 646 ЧИФов, собравших до 30% чеков, скромные дивиденды выплатили лишь 136, а остальные оказались мошенническими пирамидами.
В целом за декабрь 1992 г.- июнь 1994 г. на ваучерных аукционах было приватизировано около 14 тыс. крупных и средних предприятий. Полностью в частное владение перешли общественное питание и розничная торговля. Преобладающими стали частные фирмы и в сфере услуг.
С июля 1994 г. началась постваучерная приватизация, т.е. конкурсная продажа за деньги акций, оставшихся после ваучерных аукционов. Особое внимание на этом этапе уделялось привлечению состоятельных владельцев и инвесторов, в том числе зарубежных. Но опять-таки не обошлось без злоупотреблений. 500 крупных предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долл. были проданы за 7,2 млрд. долл. Счетная палата РФ, проверившая в 1996 г. итоги приватизации, пришла к выводу, что никаких весомых доходов от нее государство не получило.
По мнению известного историка В.И.Жукова, автора книги «Россия: состояние, перспективы и противоречия развития», приватизация преследовала не столько экономические, сколько политические цели: во-первых, добиться смены общественного строя путем замены государственного типа собственности на частный; во-вторых, создать экономическую и финансовую элиту, призванную стать социальной опорой радикального обновления страны; в-третьих, добиться социально спокойной реакции большинства населения на фактическую утрату своей доли собственности. В результате чековой приватизации, по данным В. Жукова, экономическую власть получили примерно 5% населения страны. Ведущее место среди них заняли представители аппарата управления (либо их доверенные лица), распоряжавшиеся процессом приватизации. Второе место заняли представители теневой экономики, прошедшие этап первоначального накопления капитала «в условиях развитого социализма», многократно увеличившие его в период «борьбы с пьянством и алкоголизмом» и «отмывшие деньги» под вывеской кооперативов, скупившие собственность через инвестиционные фонды по бросовой цене. В третью группу вошла часть директорского корпуса, воспользовавшаяся привилегиями, предоставленными самим процессом приватизации. В новую экономическую элиту вошла и часть действительно предприимчивых людей, но их было сравнительно не много.
Приватизация не сопровождалась структурной и технологической перестройкой промышленности, а поэтому подавляющая часть изменивших форму собственности предприятий не только не стали работать эффективнее, но и оказались на грани банкротства. Не удалась и ставка на иностранные инвестиции в отечественную промышленность. Западные компании предпочитают вкладывать деньги в основном в сырьевые отрасли, дающие немедленную отдачу, т.е. нефтегазодобычу и средства связи. Государство фактически потеряло контроль над предприятиями цветной металлургии, продукция которых пользуется спросом на мировом рынке. В руки иностранных компаний перешло ряд элитных предприятий ВПК, что поставило под угрозу национальную безопасность. Так, концерн «Сименс» приобрел 20,8% акций АО «Калужский турбинный завод», производящего паротурбинные установки для атомных подводных лодок. Американские фирмы «Боинг» и «Сикорский» через чековые фонды и российских посредников пробрели 28% акций вертолетного завода им. М. Миля.
Обычным явлением второй половины 1990-х гг. становятся неплатежи между предприятиями и потребителями. Перестали регулярно выплачивать заработную плату, пенсии и пособия.
В отличие от стран классического капитализма, где банки играют роль кровеносных сосудов в развитии национальных экономик, являются основными инвесторами промышленности и сельского хозяйства, в РФ подавляющее большинство коммерческих банков занимались в основном спекулятивными и другими мошенническими операциями. Только в 1992-1993 гг. из потока государственных кредитов, проходивших через коммерческие банки, по подложным документам были похищены триллионы рублей. С попустительства властей создаются «финансовые пирамиды» типа АО «МММ», «Хопер-инвест», «Русский дом «Селенга», «Чара», «Властелина» и др., обещавшие вкладчикам огромные проценты. В целом по стране от финансовых компаний мошенников пострадали 40 млн. человек, а их ущерб оценивается в 13-14 млрд. долл. Усиливается бегство капитала за границу. Ежегодно только разница между суммой проданного за рубеж сырья и купленными товарами составляла 25-30 млрд. долл. Они оседали на частных счетах зарубежных банков. По разным подсчетам, за годы реформ из России за границу было переведено от 150 до 450 млрд. долл.
Резкое снижение государственных доходов вынуждало сменяющие друг друга правительства РФ прибегать к новым внешним заимствованиям и выпуску ГКО, т.е. ценных бумаг с государственной гарантией начисления высоких процентов. Но это приносило лишь кратковременную стабилизацию. В 1998 г. внешний долг РФ, по официальным данным, составлял около 130 млрд. долл. При этом Россия должна была выплатить западным кредиторам в 1998 г. 17 млрд. долл. В государственной казне не оказалось денег и для погашения обязательств по ГКО. В августе 1998 г. правительство Кириенко официально заявило о дефолте, т.е. платежной недееспособности страны, что привело к резкому скачку курса доллара, краху большинства коммерческих банков (вложивших свои капиталы в ГКО), падению биржевых котировок российских компаний, оттоку иностранного капитала из России, разорению многих мелких и средних предпринимателей, дальнейшему снижению жизненного уровня населения страны, отказу МВФ предоставить РФ новые кредиты и другим негативным явлениям.
Все это дало основание экономистам оценивать сложившуюся в России ситуацию как системный кризис, охвативший все сферы жизни общества. По данным независимых экспертов, за 1990-е годы падение ВВП превысило 50%. По сравнению с США в расчете на душу населения ВВП снизился с 1992 по 1998 г. в 2,5 раза. Объем производства легкой промышленности к концу 1998 г. составлял менее 20%, а машиностроения - около 40% от уровня 1990 г. Спад поразил даже высокотехнологичные отрасли, т.е. приборостроение, судостроение, авиационную, электронную, электротехническую и другие, что означало деиндустриализацию страны, потерю ею статуса развитой промышленной державы. На мировом рынке высокотехнологичных изделий доля РФ составляла менее 1%, в го время как США - 21%, Японии - 16%.
Еще более тяжелая ситуация сложилась в сельском хозяйстве, где преобразования проводились в соответствии с законами «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе» и другими правовыми актами, принятыми в 1990-е годы. Крестьяне получили право выхода из колхозов и совхозов со своей долей общественной земли и активов, создавать самостоятельные хозяйства. В целом по стране было разгосударствлено и приватизировано свыше 80% сельхозугодий колхозов и совхозов, объявлены собственниками почти 12 млн. человек, проживающих в сельской местности. Фермерам передано 12 млн. га земли.
Но все эти изменения не стали основой прогресса, и прежде всего из-за деградации технической базы Производство тракторов, комбайнов и других сельхозмашин сократилось в десятки раз. Возможности приобретения сельхозмашин ограничиваются и огромным диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. В результате машинно-тракторный парк устарел более чем на 60%, что сказывается на качестве обработке земли и затягивает уборку урожая. В десятки раз сократилось внесение минеральных удобрений. Не засевается 30 млн. га сельхозугодий.
Если в 1986-1990 гг. среднегодовое производство зерна в России достигало 104 млн. т, то в 1990-е годы сократилось более чем на 50%. По потреблению продуктов питания РФ откатилось с 7 на 71-е место в мире. При этом до 1999 г. около 40% потребляемого в стране продовольствия ввозилось из-за рубежа, что ставило под угрозу и продовольственную безопасность страны.
Россия стала обществом резких социальных контрастов. К концу 90-х гг., если принимать во внимание различия в опубликованных данных, в РФ богатые составляли 3-5% населения страны, средний класс -7-15%, бедные - до 80%. Угрожающей становится демографическая ситуация. Смертность населения в 2 раза превышала рождаемость. Подобная убыль населения была сопоставима лишь с периодом Великой Отечественной войны. В стране насчитывалось до 8 млн. безработных, более 1 млн. бездомных, до 7 млн. беженцев и не менее 2 млн. профессиональных нищих. Поэтому не случайно сложившуюся в России социально-экономическую систему стали называть «номенклатурным капитализмом» или «капитализмом олигархии». Обещанный президентом Б. Ельциным «народный капитализм» не состоялся.
Первым попытался найти выход из создавшейся предельно критической ситуации ЕМ. Примаков, назначенный премьер-министром после отставки С. Кириенко в августе 1998 г. Он провозглашает курс «опоры на собственные силы», предусматривающий усиление внимания к отечественным товаропроизводителям. Этому способствовала и обратная сторона августовского дефолта, т.е. повышение цен на зарубежную продукцию, что привело к снижению импорта. Примаков добивается увеличение государственного заказа для ВПК, что позволило реанимировать часть военных предприятий и увеличить поставки оружия на мировой рынок. Принимаются меры по ограничению роста цен на энергоносители. Экспортеры сырья обязываются продавать ЦБ 75% валютной выручки. Возбуждаются уголовные дела против Б. Березовского и других олигархов, уличенных в мошенничестве.
Такой курс не мог не вызвать противодействия. Олигархи, используя подконтрольные им СМИ, организовали широкомасштабную компанию дискредитации Е. Примакова и первого вице-премьера Ю. Маслюкова, пугали президента и предпринимательские круги России «наступлением красной опасности». Данная компания была поддержана и влиятельными силами Запада, недовольными усиливающейся самостоятельностью действий правительства России не только во внутренней, но и внешней политике. В мае 1999 г. премьер-министром России утверждается СВ. Степашин, а через три месяца - В.В. Путин, не ставшие вносить серьезные изменения в примаковский курс. Улучшению экономической ситуации в 2000 г. способствовало и резкое повышение мировых цен на нефть. По заданию нового президента РФ В. Путина разработана программа развития России до 2010 года, которая должна закрепить наметившиеся положительные тенденции в экономике и улучшить ситуацию в социальной сфере.