double arrow

Вликие реформы Александра 2(после 1861)


Билет

• Земская реформа и Судебная реформы — 1864

• Реформа городского самоуправления — 1870

• Военная реформа — 1874

• Реформы в области народного просвещения — 1863

Земская реформа

1 января 1864 г. Александром Ⅱ были утверждены "Положения о губернских и уездных земских учреждениях". Состояла в том, что вопросы местного хозяйства, начального образования, медицинского и обслуживания и др поручались - уездным и губернским земским управам. Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники осуществляют программу без учёта местной специфики.

Выборы представителей от населения в земство обеспечивали численное преобладание дворянам. Крестьяне составляли меньшинство.

Низовым звеном было уездное земство, которое избиралось представителями всех сословий. Уездные земства, в свою очередь, в губернское земское собрание.

Депутаты земств получили название гласных.

Возглавляли эти собрания предводители дворянских собраний – органов самоуправления дворянства.

Исполнительными органами на местах стали земские управы, которые формировались земскими собраниями.

Они имели право собирать налоги для местных нужд и нанимать служащих, ведали хозяйственными вопросами, школами, медицинскими учреждениями,. Земства находились под контролем местной и центральной власти – губернатора и министра внутренних дел. создано 12 тысяч земских школ. Реформа проводилась постепенно. Она содействовала развитию местной инициативы, буржуазного хозяйства, культуры и была шагом превращения феодальной монархии в буржуазную .

Судебная реформа

Новые судебные утавы вводили единую систему судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социальных групп населения. В соответствии с Судебными уставами 20 ноября 1864 г. устанавливались следующие принципы:

• осуществление правосудия только судом;

• независимость судов и судей;

• отделение судебной власти от обвинительной (

• несменяемость судей;

• бессословность суда (равенство всех перед судом);

• гласность судопроизводства;

• состязательность;

• самостоятельность судей;

• устность судопроизводства.

Председатели и члены окружных судов и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом.

Судебная реформа имела прогрессивное значение, так как новая система заменила собой очень раздробленную систему судов (судов по сословиям, по роду дел, с множеством инстанций, при закрытых дверях и т.д.).

Городская реформа 1870 г. заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, Система этих выборов, заимствованная из Пруссии, обеспечивала среди городских гласных решающее влияние крупным домовладельцам и купцам, фабрикантам и заводчикам.

Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих узкоклассовых интересов; они заботились о благоустройстве центральных буржуазных кварталов города, почти не уделяя внимания фабричным районам и окраинам.

Органы городского управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.

Военная реформа 1874

под военными реформами 1860-70-х годов понимают преобразование вооруженных сил России под руководством военного министра Д.А.Милютина. Россия была разделена на пятнадцать военных округов. Видоизменялись военные учебные заведения и военно-полевой суд (был принят новый военно-судебный устав). В армии отменялись телесные наказания. Реформа внесла много нового в подготовку офицерства: создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров, военные академии для среднего и высшего командного состава. С 1874 г. вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность. В армии была введена система льгот в зависимости от образования, что в свою очередь должно было его стимулировать. Одной из целей военной реформы было создание обученного резерва – запаса, а также образование военно-окружной системы управления, перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией и др.

Реформы в области народного просвещения — 1863

Не были обойдены средства массовой информации и учебные заведения. В 1863 и 1864 гг. были введены новые университетские уставы, возвратившие им автономию (предоставление большей хозяйственной и административной самостоятельности, непосредственное участие преподавателей и студентов в решении вопросов внутренней организации), и введено новое положение о школьных учреждениях, по которому заботу о них брали на себя государство, земства и городские думы, а также церковь. Образование провозглашалось доступным для всех сословий и конфессий. В 1865 г. была снята предварительная цензура на публикации и ответственность за уже вышедшие статьи возлагалась на издателей. Для них вводилась "карательная" цензура – применение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издательства.


Сейчас читают про: