В условиях позднего феодализма (в Западной Европе – с XIV-XV вв.) наблюдается постепенное ослабление личной зависимости крестьян, ликвидируются барщинно-крепостнические формы эксплуатации, распространяются денежные формы оброка и арендные отношения. Происходит трансформация условной феодальной собственности в частную. Широкое распространение получают товарно-денежные отношения, внутренняя и внешняя торговля.
Значительно возросла экономическая и политическая роль городов. Поскольку при феодализме господствовал принцип "нет земли без господина", то всякий город исходно находился на территории некоего феода, а горожане первоначально были обычными крепостными соответствующего феодала, отличающимися от прочих его подданных лишь характером занятий, но не юридическим статусом. («Города были населены, главным образом, торговцами и ремесленниками, которые в ту пору пребывали, по-видимому, в состоянии холопства или близком к оному… Люди, которым жалуется привилегия выдавать своих дочерей замуж, не спрашивая согласия барона, оставлять после смерти своё имущество детям, а не барону, располагать своим добром по завещанию, должны были до получения таких привилегий находиться в такой же или почти такой же крепостной зависимости, как и сельские жители.» - Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Наука, 1993. С. 543.) Однако специфика хозяйственной деятельности в городах (ремесленное производство) и развитие торговли очевидно контрастировали с господствующим аграрно-натуральным типом феодального хозяйствования; в условиях развитого феодализма накопленные горожанами богатства позволили им начать борьбу за освобождение от власти феодалов. В этой борьбе они нашли союзника в лице монархической власти, стремящейся со своей стороны ограничить политическое и экономическое могущество феодалов и получить новые источники денежных доходов в форме налогов с горожан.
Ещё в ходе так называемых "коммунальных революций" в XI-XIII вв. значительное количество западноевропейских городов освободилось от власти частных феодалов и либо вошло в состав королевского домена, либо превратилось в самостоятельные феодальные единицы (особенно в Италии и Германии). Некоторые города становились центрами не просто феодальных владений, но и крупных государственных образований (например, Господин Великий Новгород, Венеция, Флоренция и др.). Для такого рода государств был характерен симбиоз феодальной собственности на подвластных землях и торгово-ремесленной экономической ориентации жителей метрополии. В целом же города сыграли важную роль в преодолении раздробленности и в консолидации феодальной государственности. В эпоху позднего феодализма расширенное воспроизводство товарно-денежной формы богатства, накопленного в городах, составило материальную основу формирования буржуазного хозяйства (сам термин "буржуа" происходит от слова "бюргер" - горожанин).
Уровень производительных сил, достигнутый в эпоху позднего феодализма, в условиях углубляющегося разделения труда и широкого распространения товарно-денежных отношений, способствовал развитию внутренней и внешней торговли и тесно связанных с ними кредитных операций. Развитие этих процессов ускорилось в связи с Великими географическими открытиями, появлением на европейских рынках новых товаров, притоком значительного количества благородных металлов и «революцией цен». В то же время, денежные формы феодальной ренты и рост населения городов, усложнение функциональной структуры городского хозяйства вели к возникновению и распространению элементов наемного труда с использованием товарно-денежных связей между владельцами средств производства (или иных форм богатств) и работниками, в результате чего появляются первые фрагменты буржуазного хозяйственного уклада.
Возникновение буржуазного хозяйственного уклада и последующее развитие капиталистического производства явилось причинно и закономерно обусловленным этапом в эволюции мировой экономической цивилизации; формирование этого уклада могло приобрести характер социально-исторической необходимости лишь. на базе полной реализации потенций феодализма. Поэтому атрибутом формационной природы капитализма является его качество постфеодального общества. Иногда встречающиеся в мировой литературе упоминания о квазибуржуазных хозяйственных элементах предшествующих эпох ("вавилонские капиталисты", "афинская буржуазия", "античный капитализм" и т.д.) являются либо нестрогими в политико-экономическом смысле, либо их следует воспринимать как просто образные выражения. Пока производительные силы имели возможность развиваться в социально-экономической оболочке предшествующих способов производства, капитализм как формационная система возникнуть не мог. Это убедительно подтверждается, в частности, опытом античного Рима, где в течение нескольких столетий существовали сотни тысяч лишенных средств производства, но лично свободных граждан, были широко развиты товарно-денежные отношения, практиковался найм работников, особенно сезонный, - но не только капитализма как системы, но и элементов буржуазного уклада не возникло. Напротив, государство обеспечивало пролетариев и средствами существования, и даже деньгами, а эти виды благ являлись в свою очередь не чем иным, как трансформированными результатами труда рабов.
Таким образом, глубинные причины возникновения капитализма связаны с развитием производительных сил, с тем их уровнем, который был достигнут к середине второго тысячелетия н.э. и для которого феодальные производственные отношения стали чрезмерно узки и несовершенны.