Развитие феодальных цивилизаций Запада и Востока характеризовалось определёнными особенностями. Социально-политический "шторм" последних веков античности ощутимо задержал развитие европейских стран, и к рубежу I-II тысячелетий н.э. они по совокупности цивилизаци-онных показателей уступали странам Востока. Само усвоение античной научно-культурной традиции в значительной мере осуществилось в Европе не прямо, а через посредство иных цивилизационных систем: арабской - для Западной Европы и Византийской - для Восточной. Однако уже с первых веков второго тысячелетия начинает сказываться потенциал той новой производительной силы, которую порождала более высокая степень свободы непосредственного производителя в европейских странах, и особенно в Западной Европе. Безусловно, сказалась и защищенность Западной Европы от нашествий кочевников, неоднократно разрушавших производительные силы восточных цивилизаций и способствовавших воспроизводству деспотизма государственной власти и иных реликтов "азиатского способа производства". Особую роль в защите европейской цивилизации сыграла
Россия, в течение целого тысячелетия отражавшая практически в одиночестве, и даже при враждебности западных соседей, многочисленные натиски номадов.
В результате, уже позднефеодальные западные социальные структуры продемонстрировали более высокую эффективность сравнительно с восточными, а во второй половине тысячелетия цивилизационный разрыв между ними стал быстро увеличиваться. "Западноевропейскому государству, в отличие от его восточных аналогов, были в сравнительно меньшей степени присущи черты произвола и паразитизма... В целом в доиндустриальный период (XI-XVIII вв.) совокупный ВВП крупных стран Запада вырос более чем в 15 раз, в то время как в Китае он увеличился в 3,5 - 4 раза, в Индии вдвое, а на Ближнем Востоке он, возможно, сократился примерно на 1/4 - 1/3... Подушевой ВВП стран Запада возрос примерно в 2-3 раза, а на Востоке (Китай, Индия, Египет) он, возможно, сократился в среднем на 1/5 " (Мельянцев В.А.Экономический рост стран Востока и Запада в долгосрочной перспективе. – М.: Ин-т Востоковедения, 1995. С.16, 18, 29).
Важной особенностью хозяйственного механизма и, в целом, всей социальной жизни феодального общества как на Западе, так и на Востоке было господство религиозной идеологии и значительное влияние духовенства на экономические процессы. Церковь выступала как своебразный социальный институт феодальной системы, как особая идеологическая, политическая, военная и экономическая организация, владевшая в Европе третью всех земель, получавшая "десятину" с прочих земель и контролировавшая экономические и иные отношения между всеми социальными субъектами. Секуляризация церковных богатств в эпоху Реформации в Западной Европе (XVI-XVII вв.) явилась одним из факторов, способствовавших переходу к капиталистическим методам хозяйствования (особенно в Англии, где конфискованные у монастырей земли попали в руки "джентри" - нового дворянства, ориентировавшегося на буржуазную организацию производства). В восточных странах собственно религиозные институты в меньшей степени были вовлечены в хозяйственные отношения, но в течение длительного времени сохраняли идеологическую монополию и интегрированность с системой государственной власти, что явилось одной из причин консервации в этих странах феодальных общественных отношений.
14. Ранний феодализм в Западной Европе
Феодальная система в Европе начинает формироваться в V-IХ вв. Одной из важнейших причин появления феодальных отношений являлось «великое переселение народов» - условное наименование ряда этнических перемещений в Европе IV—VII вв. после р.Х., главным образом с периферии Римской империи на её территорию, приведшее к разрушению в итоге рабовладельческой формации.
Для раннего феодализма характерно преобладание в аграрной сфере феодальной общины (марки), возникновение «аллода» - свободно отчуждаемой индивидуально-семейной земельной собственности. Формируется бенефициальная система – форма земельного владения феодала (в его владении находится «бенефиций»), обусловленная определенными обязательствами (платежи и военная служба) и сроком (часто пожизненным).
В Европе возникает система «вассалитета»: вассал зависит от сеньора, дает ему клятву верности и выполняет определенные работы. При этом сеньор мог конфисковать земли вассала в случае нарушения тем своих обязательств. Появляются «лены» или «феоды» - пожалования вассалу, которые могли передаваться по наследству.
Крупные феодалы получают «иммунитетное право»: привилегии, защищающие их вмешательства королевской власти; феодал получает судебную власть над подвластной ему территорией, собирает штрафы и налоги – фактически выполняет на принадлежащей ему земле роль самодержавного государя.
В VIII-IX вв. основой организации феодального общества становится «сеньория», состоявшая из 2 частей:
1. Домена – земли феодала, включавшего примерно треть всей земли сеньории; обычно сюда входили земли пригодные для охоты – леса, пустоши, болота;
2. Держаний – крестьянских наделов, пригодных для механической обработки и пастбищ.
В феодальном хозяйстве использовалась «барщина», или отработочная рента, - неоплачиваемый принудительный труд, работающего с использованием собственного инвентаря в хозяйстве феодала. В Западной Европе барщина возникла в VIII-IX вв.; её продолжительность иногда составляла 2—4 дня в неделю.
Постепенно барщина вытесняется «оброком» - продуктовым (натуральным) или денежным платежом. Натуральный оброк включал различные сельскохозяйственные продукты (зерно, вино, овощи), а также ремесленные изделия. Денежный оброк обычно выплачивался крестьянином из средств, вырученных им от продажи части своего урожая на рынке.
Ранний феодализм в Европе характеризуется господством натурального хозяйства - типа организации экономической деятельности общества, при котором производство направлено на удовлетворение собственных потребностей производителей. В наиболее совершенном виде натуральное хозяйство представляет собой сочетание земледелия с примитивными формами так называемой «домашней промышленности», предполагающей производство простейших видов орудий труда, а также предметов домашнего обихода.