Организация самостоятельной работы студентов заочного отделения
Организация самостоятельной работы студентов дневного отделения
В процессе обучения по данной дисциплине
Образовательные технологии, рекомендованные к применению
Распад СССР.
Первые демократические выборы. Съезды народных депутатов.
Восстановление принципов демократического конституционализма.
Семинар №16.
Проблемы федерализма и фактический унитаризм СССР.
Конституция 1977г.
Усиление бюрократизации.
Семинар №15.
Изменения в системе управления в 1946г.
Изменения в национально-государственном устройстве. Выселение народов.
Апогей сталинизма и тоталитарного режима.
Семинар №14.
Советское государство и право в послевоенные годы 1945 – 1953гг.
4. Начало «холодной войны».
Советское государство и право в 1953 – 1985гг.: от попыток реформ к «застою».
1. Социальная система: «общество развитого социализма».
Изменения в советской правовой и политической системе в период «перестройки» в 1985 – 1991гг.
2. Политика «гласности».
В процессе обучения цели и задачи курса реализуются посредством применения различных форм и методов работы со студентами. Так, на лекционных занятиях раскрытие преподавателем нового материала сопровождается работой студентов с разнообразными правовыми источниками, используются презентации.
На семинарских занятиях студентам предлагается самостоятельно смоделировать ситуацию возможного пути развития российского государственного устройства и правовой системы в переломные моменты отечественной истории. При этом на первых занятиях решение задач происходит коллективно небольшими группами, затем эта работа осуществляется индивидуально.
В связи с тем, что для решения многих задач требуется применение различных нормативных правовых актов, проведение семинаров предполагает применение справочной поисковой системы «Гарант», позволяющей работать с документами в электронном виде.
Для студентов заочной формы обучения может применяться дистанционное обучение по курсу.
Самостоятельная работа студентов предполагает подготовку к лекционным и семинарским занятиям, к текущему контролю и экзамену, а также выполнение дополнительных заданий к разделам курса Студенты заочной формы обучения выполняют еще контрольную работу.
Темы занятий | Количество часов | Содержание самостоятельной работы | Формы контроля СРС | ||
Всего | Аудит. | Само стоят. | |||
1. Государство и право Киевской Руси (IX – XII вв.). | Подготовка к лекционному занятию. Подготовка таьлицы-схемы по материалам «Русской Правды». Составление схемы организации власти в Киевской Руси. | Входной контроль на лекционном занятии. Обсуждение вопросов семинарского занятия. | |||
2. Государство и право Руси периода феодальной раздробленности (XII – XIV). | Доклад на тему «Политико-правовое значение княжеского съезда в Любече». Подготовка письменного анализа нормативно-правовых актов русских княжеств. | 1. Обсуждение вопросов на семинарском занятии. 2. Проверка выполненного задания. | |||
3. Образование русского централизованного государства и развитие права (XIV – середина XVI). | Составление схемы системы власти Московского государства. Доклады по темам «Судебник 1497г» и «Судебник 1550г.». Подготовка к групповой дискуссии «Система кормлений – причина российской коррупции?». | Проверка выполненного задания в начале лекционного занятия. | |||
4. Сословно-представительная монархия в России (XVI – XVII вв). | Составление схемы системы власти России в середине XVI – XVIIвв. Подготовка к Групповой дискуссии на тему «Политика террора Ивана Грозного: кровавое безумие или политика жесткой централизации?». Подготовка к анализу Соборного Уложения 1649г. | Проверка выполненного задания в начале семинарского занятия. | |||
5. Развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – XVIII вв). | Составление схемы политической системы российского государства. Подготовка к дискуссии «Политика Петра 1: модернизационный рывок или укрепление авторитаризма?». | Проверка выполненного задания в начале семинарского занятия. | |||
6. Государство и право в период разложения крепостничества в первой пол. XIXв. | 1. Подготовка к лекционному занятию. 3. Приведите один пример, указывающий на процессы разложения существующей в России политико-правовой системы. | 1.Экспресс опрос по предыдущим темам. 2. Проверка выполненного задания. | |||
7. Государство и право России в период Великих реформ и контрреформ (вторая пол. XIX – начало XX вв). | Составление схемы политико-правового устройства Российской империи после Великих реформ. Доклад на тему «Трагедия Александра II: тернистый российского путь реформатора». | Проверка выполненного задания при решении правовых задач и обсуждение вопросов на семинарском занятии. | |||
8. Государство и право России в период буржуазно-демократических революций (1905 – 1917гг.). | Подготовка к лекционному занятию. Подготовка к групповой дискуссии «Был ли у России в начале XXв. шанс иного исторического и политико-правового развития?». Составление схемы власти в России после Манифеста 1905г. | 1. Экспресс опрос по предыдущим темам. 2. Проверка выполненного задания. | |||
9. Создание советской системы государства и права (октябрь 1917 – лето 1918гг.). | Подготовка к семинарскому занятию. Составление схемы политико-правового устройства Советской России. | Проверка выполненного задания при решении правовых задач и обсуждение вопросов на семинарском занятии. | |||
10. Советское государство и право периода гражданской войны и интервенции (1918 – 1921). | 1. Подготовка к лекционному занятию. 2. Подготовка к семинарскому занятию. Составить схемы главков в Советской России в году гражданской войны. Подготовка к групповой дискуссии на тему «Эффективность политики военного коммунизма: «за» и «против». | Экспресс опрос по предыдущим темам. 2. Проверка выполненного задания при решении правовых задач и обсуждение вопросов на семинарском занятии. | |||
11. Правовая и политическая система периода НЭПа (1921 – 1929гг.). | Подготовка к дискуссии «Политика НЭПа: тактический ход большевиков или «всерьез и надолго?». | Проверка выполненного задания при решении правовых задач и обсуждение домашней задачи на семинарском занятии. | |||
12. Государство и право периода становления и апогея тоталитаризма (1930 – 1941гг.). | Составление схемы политико-правового устройства СССР. Подготовка к групповой дискуссии «Сталинский тоталитаризм: «за» и «против». | 1.Проверочный тест по теме «Система власти Советов». 2. Обсуждение вопросов на семинарском занятии, проверка выполненного задания при решении правовых задач. | |||
13. Советское государство и право во время ВОВ 1941 – 1945гг. | 1. Подготовка к лекционному занятию. 2. Подготовка к семинарскому занятию. 3. Подготовка презентации «Деятельность СМЕРШа в годы ВОВ». | 1.Экспресс опрос по предыдущим темам. 2. Обсуждение вопросов на семинарском занятии, проверка выполненного задания при решении правовых задач. | |||
14. Советское государство и право в послевоенные годы 1945 – 1953гг. | 1. Подготовка к лекционному занятию. 2. Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка к групповой дискуссии «Послевоенные годы: апогей сталинизма или кризис мобилизационного пути развития?». | 1.Экспресс опрос по предыдущим темам. 2. Обсуждение вопросов на семинарском занятии, проверка выполненного задания при решении правовых задач. | |||
15. Советское государство и право в 1953 – 1985гг.: от попыток реформ к «застою». | Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка к групповой дискуссии «Застой: «за» и «против». Составление схемы государственного устройства СССР. | 1.Экспресс опрос по предыдущим темам. 2. Проверка выполненного задания в группах. | |||
16. Изменения в советской правовой и политической системе в период «перестройки» 1985 – 1991гг. | Подготовка к семинарскому занятию. Составление таблицы «Изменения советской политико-правовой системы во время «перестройки». Подготовка к групповой дискуссии «Перестройка: попытка спасти систему или разрушить ее?». | Обсуждение вопросов на семинарском занятии, проверка выполненного задания при решении правовых задач. | |||
Подготовка к экзамену | |||||
Всего: |
Самостоятельная работа студентов заочного отделения предполагает больший объем самостоятельной работы, в том числе выполнение контрольной работы и самостоятельное изучение тем курса (в первую очередь нормативных правовых актов)
Темы занятий | Количество часов | Содержание самостоятельной работы | Формы контроля СРС | ||
Всего | Аудит. | Само стоят. | |||
1. Государство и право Киевской Руси (IX – XII вв.). | 1. Подготовка к лекционному занятию. | Входной контроль на лекционном занятии. | |||
2. Государство и право Руси периода феодальной раздробленности (XII – XIV). | Самостоятельное изучение темы: Подготовка таьлицы-схемы по материалам «Русской Правды». Составление схемы организации власти в Киевской Руси. Подготовка письменного анализа нормативно-правовых актов русских княжеств. | Проверка степени изученности на экзамене. | |||
3. Образование русского централизованного государства и развитие права (XIV – середина XVI). | Самостоятельное изучение темы: Составление схемы системы власти Московского государства. Письменный анализ Судебника 1497 и 1550г. | Проверка степени изученности на экзамене. | |||
4. Сословно-представительная монархия в России (XVI – XVII вв). | Самостоятельное изучение темы: Составление схемы системы власти России в середине XVI – XVIIвв. Письменный анализ Соборного Уложения 1649г. | Проверка степени изученности на экзамене. | |||
5. Развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII – XVIII вв). | Самостоятельное изучение темы: Составление схемы политической системы российского государства. | Проверка степени изученности на экзамене. | |||
6. Государство и право в период разложения крепостничества в первой пол. XIXв. | Самостоятельное изучение темы: составление письменного анализа причин разложения феодализма в России в первой половине XIX века. | Проверка степени изученности на экзамене. | |||
7. Государство и право России в период Великих реформ и контрреформ (вторая пол. XIX – начало XX вв). | Подготовка к лекционному занятию. Составление схемы политико-правового устройства Российской империи после Великих реформ. Презентация на тему «Трагедия Александра II: тернистый российского путь реформатора». | Проверка выполненного задания при решении правовых задач. | |||
8. Государство и право России в период буржуазно-демократических революций (1905 – 1917гг.). | Самостоятельное изучение темы. Составление схемы политико-правовой системы Российской империи после Манифеста 1905г. | Проверка степени изученности темы на экзамене. | |||
9. Создание советской системы государства и права (октябрь 1917 – лето 1918гг.). | 1. Подготовка к лекционному занятию. Составление схемы политико-правового устройства Советской России. | Проведение экспресс-опроса по предыдущим темам. | |||
10. Советское государство и право периода гражданской войны и интервенции (1918 – 1921). | Самостоятельное изучение темы. Составить схему главков в Советской России в годы гражданской войны. Составить таблицу направлений политики «военного коммунизма». | Проверка степени изученности темы на экзамене. | |||
11. Правовая и политическая система периода НЭПа (1921 – 1929гг.). | Самостоятельное изучение темы. Составление таблицы «Основные направления политики НЭПа». Составление таблицы «Основные изменения правовой системы СССР в годы НЭПа». | Проверка степени изученности темы на экзамене. | |||
12. Государство и право периода становления и апогея тоталитаризма (1930 – 1941гг.). | Подготовка к лекционному занятию. Составление схемы политико-правового устройства СССР. Подготовка к групповой дискуссии «Сталинский тоталитаризм: «за» и «против». | Проведение экспресс-опроса по предыдущим темам. | |||
13. Советское государство и право во время ВОВ 1941 – 1945гг. 14. Советское государство и право в послевоенные годы 1945 – 1953гг. 15. Советское государство и право в 1953 – 1985гг.: от попыток реформ к «застою». 16. Изменения в советской правовой и политической системе в период «перестройки» 1985 – 1991гг. | Самостоятельное изучение темы. Подготовка письменного анализа «Деятельность СМЕРШа в годы ВОВ». Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка к групповой дискуссии «Послевоенные годы: апогей сталинизма или кризис мобилизационного пути развития?». Подготовка к семинарскому занятию. Подготовка к групповой дискуссии «Застой: «за» и «против». Составление схемы государственного устройства СССР. Подготовка к лекционному занятию. Составление таблицы «Изменения советской политико-правовой системы во время «перестройки». | Проверка степени изученности на экзамене. Обсуждение вопросов на семинарском занятии. Обсуждение вопросов на семинарском занятии. Проверка выполненного задания. | |||
Подготовка к экзамену | |||||
Контрольная работа | |||||
Всего: |
Освоение студентом дневной формы обучения каждого вида деятельности осуществляется в рамках балльно-рейтинговой системы, включающей текущую и промежуточную аттестации.
Результаты решения задач дисциплины диагностируются в ходе текущей аттестации качества усвоения знаний. Проверка качества усвоения знаний по дисциплине ведется в течение семестра как в устной форме (знания студентов проверяются на семинарских занятиях), так и в письменной (экспресс опросы, проверочные тесты на лекционных занятиях). Умения применять нормативные правовые акты в конкретных ситуациях проверяются на семинарских занятиях при раскрытии теоретических вопросов, так как подготовка к ним в первую очередь основывается на различных по юридической силе нормативных документах. Кроме того, каждое семинарское занятие предусматривает решение конкретных правовых ситуаций.
Текущая аттестация проводится в течение всего срока изучения учебного курса, дисциплины и рассчитывается в 100- балльной системе.
Контроль деятельности студентов заочной формы обучения может осуществляться как в традиционной форме, так и с использованием дистанционного обучения.