Дидактические взгляды Я. A. Коменского

Основание Я.А. Коменским классно-урочной системы организации учебного процесса. Коменский об учителе и требования к нему.

Принцип природосообразности воспитания Я.А. Коменского. Возрастная периодизация и система школ в педагогической теории Я.А. Коменского.

Коменский, Исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода,. по 6 лет каждый: детство — от рождения до 6 лет включительно,

отрочество - от 6 до 12 лет,

юность - от 12 до 18 лет,

возмужалость - от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения; юность, характеризуется более высоким уровнем развития мышления.

Для детей до 6 лет включительно он предлагает материнскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества (т.е. для детей от 6 до 12 лет) предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей (от 12 до 18 лет) должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или большой области — академия. Каждая следующая ступень является продолжением предыдущей. Таким образом, Коменский выдвинул демократический принцип единой школы.


8. Я. А. Коменский о целях и задачах воспитателя, о моральном воспитании и дисциплине.

Я.А.К.(1592-1670),чешский мыслитель - гуманист, педагог, писатель, преобразователь школьного дела в ряде стран. К. создал выдающееся произведение «Великая дидактика»(1632).В этом труде он сформулировал цель воспитания подрастающего поколения, согласно которой каждый человек должен быть подготовлен к существованию в вечной, загробной жизни, но при этом в своем земном существовании он должен быть разумным созданием. К. утверждал, что человек должен все исследовать и давать всему имена, все исчислять, понять, что находится в мире. По К. человек должен использовать все вещи по их назначению употреблять их с пользой для себя, человек должен представлять себе Бога. Т.о. по К-у человек должен быть: знающим все вещи; владыкою всех вещей и самого себя; чтобы он себя и все возводил к Богу. К.выделяет 3 задачи воспитания: научное образование; нравственное воспитание; религиозное воспитание.

Под научным образованием понимается познание вещей, искусств. Под нравственным воспитанием - внешняя воспитанность, основа побуждений. Под религиозным - внутреннее богопочитание. Я.А.К. оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики. Он самый яркий представитель педаг. мысли 16в. Считается отцом современной педагогики.

Классно-урочная система. Коменский установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 часов в латинской школе), теоретически разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил ее. В школах тогда прием учащихся производился в разное время, в течение всего года. Ученики хотя и сидели вместе в классе, но коллективных занятий со всеми учениками класса большей частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, индивидуальным темпом. Учитель занимался индивидуально с учениками. Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом. Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе. Коменский настаивал на систематическом обучении и указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению отдельных его сторон. Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Все предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Ценные указания дал Коменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.

(Заслугой К является теоретически обоснованные классно-урочные системы. В конце 16-нач 17 века преобладала индивидуально и индивидуально-групповая форма обучения. При индивидуально групповом обучении учитель занимается с группой детей (10 чел) имевших различный уровень подготовки. Учитель поочерёдно спрашивал у каждого ученика пройденное, каждому объяснял новый материал, давая задания. Такая организация учебного процесса позволяла ученикам приходить в школу в любое время года и в любое время дня. Ни индивидуальная ни индивидуально групповая форма обучения не обеспечивала большого числа учащихся. На смену им пришла более совершенная форма обучения- классно-урочная система. В 16в она распространилась в иезуитских школах Европы, в нач. школах Чехии, Венгрии, Польши, братских школах. Беларуси и Украины. При классно-урочной системе учащиеся группировались в отдельные классы в соответствии с возрастом и уровнем знаний. Учитель ведет занятия со всем классом одновременно. Ком. Предложил производить прием в школу один раз, раз в год и учебный год разделить на четверти, внести каникулы, определил продолжительность учеб. года. 4года в нач. школе, и в средней. Основной формой обучения был урок. Уроки проводились по твердому расписанию. Ком. дал указание как вести урок: часть урока посветить опросу, часть объяснения нового материала, любой урок должен иметь цель и определенную тему. Учитель ведет уроки и следит за порядком и дисциплиной.)

В основу познания и обучения Каменский поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики». Все что только возможно предоставлять для восприятия видимое для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – осязанием. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами.

Каменский требовал, чтобы учение начиналось не со словесными толкованиями о вещах, но с конкретных наблюдений за ними. Великая заслуга Каменского в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов. Он гениально обосновал, обобщил, углубил и расширил имевшийся уже практический опыт наглядного обучения, применения 6аглядности на практике, снабдив свои учебными рисунками. Бессмысленной механической зубрежке, догматичности, обучения Каменский противопоставил требование сознательности обучения. Каменский настаивал на систематичности обучения. Он указывал на необходимость доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовывать учебный материал, чтобы он не казался для учащихся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которых систематизируют, обобщают эти факты и примеры. Большое значение Каменский также придавал последовательности обучения. Все предполагаемое учащимся для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями.

Считались, с возрастными особенностями детей Каменский советует, сначала развивать ощущения учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить это на деле. Ценные указания дал Каменский, выдвинув дидактическое требование посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигается ясностью преподавания. Сообщением основного без излишних деталей.

Выдвинув дидактическое требование прочности усвоения учащимися учебного материала. Каменский говорил, что надо закладывать прочное основание добиваться, чтобы учащиеся усваивали преподаваемое им. Огромное значение для прочного усвоения учебного материал имеют упражнения и повторение усвоенного материала учащимися. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых работ; это относится и к чтению. Каменский стремился, как можно сильнее развивать познавательные способности учащихся, поощрять детскую любознательность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: